Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества и авторских колыбельных песен.
Задачи:
- раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
- через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
- учить устанавливать связь между произведениями устного народного и литературного творчества;
- совершенствование всех видов деятельности6 слушания, говорения, чтения, пения;
- развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей;
- развивать эмоциональность, артистичность детей
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, фонограмма песни, карточки с алгоритмами, игрушечная колыбель, кукла.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок,
- Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им.
2. Введение в тему урока.
Определение темы урока учениками.
- Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение “Вопросы и ответы”. Послушайте его.
Инсценировка стихотворения в форме диалога (двух учеников).
-Дедушка, кто старше меня?
- Твой папа и мама.
- А кто старше, чем они?
- Мы с бабушкой...
- А кто старше всех на свете?
- Внученька, старше всех на свете, я думаю,
Наш хлеб насущный
Да ещё колыбельная,
Которую поёт твоя мама.
Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок. Он будет тихим спокойным. Кто догадался почему? Назовите тему сегодняшнего урока.
- Да тема нашего урока “Колыбельные песни” (Слайд №1)
- Какой будет цель нашего урока? (Слайд №2)
- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке?
(Учитель вместе с детьми составляет план. Слайд №3. Пункты плана открываются по щелчку)
Выяснить, что мы знаем о колыбельных песнях.
Когда они появились и зачем их поют?
Выяснить какие бывают колыбельные песни.
Научиться выразительно читать и петь колыбельные песни.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, цель урока, составляли план, планировали свою деятельность)
- Но сначала нам нужно выполнить небольшую речевую разминку.
3. Речевая разминка. (Слайд №4)
- Посмотрите на доску. Прочитайте скороговорку глазами.
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу!
1-й ряд прочитайте её шёпотом.
2-й ряд прочитайте чуть громче.
3-й ряд прочитайте громко.
Работа в паре: прочитайте друг другу по очереди с грустным настроением, с весёлым настроением.
- Ну вот теперь ваш речевой аппарат готов к работе.
4. Беседа “Что мы знаем о колыбельной песне”
- Слышали ли вы колыбельные песни?
- Кто их исполнял? О чём эта песня?
От каково слова произошло слово “колыбельные”
Давайте уточним значение слова. Задание №1 в тетради на стр 38.
- Зачем её поют? Когда?
5. Рассказ учителя о колыбельной песне.
Народные колыбельные песни появились очень давно. Главный секрет народной колыбельной песни её простота; песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали матери, качающие в колыбелях своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, “речитативом”. Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно часто в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.
- Когда то я пела колыбельные песни своим детям, а теперь пою внукам.
Учитель исполняет народную колыбельную песню. (Слайд №5 и №6)
Баю-баю, баю-бай, Тёмна ноченька – не спится, Ты собачка, не лай, Моя Владочка боится Белобока, не скули, Ты собачка не лай, Мою Владу не буди. Мою Владу не пугай
- К какому животному идёт обращение в данной песне?
6. Пальчиковая гимнастика. (Слайд № 7)
7. Чтение народных колыбельных песен. (Работа в группе)
А) Задание в тетради №2 на с. 38.
Работа по алгоритму:
- Определите, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребёнку)
- Выберем тон и темп чтения (читаем ласково, спокойно).
- Обрати внимание на знаки препинания, где необходимо сделать остановку.
- Учимся читать выразительно про себя.
- Работаем в группе. (выступление одного участника группы или всей группой)
Б) Сравнение прозвучавших песен.
- Чем похожи эти песни? (напевностью, спокойные, добрые)
8. Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика. (Слайд №8)
9. Введение в тему урока.
- Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.
- Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил)
- Посмотрите на эти иллюстрации. Что проявляют животные к своим детёнышам? (они беспокоятся о них, заботятся, защищают).
- Очень нежную песню сочинили Ю.Яковлев и композитор Е. Крылатов к М\ф “Умка”. Послушайте фрагмент песни. (Слайд №9)
- Что вы почувствовали, слушая фрагмент песни?
10. Работа с текстом литературной колыбельной песни. (Слайд № 10)
А) Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник на стр. 51 и рассмотрите иллюстрацию.
- Кого мы видим? Если бы картинка ожила, то что бы мы услышали?
- Прочитайте фамилию автора.
Б) Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова. “Спи, мой мальчик! Птицы спят...”
2) Обсуждение прочитанного.
- Какие картины вы представили? Расскажите.
3) Чтение вслух по строфам.
1-я строфа
- Косули робкие, то есть какие? (Они всего бояться)
- Почему в песни называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать).
- В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. (Заснули, дремлют, почивает).
- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, всеми уважаемый).
2-я строфа
- Почему мальчику не надо ничего бояться?
3-я строфа
- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых)
- Что значит “звери лёгкие на роздых”? (Они легко засыпают).
- О чём просит мама сына? (заснуть)
В) Работа с текстом после чтения.
1)- Какие чувства надо передать при чтении? (Любовь, покой, тепла, готовности защитить)
Физкультминутка.
2) Упражнение в выразительном чтении (Работа в парах)
Дети работают по алгоритму:
- Прочитай и представь описанную, словами картину.
- Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.
3) Подготовься читать выразительно.
Через несколько минут учитель говорит, что пришло время работать в паре. Дети читают колыбельную соседу.
- Кто может прочитать колыбельную перед классом. (Класс оценивает чтение)
ИТОГ УРОКА. (Слайд №3)
- Давайте, проверим ли вам справиться с той деятельностью, что мы планировали? (Учитель вместе с детьми отмечает, что все пункты плана выполнены)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем? (С колыбельными песнями)
- Нужны ли они человеку и если да, то для чего?
- Что вам запомнилось на уроке?
Учитель: Я надеюсь, что вы будите петь колыбельные пени своим братьям и сестрёнкам, а затем и своим детям. Младенцы, которым поют колыбельные песни раньше начинают произносить звуки, у них быстрей развивается гортань, а, следовательно, и речь.
Д\З. Выучить одну (по желанию) колыбельную песню. Из учебника стр. 51-52.
(Слайд №11) Звучит песня “Спят усталые игрушки...
- Всем спасибо за работу на уроке.