Цель и задачи:
- Расширить представление детей о малой и большой Родине.
- Совершенствовать познавательную активность.
- Закрепить знания детей о родном городе Барабинске.
- Развивать память, сообразительность, находчивость, прививать уважение к своей Родине малой и большой.
Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, достопримечательности.
Предварительная работа: рассматривание картин и репродукций с изображением российского пейзажа; изображения герба, флага, президента России; презентации “Достопримечательности нашего города”, “Сотрудники детского сада”, “С чего начинается Родина?”; чтение художественной литературы по теме; слушание музыки: “С чего начинается Родина?” М. Матусовский, музыка из кинофильмов “Усатый нянь”, “Тени исчезают в полдень” (“Гляжу в озера синие”); оформление выставки рисунков на тему “Дом, в котором мы живём”; создание детско-родительского проекта “Моя малая Родина”.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаем много нового и интересного о нашей большой и необъятной стране. На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и скажите, секрет какого слова мы будем раскрывать сейчас. Это отрывок из стихотворения, которое написал наш с вами соотечественник, житель города Барабинска Леонид Бойков.
Родина... Милая, милая Родина!
Как же ты ныне понятно – близка!
Замер я, замер на тропке не пройденной
У твоего золотого леска...
Дети: Это слово Родина.
Воспитатель: Итак, слово “Родина”. Родина – это слово свято для каждого человека. “Родина наша – солнышка краше”, гласит русская пословица. О Родине люди слагают стихи, поют песни. А какие вы помните пословицы о Родине? Но мы сейчас будем не просто рассказывать пословицы о Родине, а поиграем в игру “Передай журавля и назови пословицу”, ведь журавль это символ герба Барабинского района нашей малой Родины.
По-очереди дети рассказывают пословицы, поясняют смысл некоторых из них.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Где кто родится, там и пригодится.
Жить – Родине служить.
Воспитатель: От слова Родина произошли такие слова, как “родная”, “родной”, нужно придумать к словам подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным, поиграем в игру с мячом “Подбери словечко”.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.
Воспитатель: Замечательно подобрали! А для вас кто самый близкий и родной человек?
Дети: Самый близкий и родной человек, это мама.
Послушайте стихотворение про маму в исполнении Жени:
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
“Родная мамочка моя”!
Воспитатель: А давайте по одному скажем нежно и ласково: “Родная мама, родная мамочка, родная мамулечка”. Маму нужно любить и беречь. Чтоб быть сильными и здоровыми мы с вами сейчас выполним физминутку:
Как солдаты на парад мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас
Мы захлопали в ладоши - дружно, веселей
Застучали наши ножки - громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Под музыку из кинофильма “Усатый нянь” идут слайд детский сад.
Воспитатель: Посмотрите на слайды и скажите, что вы на них видите.
- Стас расскажи нам стихотворение про детский сад:
Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.
- А как по-разному можно произнести фразу “Родной наш сад”?
Дети: “Родной наш сад”, “Родной наш сад”, “Родной наш сад”.
Воспитатель: Еще существует такое выражение “Родная сторона”. Как вы думаете, что это?
Дети: “Родная сторона” - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Такое место по-другому еще называют - “Родина”.
- Послушаем песню о Родине (вовремя прослушивания слов песни просматривание слайдов) “С чего начинается Родина?” М. Матусовский
Воспитатель:
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Слайд России)
Дети: Наша страна - Россия.
Воспитатель: Да, наша Родина - Россия.
- А как называется главный город в нашей стране? (Слайд Москвы)
Дети: Главный город нашей страны, это Москва.
Воспитатель: Вы знаете, что в каждом государстве есть свои отличительные символы? Как они называются?
Дети: Гимн, герб, флаг.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядят герб и флаг нашей Родины?
- Сейчас мы это проверим. Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны. (Слайды)
- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. (Слайд России)
- Россия поделена на маленькие области, регионы.
- А как называется область, в которой мы живем?
Дети: Наша область Новосибирская.
- Мы с вами живем в Новосибирской области. Посмотрите, вот как выглядит Новосибирская область на карте России. (Слайд с НСО)
- А в Новосибирской области есть район, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. (Слайд Барабинского района)
- Как же называется наша малая родина?
Дети: Барабинск.
Воспитатель: Дома, вместе с родителями, вы рисовали дома и улицы, в которых вы живете. Давайте посмотрим на эти рисунки, но прежде чем рассказать о своих домах, “построим” дом вместе со старым гномом.
(выполняем физминутку)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.
- А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы и дома, на которых вы живете? Виталик расскажи.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
(2-3 ребенка выходят с рисунком своего дома в котором он живет и рассказывает кратко о нем)
(Выставка всех детских работ рисунки улиц на которых живут дети) .
Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город - Барабинск. Ребята, а вы знаете, что наш город славится своими памятными местами – достопримечательностями. Посмотрите на слайды.
Во время показывания слайдов с фотографиями “Достопримечательностей города” под музыку из кинофильма “Тени исчезают в полдень” - “Гляжу в озера синие” Ира Прищепа рассказывает стихотворение:
Мы живем,
Мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
- Какие достопримечательности вы увидели на слайдах?
(Дети по очереди отвечают и показывают, увиденные ими достопримечательности).
Рефлексия
Воспитатель:
“Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют”
Одним широким словом “РУСЬ”.
- Ребята, скажите, что именно вы узнали?