Пояснительная записка
Данное занятие проводится в рамках реализации дополнительной образовательной программы патриотического воспитания «Мы – россияне!»
Цель занятия: создать условия для формирования устойчивого, уважительного отношения к символам, традициям русского народа, создать эмоционально-положительную основу для познавательной деятельности и развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Задачи:
- Обучающие:
- через наглядный материал познакомить с государственными символами Российского государства;
- знакомство с традициями русского народа (наглядный материал, игры, презентации, музыкальное сопровождение);
- закрепить представленную информацию через предоставленную презентацию, музыку и игру;
- Воспитательные:
- воспитать глубокое уважение к символам Российского государства, к истокам своей семьи;
- приобщить детей к нравственным и культурным ценностям семьи русского народа ;
- формирование положительного, психологического климата в детском коллективе;
- сплотить коллектив ребят в творческом процессе;
- воспитание чувства сопереживания друг за друга; (например в игре, правильно ли они выполняют задания «копна, стожок, плетень»).
- Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие творческих способностей; (через игру – песня)
- развитие личностных качеств (внимание)
- создать условие для успешного общения со сверстниками;
- научить ребенка работать в предлагаемых обстоятельствах ( думать творчески);
Для проведения занятия была проведена предварительная подготовка
- выбор темы занятия;
- постановка цели и задач;
- сбор информационного материала согласно поставленной цели и задачам;
- создан план подготовки занятия;
- создана презентация, сопровождавшая информацию, предоставленная вниманию детей на занятии;
- в целях творческого и эмоционального восприятия материала подготовлены фонограммы на начало занятия «Волга-речка (Н. Кадышева), русская-плясовая музыка на игровые моменты, на заключение занятия «Российская земля», воспевая гордость за нашу родину – Россию.
- подготовлен костюм дымковской игрушки для ведущего;
- оформление «красного угла» избы семейными реликвиями семьи Парфеновой Нины Афанасьевны, проживающие в городе Сургуте;
- каравай;
- подготовка реквизита для игры, олицетворение символов России через изображения Матрешки, Дымковской игрушки и Березки;
- сувениры для участников занятия .
На занятии я использовала разнообразные формы и методы:
Формы: взаимодействие с участниками занятия проходит в индивидуальной, групповой и фронтальной (ко всем) форме общения;
Какие использовались методы:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные («красный угол», каравай, рушники – реликвия семьи, эмблема с изображением матрешки, дымковской игрушки, березки);
- практические (игра, песни).
Структура занятия:
1 блок: Подготовительный – вводная часть, включение участников в деятельность;
2 блок: Основной – сообщение темы и цели занятия. Использовала вопросы , которые активизируют познавательную деятельность детей. Использовала игровые формы в работе, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил их выполнения для получения их результата.
3 блок: Итоговый – мобилизация детей на самооценку, психологического состояния, содержания и полезности проведенного занятия и предоставленного материала.
Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Россия – Родина моя!»
Звучит фонограмма песни в исп. Н. Кадышевой
«Волга-речка»
На эту песню Хозяйка выводит всех ребят
змейкой словно речка.
Звучит фонограмма песни
«Волга»,высвечивается первый слайд «Просторы
реки Волги» из презентации «Российская земля»
Хозяйка:
Здравствуйте гости, господа!
Рада встрече с вами друзья,
Без хозяйки нам нельзя,
Эту роль я беру на себя,
А вы рассаживайтесь, не стесняйтесь,
На стульчиках наших по удобнее усаживайтесь.
Давайте знакомиться, друзья.
Родом я из небольшой слободы Дымково Кировской
области (Раньше город Киров назывался Вяткой).
Я, Дымковская игрушка,
Вы узнали меня?
Ответ: ДА!
Хозяйка:Мы с вами словно большой
корабль плыли по большой русской реке Волга и
причалили к одному из ее берегов. Сегодня наше
занятие мы посвятим нашей Родине – России.
Познакомимся с традициями и обычаями русского
народа, окунемся в этнографические особенности
русской деревни. Поговорим о нашей Родине.
Поэт Сергей Есенин о Родине писал
так:
Край любимый! Сердцу снятся,
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Слайд – деревня
Хозяйка: Ребята, вы прослушали
небольшое стихотворение. Как вы думаете, Сергей
Есенин, что он считает своей родиной?
Ответ:_____
Хозяйка: Что для вас означает слово Родина?
Ответ: Страна, в которой ты живешь, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили ваши предки.
Хозяйка: Послушайте отрывок из стихотворения Арсения Авдеева «Родина». Он ярко, и четко раскрывает сущность родины в его понятии:
Что такое Родина?
Это я и ты,
Во саду смородина,
На лугу цветы.
Это вечер розовый,
Над рекой Окой,
Это ствол берёзовый,
Сахарный такой.
Это неоглядная
Поля полоса,
Тёмные, прохладные
Древние леса.
Это избы низкие,
У ворот скамья,
Это наши близкие,
Кровная семья.
Это тропка узкая,
В море ковыля,
Это наша русская
Матушка-земля.
Слово РОДИНА произошло от слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Это ваши родители, братья и сестра, еще кто может относиться к родственникам?
Ответ: Бабушки и дедушки, двоюродные сестра и братья, тети и дяди и т.д.
Хозяйка: Продолжим разговор о нашей Родине – России. Как и другие государства Россия имеет свою символику. Скажите, ребята, а что является символами нашего государства?
Ответ: Флаг, герб и гимн.
Слайд – герб, флаг, гимн
Хозяйка: Молодцы ребята! Правильно, это флаг, герб и гимн . Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал Сергей Михалков. Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн?.. Правильно, надо встать.
(Звучит 1 куплет гимна)
Слайд – каравай с рушником
Хозяйка: Спасибо большое. Как на Руси говорят: Не красна изба углами, а красна пирогами. «Красным углом» в доме раньше называли место за столом, куда сажали дорогих гостей. Так и в нашем красном углу самое главное место занимает каравай хлеба. А сколько труда надо в него вложить, для того. чтобы испечь его. Какие пословицы про труд, про хлеб вы знаете?
Ответ:
- «Без труда – не вынешь рыбку из пруда».
- «Хлеб всему голова!»
- «Без соли, без хлеба худая беседа»
- «За хлебом-солью всякая шутка хороша»
- «Горька работа, да хлеб сладок»
- «Какие труды, такие и плоды»
- «Уменье и труд все перетрут»
Слайд – гостеприимство
Хозяйка: И, как полагается на Руси,
одна из благородных традиций встречать своих
гостей хлебом и солью. Вот и сегодня я принесла
вам каравай – еще один символ – символ
гостеприимства, трудолюбия и щедрости
русского народа.
Богата наша Россия своей историей, традициями и
культурой. (Преподносит каравай и ставит на
стол)
Хозяйка: А каравай-то теплый, еще дышит, круглый. А почему он круглый? Но ведь не квадратный. А что может символизировать круг?
Ответы:
– неразрывная связь;
– любовь;
– дружба.
Хозяйка: Верно друзья мои.
Что-то мы с вами засиделись? Засиделись? – Да!
Друг на друга нагляделись? Нагляделись? – Да!
Протяните руки вперед, в правую ручку возьмите
руку соседа справа, улыбнитесь ему. А теперь в
левую руку соседа слева. Так же подарите соседу
улыбку слева. Все дружно встанем в один круг –
круг дружбы.
Мы о многом сегодня с вами говорили, а не пора ли
устроить небольшие каникулы. Кстати о
каникулах. Когда у вас наступают летние
каникулы, куда вы любите ездить отдыхать?.. А
теперь ответьте, к кому вы любите ездить
отдыхать?
Ответ: может быть разным, а конечный ответ – бабушки в деревне.
Слайд «Деревня». Музыка: руская-народная
Хозяйка: Отлично. Давайте и мы с вами
на минуту съездим к бабушкам в деревню. А чем
мы будем хвастаться?
А для начала я хочу узнать, учитесь – то вы все
хорошо?
Все отличники? И четверки есть? Это тоже
хорошо. Значит, мы можем похвастаться, что до
двух мы уже можем считать?...А до 4-х? Конечно, я
шучу. Вы у нас знаете уже многое. А вот мы
сейчас и проверим: соберитесь в кружочек
по два человека. А по 4, а по 5. Замечательно вот
у нас и получилось 3 круга. Получилось три
большие дружные «деревни».
Задача: разделить с помощью игры 15 чел. На 3 команды.
Слайд – сенокос
Хозяйка: А скажите, чем вы любите заниматься в деревне у бабушки?
Ответ: Купаться, загорать и т.д.
Хозяйка: А бабушке с дедушкой помогаете?.. А как?.. Сено косите? И тогда вы должны знать что такое КОПНА – большой стог сена. А СТОЖОК — маленький стог сена. А ПЛЕТЕНЬ – забор вокруг дома. Вот и мы с вами немного потрудимся и посмотрим, какая деревня окажется самой трудолюбивой и внимательной. Итак:
Все кто устал и не устал
Играть идите в игры эти,
Ну кто из взрослых не мечтал
Об этом счастье быть как дети.
Игра «Копна, стожок, плетень». Фонограмма на игру
Хозяйка: Молодцы! Устали? Значит,
хорошо потрудились! Зато вы теперь точно знаете,
что такое копна, стожок и плетень? Все знаете?
А вот в деревне у бабушек в сундучках чего только
не хранится. Разные старинные вещи. Которых
очень трепетно берегут. Называется это –
Семейная реликвия. А кто скажет, что такое
реликвия? Кто ответит? Какая деревня самая
любознательная?
Ответ: Это такая вещь, которая переходит и передается из поколения в поколение. Семейная реликвия – основа памяти и связи поколений.
Хозяйка: Посмотрите на красный угол нашей избы. Все стены и стол украшены старинными рушниками. А что еще может служить реликвией?
Ответ: фотографии, украшения, домашняя утварь, боевые ордена и медали и даже песни. Они же тоже пришли к нам из поколения в поколение. Поэтому многие песни называются «народными», так как слова сочинял и дополнял сам народ.
Слайд – песни на деревне
Хозяйка: С вами на сенокосе мы славно
потрудились. На Руси после трудового дня раньше
собирались девушки и молодцы за околицей села
и водили хороводы. Давайте и мы с вами после
трудового дня немного отдохнем, И вспомним песни,
которые напевали когда-то ваши бабушки и дедушки.
Вот, к примеру, одна:
Ваша «деревня» поет строчку одной песни :«Ах
вы сени мои сени».
Вторая «деревня» поет строчку: «Едет бабушка на
сене»
Третья «деревня» поет такую строчку: «Барыня,
барыня, сударыня-барыня!»
Итак, внимание, на какую деревню я покажу рукой,
та деревня и поет только свою строчку из песни.
Давайте попробуем … Молодцы, а теперь будьте
внимательны. Начали…
Хозяйка указывает рукой на любую группу детей, стараясь запутать, Ребята должны запеть только свою строчку.
Хозяйка: Молодцы! Вы не только хорошие помощники, но и певцы замечательные. Но в каждой деревне найдется свой музыкант, баянист. Украсим наш деревенский ансамбль веселыми музыкантами. Как называется эта игрушка? (Трещотка, бубен, ложки)
(Раздает каждой «деревне» по музыкальному инструменту)
Игра «Веселые певцы народной песни»
Хозяйка: И вообще вы самые дружные
ребята на свете. Вы дружные? Вы веселые? Вы
трудолюбивые? Молодцы! А коль вы такие
дружные, веселые и задорные не организовать
ли нам фейерверк дружбы прямо здесь на нашей
площадке в честь нашего дня России?
Как на любом празднике в конце всегда
организовывают салют.
А на каких государственных праздниках в
городе вы видели салют?
Ответ: 1 Мая, День нефтяника, День Победы, Свадьбы, День России.
Хозяйка: И мы в честь нашего Дня России
на занятии проведем красочный салют . И проведем
его с помощью игры.
Когда я покажу на 1 круг – вы кричит «КРАСНЫЙ»,
когда покажу на 2 круг – вы кричите «ЖЕЛТЫЙ»,
когда покажу на 3 круг – вы кричите «ЗЕЛЕНЫЙ».
А когда я подниму руки вверх, вы кричите
«БАБАХ».
Молодцы, ребята! Давайте сейчас возьмемся крепко
за руки и сделаем наш большой круг дружбы.
Мы все жители Югры, которая является
частью территории великой России, в
которой проживают люди разной
национальности. Но это не важно, главное мы
вместе и живем дружно. Давайте
возьмемся крепче за руки, почувствуйте себя
как зернышки колоса хлеба, поднимите руки вверх и
все вместе скажем: «Лишь в единстве наша
сила!»
Вопрос: А теперь ответьте, пожалуйста, о каких традициях русского народа вы узнали?
Ответ:_____
И в завершение нашей встречи, я обязательно подарю вам кусочек нашего прекрасного фейерверка дружбы.
Далее ведущий раздает гелевые шары триколор на веревочках участникам программы.