В каждом классе всегда есть не только сильные ученики, с которыми легко работать, но и более слабые, которых учитель должен заинтересовать и увлечь своим предметом. Здесь ему на помощь придут различные формы уроков. Такие уроки делают процесс обучения более интересным , занимательным, а подчас и расширяют кругозор учащихся в других областях.
1. Урок-лекция
- предполагает устное повествовательное, целеустремленное изложение учебного материала;
- применяется при изложении учебного материала, носящего ознакомительный характер;
- не прерывается вопросами к учащимся;
- позволяет при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний;
Но здесь есть и свои минусы:
- характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности;
- затрудняет обратную связь: учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся.
2. Математический диктант (тест)
- Их можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые. Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы. При их выполнении учитель получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.
3. Урок-игра
- Важнейшим свойством такого урока является то, что дети действуют на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими всегда добровольно, без принуждения.
4. Урок-кроссворд
- На таком уроке дети разгадывая кроссворд, вспоминают пройденный материал, учатся грамотно записывать математические термины.
5. Мультимедиаурок
- Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта усвоения материала.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если грамотно и интересно преподнести её. Ниже хочу привести пример урока-игры, который помимо отработки знаний по математике даёт некоторые сведения из области астрономии.
ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить работу по формированию умения упрощать выражения; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук и проектор, презентация.
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы будем путешествовать по Солнечной системе.
Для того чтобы наше путешествие было удачным, нам нужно будет вспомнить распределительные свойства умножения:
1. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения.
(Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения).
2. Распределительное свойство умножения относительно вычитания.
(Для того, чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.)
3. А каким свойством умножения мы ещё пользуемся при упрощении выражений? (сочетательным).
А на какую же планету мы с вами отправимся? Ответ вы разгадаете, решив устно следующие примеры.
1. 91*6 Й
2. 50*9*2 К
3. 25*27*4 Р
4. 56 * 4 М
5. 2*44*5 И
6. 25*13*4 Е
7. 59*8 У
- 224
- 1300
- 2700
- 900
- 472
- 2700
- 440
- 546
Учитель: Название какой планеты зашифровано в данной таблице?
Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем: сколько земных суток длится год на Меркурии? Для этого надо решить следующий пример:
Упростите выражение и найдите его значение при а = 11
11а – 4а + 11 = ?
Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Своё название она получила в честь древнеримской богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле. А если мы решим уравнения и выберем наибольший корень, то узнаем, сколько земных суток длится год на Венере. (Ответ: 225)
1). 6у – 2у + 25 =65 2). 7t + 6t -13 = 130 3) 3m + 2 m – 125 = 1000.
Ответ: 10 Ответ:11 Ответ:225.
Следующая планета похожа на таинственный красный глаз – это (Марс).
Мы с другом решали следующую задачу: расстояние между двумя марсоходами, едущими по шоссе, равно 200 (двумстам) км. Скорости марсоходов 60 км/ч и 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час? Я отвечаю 340 км, а друг – 180 км. Ответьте, пожалуйста, кто из нас прав? (оба)
1) машины едут навстречу друг другу: 200- (60+80) = 60 км;
2) машины едут в разные стороны: (200+ (60+80) = 340 км;
3) машины едут в одну сторону, вторая догоняет первую: 200+60 – 80= 180 км;
4) машины едут в одну сторону, вторая впереди: 200+80-60= 220 км.
Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Решив задание, вы узнаете, во сколько раз Юпитер больше Земли.
Упрости выражение и найди его значение при к = 11
3 к + 17 + 5 к + 15 =
В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, - это Сатурн. Если мы найдём закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.
- 1981
- 1996
- 2011
Через каждые 15 лет кольцо исчезает. Ребята, вычислите, в каком году следующий раз исчезнет кольцо?
ИТОГИ УРОКА
Наше путешествие подходит к концу. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Вы не только многое узнали о Солнечной системе, но и тренировались в упрощении выражений, в решении уравнений и задач.
Домашнее задание