Использование анималотерапевтического метода в психотерапии эмоционально-личностной сферы детей младшего и среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

В настоящее время проблема семейной педагогики, психофизического благополучия детей в условиях семьи и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современная экономическая ситуация (“отголоски” экономического кризиса, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение современной семьи. Возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неграмотного разрешения конфликтных ситуаций. [1]

Самыми незащищенными в этом плане оказываются дети младшего и среднего дошкольного возраста, так как в силу физиологических особенностей развития у них еще не сформировались психологические механизмы защиты от неблагоприятных социальных факторов окружающего их мира.

Представленная тема была актуальна и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста и их зависимости от психоэмоциональной обстановки в семье. 

Большинство психокоррекционных и психопрофилактических программ направлены на решение психологических проблем старших дошкольников. Они содержат различной направленности психологические игры с правилами, которые оказываются не доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

В свою очередь анималотерапевтический метод открывает большие возможности использования в практике работы психолога именно с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, так как является наиболее доступным и максимально приближенным к естественной природе маленького ребенка, действия которого носят в большей степени подражательный характер. В основе анималотерапии заложен принцип подражания повадкам животных, за счет чего происходит решение множества психологических задач коррекции, которые ставит перед собой психотерапевт, психолог в каждом конкретном случаи. Стремление иметь домашних животных естественная потребность, которая начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте.

Анималотерапевтический метод как инструмент коррекции различных психологических проблем у детей был предложен Борисом Левинсон, канадским детским психиатром, который начал использовать свою собаку в терапевтических целях в 1962 году. Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью.

Таким образом животные оказывают “незримую” психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.

В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свой метод “терапия с помощью животных”. В России Н.Л. Кряжевой была разработана программа “Ребята и зверята”, предназначенная для работы с детьми, которые испытывают трудности в общении и социальной адаптации, страхи, замкнутость, чувство одиночества, агрессивность. [3]

Практика многих современных психологов показала лечиться можно не только с помощью реальных домашних животных, но и их образов: игрушек, изображений, рассказов о них...

Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции. Звучание игрушки придает занятию дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях.

В работе с детьми анималотерапевтический метод хорошо интегрируется с другими эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами и др.

Еще одной особенностью применения анималотерапии с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является возможность расширения опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки. Это их своеобразная речь, их опытные хозяева способны различать в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Ребенок улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом — его показывает. Такие наблюдения за поведением животного обогащают эмоциональный опыт маленького ребенка.

Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблемм называется направленной анималотерапией. Такой работой должен заниматься специалист, владеющий знаниями психологических особенностей развития детей, разбирающийся в глубинных причинах их внутренних проблем и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции. [3]

В 2014 году в нашем детском саду была организованна небольшая группа детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями в эмоционально-личностной сфере (логоневрозы, тики, энурез, страхи, замкнутость, повышенный уровень тревожности). Каждый ребенок нуждался в психологической помощи и поддержке. Занятия проводились 1 раз в неделю с педагогом психологом с использованием анималотерапевтического метода психокоррекции. Продолжительность занятий 20 минут. Наполняемость группы — 4-6 человек. Срок реализации системы занятий: 3,5 месяца.

К числу наиболее актуальных проблем, решаемых нами, относятся:

  • создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  • снижение психофизического напряжения;
  • развитие активного отношения к жизни;
  • совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненым ситуациям.

Занятия предполагают определенную структуру проведения предложенную Н.Л.Кряжевой. [ 3]

Вводная часть — игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой. Продолжительность — 3-5 мин.

Релаксационный тренинг — техники, снижающие психо-мышечное напряжение. Продолжительность — 8-10 минут.

Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек, рисунков). На это отводится 15 минут.

Игры и упражнения на отработку двух позиций жизненой активности, расширение поведенческих механизмов адаптации. Потребуется 10 минут.

Заключительная часть арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии. Продолжительность этих упражнений -5 минут.

Прощание — отработка механизмов рассставания. Необходимое для этого время — 5 минут.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может меняться.

Уже через два месяца проведения занятий с использованием анималотерапевтического метода с детьми младшего и среднего возраста, имеющими различные эмоционально-личностные проблемы, мы увидели положительные результаты психокоррекционной работы. Замкнутые, тревожные дети стали более эмоциональными в своих проявлениях, более открытыми. Нерешительные воспитанники стали легче устанавливать контакт. Решилась проблема нарушения сна у одного ребенка среднего дошкольного возраста; проблема адаптации к условиям детского сада у двоих детей младшего дошкольного возраста.

Полученные результаты наблюдения за развитием воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста, занимающихся на занятиях анималотерапии, позволяют говорить о положительной динамики развития эмоционально-личностной сферы.


Приложение

Занятия по программе анималотерапии для детей 3-5 лет

Занятие 1.

Тема: “Знакомство с котенком”

Цели: отработка способов знакомства, развитие наблюдательности, развитие пластичности тела, снятие напряжения в незнакомой обстановке, тренинг эмоциональной сензитивности, развитие доброжелательности через снятие элементов соревновательности в игре, развитие воображения.

Оснащение: мягкая игрушка - котенок, музыка для релаксации, музыкальный центр, мягкие маты.

Ходьба по сенсорной дорожке.

- Шагают наши ножки по узенькой дорожке,

Шли, шли и к домику.

- Ребята, посмотрим кто живет в этом домике?

Взрослый открывает дверь домика, показывает детям котенка.

Упражнение “Давайте познакомимся!”

Взрослый называет свое имя и по кругу передает игрушку котенка, дети называют свое имя.

Приглашенная на занятие кошка обследует помещение, осторожно обнюхивает и осматривает его. Детям предлагается внимательно понаблюдать за ее позой, движениями, повадками. Затем детям предлагается представить себя кошкой, которая пришла в чужой дом и осматривается. Желающие показывают, как это делается. Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

2. Упражнение “Точим когти”

Ведущий предлагает детям представить себя котятами, сесть, вытянуть руки и ноги и по команде: “Точим когти!” — напрячь пальцы, кисти рук и ног. По команде: “Мягкие подушечки!” — руки и ноги расслабляются. Упражнение повторяется 3 раза.

3. Упражнение “Согрей котенка”

Взрослый создает воображаемую картину.

- Наш котенок замерз на улице, давайте его согреем в своих ладошках, подышим на него, прижмем к своей груди.

4. Физминутка “Котик”

Вот какой каташка, дети крадутся по кругу друг за другом на носочках.
Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими руками мордашку,покачивают головой.
И на каждой лапке — к коготки-царапки, Ритмично вытягивают вперед поочередно правую и левую руки
Все ему игрушки: кубики катушки, повороты на месте вокруг себя
Котик, точно мячик,
По квартире скачет, прыжки вверх на двух ногах, руки на поясе.

5. Упражнение-релаксация “Чудесный сон котенка”

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: “Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снитсяволшебный сон: голубое небо — яркое солнце — прозрачная вода — серебристые рыбки — родные лица — друзья — знакомые животные — мама говорит ласковые слова — свершается чудо.

Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается”. Ведущий расспрашивает детей о их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

6. Прощание

Каждый участник занятия говорит кошке или игрушке добрые слова, прикасается, гладит и прощается: “До встречи!”

Занятие 2

Тема: “Знакомство с Тузиком”

Цели: эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении, знакомство с активными способами поведения в незнакомой обстановке, развитие воображения, обучение навыкам саморегуляции, снятие телесных зажимов, отреагирование страхов.

Оснащение: мягкая игрушка - щенок, музыка для релаксации, мягкие маты, музыкальный центр.

Ходьба по сенсорной дорожке.

Шагают наши ножки по узенькой дорожке,
Шли, шли и к домику.

Ребята, посмотрим кто живет в этом домике?

Взрослый открывает дверь домика, показывает детям игрушечного щенка.

Упражнение “Здравствуй, пес!”

Взрослый демонстрирует поведение собаки с помощью мягкой игрушки.

Ведущий предлагает детям понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с детьми, которых впервые видит.

Дети отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Дети представляют себя собакой, изображают позу, движения, повадки животного. Затем дети разбиваются на пары и активно руками, телом, головой прикасаются друг к другу, заглядывают в глаза, улыбаются.

2. Упражнение “Собачье имя”

Дети, сидя в кругу, поочереди угадывают имя собаки, наиболее ей подходящее. Затем выбирается лучшее.

3. Физминутка “Тузик”

Вот он крутится волчком, Дети кружатся на месте, руки держат на поясе.
Тузик, Тузик, хвост крючком. Кружатся в противоположную сторону.
Вот летит во весь опор Подскоки на двух ногах
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот - Приседают.
Словом, дел невпроворот. Подскоки на двух ногах.
А.Прокофьев

4. Упражнение-релаксация “Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Прощание

Дети по очереди подходят к игрушке-собаке, гладят, называют по имени.

Затем говорят: “Досвидания Тузик”, - сначала громко, потом тише, затем шепотом.

Занятие 3

Тема: “В гости к медвежатам”

Цели:

1. Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.

2. Обеспечить условия для релаксации и расслабления мышц тела.

3. Создать условия для закрепления мимических навыков.

4. Обеспечить условия для релаксации.

Оснащение: Игрушка медвежонок, радостный карандаш, два рисунка изображающие веселое и грустное облачка, музыка для релаксации, мягкие маты.

Приветствие “Облако”

Психолог. Давайте встанем в круг.

Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде чем с вами отправимся в путь,
Друга приветствоовать ты не забудь.
Здравствуй, (имя)!

(Дети продолжают здороваться по кругу.)

Далее психолог показывает детям 2 облачка.

- Облачко здравствуй вам говорит.

Какое ребята оно на вид?

Дети называют эмоцию (радость или грусть) сначала одного, потом другого облака.

Радостное и грустное облако нас в гости зовет,

И мы за ним полетели вперед!

(Под медленную музыку дети двигаются по комнате).

Облачко знакомит ребят со своими друзьями и пиглашает с ними поиграть.

Задание “Я радуюсь, когда...”

Радостное облачко знакомит детей с радостным корандашиком , который записывает все радостные события.

- Давайте поговорим, чему вы сегодня радовались.

Психолог записывает ответы детей на радостном облачке.

Радостное облачко знакомит ребят со своим другом Мишуткой.

- Мишутка приглашает ребят к себе в гости.

Психомышечная тренировка “Медвежата в берлоге”

1. “Игра с шишками” (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела — лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-3 раза.

2. “Пчелка мешает спать” (тренировка лицевых лицевых мышц).

В берлогу залетела пчелка. Решила она сесть кому - нибудь на язычек, но медвежата быстро стиснули зубки, сделали губки трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает.

Снова прилетела пчелка, села на лоб медвежата стали ее прогонять, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка улетела.

Пришла мама медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурили глаза. Мама видит все в порядке. Выключила свет. Открыли глаза.

3. Игра “Холодно-жарко” (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Мама медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался в берлогу. Стало холодно. Медвежата замерзли они сжались в маленькие комочки и греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.

Релаксация “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик ...(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик ..., ласкает шарик ... Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Подведение итогов, ритуал прощания

Психолог. Наше путешествие с волшебным облачком подошло к концу. Вам оно понравилось? Что понравилось?

Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: “До свидания!”

Литература

  1. Захаров А.И. Неврозы у детей. С. -Пб., 1996.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. - 240 с.
  3. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь... - Ярославль: “Академия развития”, 2000. - 176с.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  5. Куражева Н.Ю. “Цветик — семицветик”. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет - Спб.: Речь, 2014. -160 с.
  6. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. - Спб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2013. - 80 с.