Современный подход к работе с одаренными детьми в обучении немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.

Особое значение этот метод приобретает при работе с одаренными обучающимися.

Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.

Предмет “ Немецкий язык” обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь, как нигде еще, реализуются межпредметные связи. Одаренный ученик одарен очень во многом, это помогает ему глубже понять свою будущую специальность, быть эрудитом и одаренной личностью.

Одаренность детей проявляется по следующим параметрам: выдающиеся способности, возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения. Это выражается в его интеллектуальных способностях, специфических способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении, высокой мотивации к достижению, незаурядной обучаемости.

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям.

Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А немецкий язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

Одаренные дети легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны в постановке сцен, креативны.

С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, они предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними надо применять индивидуальные и коллективные формы работы(парные, групповые, командные).

В плане развития социальной, как и коммуникативной компетенции, эффективно использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ.

Известно, что выбор метода обучения немецкому языку зависит от особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, личностных особенностей обучаемых, их возраста, интересов, уровня подготовки.

Основными методами обучения иностранному языку в настоящее время являются коммуникативный метод, проектный метод, метод интенсивного обучения, деятельностный метод и метод дистанционного обучения.

С точки зрения современной методологии, коммуникативный и проектный методы являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными для обучения языку одаренных детей.

Один из основных признаков этих методов – творчество учащихся. Именно творческие задания являются признаком современности. Они позволяют по-новому построить работу не только над устными высказываниями, но и при других видах деятельности.

Задача преподавателя – интегрировать эти методики, объединив их лучшие стороны применительно к учащимся, в данном случае, одаренным детям.

Коммуникативно-ориентированная концепция позволяет обеспечить достижение цели наиболее эффективным и рациональным способом. А целью обучения немецкому языку в рамках данной концепции является выдвижение иноязычной культуры. Под иноязычной культурой следует понимать всё то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.

Комплексный характер иноязычной культуры проявляется в единстве и взаимосвязи его учебного, познавательного, воспитательного и развивающего аспектов. Поэтому любой вид работы, любое упражнение в учебном процессе интегрирует в себе все четыре аспекта иноязычной культуры и оценивается в зависимости от наличия в них данных аспектов.

Данный принцип касается не только межаспектных, но и внутриаспектных отношений. Так, например, предполагается взаимосвязь и взаимообусловленность всех четырех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования и письма) внутри учебного процесса.

Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как система взаимоотношений. Ситуации существуют, как динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения.

В коммуникативной методике учащийся воспринимается как индивидуальность.

Каждый учащийся, как индивид, обладает определенными способностями, как общего, так и частичного характера. С этой целью используются специальные средства: для выявления способностей – специальные тесты, а для развития - упражнения и опоры.

Развитие человека зависит от множества факторов, ведущими из которых при обучении общению следует считать совместную деятельность учащихся.

При организации совместной деятельности учащихся планируется развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества.

Специфической чертой коммуникативной методики является то, что целью обучения является не только овладение иностранным языком, но и иноязычной культурой, которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспекты. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи её с родной культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой из сфер его деятельности. Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых.

Коммуникативная методика также включает в себя и овладение невербальными средствами общения: такими как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и любого другого материала.

Важнейшим достоинством коммуникативной методики является то, что она обеспечивает не только усвоение немецкого языка как средства общения, но и развитие всесторонних качеств личности учащихся.

Проектный метод активно включается в процесс обучения иностранному языку одаренных детей. Этот метод сформировался сравнительно недавно и привлекает креативных обучаемых, прежде всего своей новизной и современным форматом. (В своих публикациях я неоднократно касалась этой темы.)

Метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – Проектная деятельность в какой-то мере напоминает проблемное обучение с выходом в практику, в чем заключается её огромное значение и преимущество.

Проектная деятельность – это деятельность пяти “П”: проблема, планирование, проектирование, продукт, презентация.

Проектная деятельность развивает чувство ответственности, самостоятельность, обязательность, творчество, возможности самоанализа и самооценки, партнерство, будит интерес и выводит обучаемого на уровень самообразования, самообучения и самовоспитания.

Проектный метод является реализацией личностно-деятельного похода и воплощает общемировую тенденцию на гуманизацию образования, т.е. ориентацию процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами учебного предмета.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Основными методическими принципами, на которых базируется проектная методика, являются следующие:

  • Принцип сознательности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип активности.
  • Принцип коммуникативности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип самостоятельности.

Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы. А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности как об одном из основополагающих.

Эта познавательная самостоятельность особенно привлекает одаренных детей.

Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, возможности, варианты решения стоящих перед ними задач, а принципы, на которых она базируется, делает её особенно ценной для работы с одаренными детьми.

Одаренные дети требуют особых методик при обучении их иностранному языку. Несомненно, лучшими из них являются коммуникативная и проектная методики, которые обеспечивают коммуникативно-ориентированное преподавание иностранного языка. Только эти методики, имеющие в своей основе методические принципы активности, коммуникативности, системности, цикличности и самостоятельности могут стать эффективными при работе с одаренными детьми. Чрезвычайно важным является и то, что эти методы позволяют преподавателю видеть в ученике личность.

Задания для одаренных детей должны быть творческими, приносить удовлетворение от результата. С этой целью необходимо использовать систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков. Эти упражнения должны постоянно поддерживать у детей интерес к изучению иностранного языка.

При обучении одаренных детей необходимо использовать разнообразные образовательные методы, различные формы работы. Одаренные дети креативны, использовать и развивать творческие способности таких детей помогают следующие виды деятельности:

1. Использование ролевых игр

2. Привлечение учащихся к проектно-исследовательской работе

3. Технология дебатов и дискуссий, мини-конференции

4. Использование видеоматериалов

5. Индивидуальное чтение художественной литературы как средство

реализации воспитательных задач

6. Обучение реферированию

7. Обучение написанию сочинений

Создание портфолио – форма оценивания.

Использование метода портфолио позволяет осуществить мониторинг знаний, умений и отношений обучаемых на основе систематического и специального организованного сбора доказательств, свидетельствующих о прогрессе в определенной области.

Портфолио определяется как спланированное собрание работ учащегося, показывающих его развитие и достижения по изучаемому курсу.

Заключение

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность. Нельзя забывать, что от преподавателя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями иностранного языка, в том числе:

· информационными компьютерными технологиями

· коммуникативными методиками

· проектными и исследовательскими технологиями

· индивидуальным подходом к учащимся

Это позволяет преподавателю в значительной степени усилить мотивацию к учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.

Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

Олимпиады (на 3-этапах)

Интернет - олимпиады

Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе)

Фестивали

Конференции

Создание профильных групп и классов

Одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использования при их обучении активных методических технологий. Это станет гарантией того, что наделенные особенными способностями к изучению иностранных языков дети смогут использовать свой потенциал на полную мощность, и позволит раскрыть их лингвистические таланты.

 

Из опыта работы

В работе с одарёнными детьми применяю выше перечисленные формы работы. Большое внимание уделяю внеклассной работе, методу проектов, организации конкурсов, викторин, фестивалей.

ФЕСТИВАЛЬ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ - это содружество, это творчество,

это праздник талантов.

Темы:

“Архитектура Германии”, “Живопись Германии”, “Литературная гостиная”,

“Музыкальная Германия - классика”, “Музыкальная жизнь современной Германии”,

“Человек Германии, человек России ”, “В пользу немецкого языка. Я выучу немецкий только за то, что…”, “100 лет после ВОЙНЫ. Россия и Германия в объективе прошлого и настоящего” и другие.

Организация и проведение общешкольного мероприятия.

Организация и проведение общешкольных праздников по немецкому языку школе стали для меня традицией. Когда организовала его в первый раз, то поняла, что это очень интересный, полезный и красивый праздник, и вот уже много лет он стал традиционным любимым и долгожданным мероприятием в нашей школе. Дети ждут с нетерпением этого мероприятия. Проводится фестиваль в апреле. Близится окончание учебного года, и нужно, чтобы ученики могли продемонстрировать свои успехи и достижения за учебный год. Фестиваль-это как раз то, что нужно.

Фестиваль это праздник, показ достижений, презентация своих талантов, знаний. Подготовку к фестивалю начинаем уже с I четверти.

Главные действующие лица фестиваля - ученики, родители, педагоги и конечно гости.

К участию в фестивалях привлекаю учителей МХК, литературы, географии, истории, музыки, ИЗО. Благодаря таким мероприятиям решаются многие воспитательные, образовательные, коммуникативные задачи, метапредметные связи.