Игровая терапия "Формирование доброжелательных отношений". Организация сюжетных игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных, поведенческих и речевых расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере, поведении, речи ребёнка, а также провести коррекцию отдельных черт характера. [3]

В обыденной жизни со словом “игра” люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное. Однако о значении игры для полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр.[1] Одной из задач организации игр в дошкольном возрасте является умение формировать доброжелательные отношения между детьми, а также, способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своём “я”, что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребёнка рассказать о сверстнике. Вместо развёрнутого ответа можно услышать краткую фразу: “Он со мной дружит” или “Он меня обижает”. [3]

Существует большое количество детских игр, и учёные их классифицируют по-разному. Но все единодушны в одном: наибольшим развивающим эффектом обладают сюжетные игры. [2] Именно в сюжетной игре, где всё условно, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Благодаря игре ребёнок учится ориентироваться в социальных отношениях, став взрослым, он сможет избежать многих неприятностей, с которыми не справятся даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.

Учёные установили, что игра имеет самое непосредственное отношение в подготовке ребёнка к школе. В игре малыш сам определяет замысел, воплощает его в сюжете, по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие ребёнка, формирование инициативности и самостоятельности.[5]

У игры есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. Игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье.[4] В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. Для этого в детских садах создаётся особая предметно-игровая среда. При правильной организации предметно-игровой среды в группах нужно использовать только игрушки и оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей; каждая игрушка должна быть “жителем” группы: иметь место “жительства” и имя; необходимо выделить игровые зоны для мальчиков и девочек. [5]

Игры идут по двум заметным руслам: игры, где роль выполняется лично самим ребёнком и режиссёрские игры, когда ребёнок управляет игрушкой.

Режиссёрская игра.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссёрская игра.

Что нужно для режиссёрской игры?

  1. Наличие индивидуального пространства для игры;
  2. Наличие игрового материала;
  3. Умелое руководство игрой (позиция взрослого как зрителя: не вторгается, а просит пояснить. Режиссёрская игра чаще всегда индивидуальна. Ребёнок не допускает в свой мир взрослого);

Режиссёрские игры делятся на стендовые и настольные.

  1. Стендовые игры - это стенд-книжка, фланелеграф, магнитная доска, теневой театр, панно.
  2. Настольные режиссёрские игры - это настольный театр игрушек, картинок, макеты и др.
  3. Существуют и компьютерные режиссёрские игры (например, игра “ЛЕГО”). [6]

Для режиссёрской игры очень важна правильная организация предметной среды в группе. Нужны небольшие игрушки, так как действие чаще всего разыгрывается на столе. Игрушки могут быть и самодельными, но должны быть прочными, устойчивыми и разнообразными: фигурки людей, животных, сказочных персонажей, транспорт, дома, деревья, мебель и др. Можно использовать конструктор, пригодятся разные подручные средства: камешки, лоскутки, шишки, фантики. Ребёнок развёртывает события с персонажами - игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению развёртыванию разнообразных комбинаций, событий, активизирует комментирующую речь. [5]

Более высокой ступенью сюжетно-ролевых игр является игра с макетами (Михайленко Н.Я.), она востребована старшими дошкольниками.

Игры с макетами.

Для того чтобы игра получила своё развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый “маркер пространства воображаемого мира”. Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развёртывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического). [6]

В детских садах нужен “универсальный” макет, т.е. тематически многозначный. “Универсальные” макеты делятся на два типа: макеты-модели и макеты-карты.

Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, это небольшие плоскости с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дом, светофор, ферма, забор и т. д.), дополнением служат тематические фигурки, которые дети расставляют и двигают их по своему желанию. Макет должен быть удобным в обращении и хранении. [2]

Макеты-карты представляют собой довольно большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами (на макете “Улица города” цветом выделяются дороги, площадки для зданий; на ландшафтной макете-карте цветом обозначают природную территорию: лес, река и т.д.).

Макет и антураж к нему может быть сделан в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателями и родителями. Примерная тематика макетов для детей старшего дошкольного возраста: “Зоопарк”, “Улицы города”, “Рыцарская крепость”, “Дом для семьи”, “Парк юрского периода”, “Деревня”, “Рыбалка”, “Детский городок”, “Подводное царство”, “Автосервис”, “По граничная застава”, “Планетарий”, “Детский сад”, “Строительная площадка”, “Пожарная часть”, “Цирк”, “Пиратский остров”, “Гараж”, “Станция скорой помощи”, “Воинская часть”, “Северный полюс”, “Лес”, “Пустыня”, “Путешествуем по сказке” и др. [4]

Приведём пример организации сюжетно-ролевой игры “Поездка в магазин” в старшей группе детского сада:

Задачи:

  • научить детей гибкости ролевого поведения в зависимости от сложившейся ситуации;
  • развивать умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться атрибутами, соблюдать очередность);
  • стимулировать детей пользовать предметами – заместителями, гибко использовать игровое оборудование;
  • способствовать возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре;
  • формировать умение придумывать и развивать сюжет, создавать предметно-пространственную среду.

Оборудование: руль, сумка кондуктора, билеты, корзинки, сумочки, стульчики, мафы, атрибуты уголка ряженья, парикмахерской.

Предварительная работа: поездки детей с родителями в магазин; рассказы, впечатления детей из своего опыта; беседы о поведении в транспорте, магазине, на улице; чтение художественной литературы

(В.Лиходед “Веселые машинки”, О.Журавлева “Новые правила поведения в транспорте для воспитанных детей”).

Этапы игры:

Первый этап.

Взрослый:

  • Создает предметно-пространственную среду.
  • Задает и распределяет роли.
  • Берет главную роль.
  • Обговаривает игровые действия персонажей.
  • Осуществляет прямое руководство игрой.

Ребенок:

  • Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.

Второй этап.

Взрослый:

  • Создает предметно-пространственную среду.
  • Придумывает и развивает сюжет.
  • Привлекает к выполнению главной роли какого-нибудь из детей или в течение игры передает эту роль другому ребенку.

Ребенок:

  • Придумывает и развивает сюжет.
  • Создает предметно-пространственную среду.

Третий этап.

Взрослый:

  • Выступает в роли наблюдателя.

Ребенок:

  • Создает и обогащает предметно-пространственную среду.
  • Придумывает сюжет.
  • Задает и распределяет роли.
  • Предлагает роль воспитателю.
  • Осуществляет руководство игрой.

Четвертый этап.

Взрослый:

  • Наблюдает за игрой детей с целью обогатить сюжет, разнообразить игровые действия, ввести предметы – заместители.
  • Наблюдает за игрой детей и фиксирует вопросы, над которыми необходимо поработать в дальнейшем.

Ребенок:

  • Создает и обогащает предметно-пространственную среду.
  • Придумывает сюжет.
  • Задает и распределяет роли.
  • Определяет тему игры.
  • Осуществляет ролевое взаимодействие.
  • Осуществляет игровые действия характерные для персонажей
  • Осуществляет руководство игрой.

Список литературы.

  1. Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.
  2. Н.А.Виноградова “Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников”, М., 2009г.
  3. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова “Организация сюжетной игры в детском саду”,М.,2000г.
  4. О.А.Скоролупова “Игра - как праздник!”, М., 2006г.
  5. О.К.Васильева “Образная игрушка в творческих играх дошкольников”. С-П., 2003г.
  6. Т.Н.Доронова “Играют взрослые и дети”, М., 2006г.