Образовательная игра как форма организации внеурочной деятельности в системе преподавания курса кубановедения

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Введение.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельным уроком“Кубановедение”, в количестве 1 часа в неделю с 1 по 11 классы”.

Основополагающая идея закона “Об образовании” - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к курсу “Кубановедение”, прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой Родины – хутора, города, знать их традиции и жить жизнью и заботами. Этот предмет призван реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости междуприродой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическуюграмотность с учетом регионального компонента.

3. Развивать общественную активность, воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

4. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

5. Воспитывать верность духовным традициям малой родины.

6. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

Решение такого комплекса задач не может осуществляться только через урочную деятельность. В своей школе мы разработали свою систему организации внеурочной деятельности по данному курсу. Особое место в ней занимают образовательные игры.При разработке образовательных игр ставились следующие задачи:

- создание условий для освоения учащимися норм содержательной коммуникации;

- создание условий для освоения учащимися норм коллективнойдеятельности;

- создание условий для введения учащихся в некоторую предметную действительность и

прокладывание границ научных предметов;

- создание условий для введения новых интеллектуальных средств и их приобретения учащимися опыта

их применения;

- создание условий для рефлексии и осмысления учащимися собственной учебной формы и её

перепроектирование.

2. Модель организации образовательной игры.

Образовательная игра – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Этотакая деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своё содержание познания своей малой родины, направляется учителем и содействует углублению знаний обучающихся в области Кубановедения, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Цель:познакомить учащихся с событиями нашего края, “погрузить” школьников в их атмосферу, сформировать понимание и чувство сопричастности к истории, культуре, традициям Кубани.

Задачи проведения образовательных игр:

  • усиление интереса к предмету в целом, к истории, природе, культуре родного края, понимание своей
  • сопричастности к событиям; сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее
  • оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя; развитие любознательности обучающихся.

В целях реализации поставленных задач, была предложена образовательно-воспитательная игра “Там, на неведомых дорожках...”, целью которой являлось детальное изучение Краснодарского края (экологическая направленность - 2008 - 2009 уч. год). В этом учебном году было выбрано направление “Курорты, туризм и спорт Краснодарского края”.

Авторы образовательно-воспитательной игры

Образовательно-воспитательная игра “Там, на неведомых дорожках...” разработана группой педагогов: Горчаковой В.В., Петровой С.А.(начальные классы), Григорьевой Е.В., Новиковой Ю.А. (учителя Кубановедения).

Участники программы.

По замыслу разработчиков игра предназначена для учащихся 1-9 классов (от 7 до 14 лет)основной школы. Следует указать, что для реализации подобной игры необходимы как учителя-предметники, классные руководители, так и педагоги с особыми функциями – мастера игры (те, кто разрабатывают и организуют большую игру), оформители извукооператоры (те, кто создают особый игровой антураж), сторонние наблюдатели.

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на весь учебный год, состоит из 4 этапов. Основным условием проведения игры является:

- использование игровых образовательных технологий.

- равноправие всех её участников игры

- проведение учащимися и учениками поисковой и исследовательской работы,

- завершение каждого этапа игры итоговым значащим событием,

- обработка исследований, проведенных во время игры, и выпуск книги “Там, наневедомых дорожках”

- создание игровых центров (класс-групп под руководством учащихся-лидеров).

Основной сюжет игры.

Началом игры в 2008-2009 уч. году являлось заочное путешествие по Краснодарскому краю, в которомпринимали участие появившиеся в школе инопланетяне. Ученики под руководствомпедагогов знакомят гостей с достопримечательностями края и, остановившись наэкологической обстановке, приходят к пониманию, что охрана природы - это основная обязанность каждого Землянина.

Этапы образовательно-воспитательной игры-эпопеи “Там, на неведомых дорожках”.

1 этап. Встреча с инопланетянами и проведение заочного путешествие по Краснодарскому краю.

Станции:
Кубань литературная Кубань православная Кубань курортная
Достопримечательности Кубани Кубань мастеровая Боевая слава Кубани

2 этап. Сообщение инопланетян о жизни на планете “Экологиус” и ознакомление ихс картойЧто это заместо и чем оно знаменито, придётся ответить ученикам школы, представителям цивилизации Землян.

3 этап. Работа с первым видом тропы (Изучение растительного и животного мира Северокавказского биосферного заповедника).

4 этап. Передвижение по второй тропе “Достопримечательности Северокавказского биосферного заповедника”.

5 этап. Изучение третьего вида троп “Тропами Великой отечественной войны”

  • На 1 этапе каждый класс со своим руководителем провели исследовательскую работу, подготовили презентацию своей станции и представили её другим путешественникам.
  • На 2 этапе уч-ся знакомились с различными картами Краснодарского края, для этого ребята посетили Муниципальный историко-краеведческий музей Усть-Лабинского района, смогли изучить территорию Усть-Лабинского района на макете.
  • На 3 и 4 этапе дети под руководством педагогов и с помощью родителей провели исследовательские работы и подготовили презентации: “Азбука” животные и растения моей местности; “ Легенда о Кубани”; Красная книга “Животные моей местности”; Красная книга “Растения моей местности”; презентация “Загадки о растениях и животных Красной книги Краснодарского края”.Ребята побывали в походе в окрестностях хутора Заречного, где смогли более подробно изучить растительный и животный мир своей местности.
  • На 5 этапе “Тропами Великой отечественной войны” - в рамках данного направления учащиеся принимали участие вкраевом конкурсе “Отблеск славных побед зажигает сердцамолодых”, где рассказали о выдающихся земляках Матузнове, Клепикове.

Ребятами школы накануне 65 годовщины со дня Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками была создана книга - памяти своеобразная летопись Великой Отечественной войны, в которую вошли имена и фамилии воинов - односельчан, воспоминания жителей Некрасовского сельского поселения - участников и свидетелей тех страшных и далеких событий.

Итогом игры стала подготовка и проведение мероприятия “Праздник кубанской берёзки”, которое было приурочено не только к экологической теме нашей образовательно - воспитательной игры, но и посвящено празднику Святой Троицы, который почитают все верующие христиане во всем мире.

Уч-ся, под руководством преподавателей перед проведением праздника провели исследовательскую деятельность среди жителей хутора о традициях праздника Троицы, изучили обряды, блюда, подготовили стихи, песни, наряды, изготовили обрядовую куклу Троицыной недели.

Исходя из поставленной цели игры в 2009-2010 учебном году “Духовно-нравственное воспитание учащихся через сохранение семейных традиций в условиях сельской малокомплектной школы”, были подключены педагоги школы, родители, члены семей. Уч-ся с участием своих семей провели исследовательские работы по изучению семейных традиций, ремёсел, обычаев. Родители принимали активное участие в проведении и организации праздников, поездок, экскурсий.

“Кубань мастеровая” - Детальное изучение ремесел и промыслов на уроках и внеклассных занятиях выбрано не случайно, так как практически в каждой семье наших учеников есть свои мастера. Были организованы ипроведены мастер-классы: плетение веников, знакомство с изделиями из лозы, мастер- класс по вязанию крючком.

Собраны ценные вещи жителей хутора для школьного музея.Завершающим этапомэтой части образовательной игры был праздник семейных традиций. С помощью педагогов, уч-ся, родителей, персонала был собран материал для воссоздания интерьера казачьей хаты, передан дух старины, обычаи, традиции. Ребятам заранее было дано задание: подготовить проект вместе с родителями о традициях семьи и представить его. Завершением праздника было представление работ, прославивших семьи ребят.

Продолжение игры-эпопеи “Там, на неведомых дорожках”в 2010-2011 уч. году.

В нашей школе состоялась квест - игра “Там, на неведомых дорожках ...”

Цели:

  • познакомить учащихся с историческими достопримечательностями малой Родины;
  • экологическое воспитание;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви кРодине;
  • воспитание доброты, активной жизненной позиции учащихся,
  • сплочение коллектива.

Учащиеся путешествовали по историческим достопримечательностям хутора, преодолев 4 станции:

Путешествие по станциям:

1 станция – клуб хутора Заречного.

Задание: рассчитать, какое количество зерна может поместиться в здании клуба.

2 станция - парк хутора.

Исследовать, какие виды растений произрастают в парке. Определить возраст деревьев.

3 станция – святой источник по улице Школьной.

Задание: Сделать фотоальбом “Источник в Заречном”, написать небольшой репортаж об источнике.

4 станция: “Старая школа”.

Задание: воссоздать план старой школы в хуторе заречном по фотографиям и рассказам бывших учеников школы.

На каждой станции детей ожидали неожиданные сюрпризы и задания: ребусы, загадки. Кроссворды и старинные кубанские игры. Ребята были заняты увлекательной деятельностью, с азартом выполняли задания. Было интересно наблюдать за тем, как горели глаза у ребят, когда они искали очередной конверт с заданиями, с каким интересом пытались разобраться в новой, незнакомой игре. Заключительным этапом мероприятия было создание альбома “Моя малая Родина”, куда ребята поместили самостоятельно сделанные фотографии.

В 2012-2013учебном году, кроме организационной работы школы, была проявлена активность в проведении образовательных игр, посвященных Дню образования Краснодарского края 13 сентября. Значимым событием в нашей школе стала образовательная игра – праздник “Переселение казаков на Кубань”.

Территория школы превратилась в настоящий творческий полигон. На месте этнического уголка “Атамань” расположилась “Запорожская Сечь”. Именно отсюда отправились в длительное путешествие запорожские казаки и именно отсюда, спустя 220лет, начались интереснейшие, но трудные испытания, требующие смекалку, ответственность, сноровку, чувство юмора.

По виртуальной реке Кубань первая команда “казаков”, испытывая препятствия, добралась до берега, где принялась строить жильё – первый курень.

Следующий этап переселения – Казачье  подворье, где участников ждал неожиданный сюрприз – настоящая медная ступа. Этой  посудине много лет, а сегодня наши ребята толкли в ней зерно и кукурузу, причём кукурузу сначала необходимо было порушить.

Казалось бы, что может быть проще, но, оказывается, не все “переселенцы” владеют навыками работы с зерновыми культурами. Казачье подворье ещё раз напомнило детям о том, что даже такая, на первый взгляд, простая работа требует умения, навыков, терпения,  трудолюбия и смекалки.

Впереди ещё один переход – ТворческийВ результате - все участники игры выучили новую песню, а школа приобрела 6 гербов своего хутора. Каждая команда внесла в изображение свою оригинальную идею.

Проверкой смекалки, хитрости, логического мышления стал барьер “Смекалистый”. Ох! Нелегко пришлось переселенцам, которые не дружат с точными науками. Некоторые казаки головы повесили, полагая, что игра проиграна, но атаманы не допустили поражения. Задания, можно сказать, разгрызали, раздавливали и... добились успеха! Все! Педагоги остались горды своими питомцами.

“Откуда наш хутор начало берёт” - так назывался следующий, завершающий этап, где участникам загадывали загадки, ребусы, кроссворды о станицах Усть-Лабинского района и о хуторе Заречном.

Отгадки ребята должны были показать на карте своего района. В награду, команды получали жёлтый лепесток с надписью отгаданной станицы.

Все трудности пройдены, участники переселения очень устали, так как мероприятие проходило в условиях нашей кубанской ранней осени, когда температура воздуха не щадит никого. Счастливые и загорелые дети построились на заключительную линейку.

Очень хорошие и добрые слова о мероприятии сказала руководитель Некрасовской группы – Степанова Нелли Дмитриевна, поддержали её учащиеся 12 школы. “Игра просто классная! Мы тоже подготовим такую!”, - воскликнула Вика Астахова.

Под общие аплодисменты каждая команда поместила свой лепесток с названием станицы района на стенд, где в центре выделялся герб города Усть-Лабинска, а в нижней части стенда расположились гербы хутора Заречного. В итоге получилась композиция – подсолнух, где лепестки – названия станиц, а в центре герб района.

Гостям и всем участникам переселения вручили сладкие призы и воздушные шары.

В заключение прозвучала песня “Мы с тобой казаки”, которую знали уже все и, конечно, общая фотография на память.

3. Результат.

Такое “новое” обучение способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Опыт показал, что такая организация внеурочной деятельности по кубановедению эффективна и дает результаты. Вырос уровень качества знаний учащихся, повысился интерес к предмету. Интерес ребят к историческим событиям нашего края, который зарождается в результате проведения образовательных игр, в дальнейшем не угасает.