Проект непрерывного экологического воспитания и просвещения "Твори добро, пока ты есть!"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Идея создания проекта уходит в далекие 2000-е годы, время очередного всплеска общественного внимания к вопросам экологической культуры. Аудитория проекта включает в себя обучающихся 1-11 классов и воспитанников дошкольных учреждений. Реализация проекта проходила в течение четырех лет в рамках внеурочной деятельности силами команды “Рожденные экологией” (слайд №1), на базе МБОУ КСОШ №3 г. Котельники, детских садах города, конкурсах, форумах, конференциях, слетах и фестивалях различных уровней. Апробация начата в 2009-2010 учебном году, закончена в 2012–2013 учебном году.

Цель (слайд №2): “Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения города Котельники посредством проявления любви, добра и заботы об окружающей среде”

Задачи:

  • Развитие творческого интереса школьников к охране окружающей среды;
  • Повышение интеллектуального потенциала юных защитников природы;
  • Изучение основ исследовательской деятельности;
  • Пропаганда экологического образа жизни.

Проект реализуется через систему ежемесячных мероприятий в рамках внеурочной деятельности и имеет следующие ступени: внеурочная деятельность по экологии “ЭКО” (1-4 классы); кружок “Рожденные экологией” (5-8 классы); ежемесячная школьная газета “Экологическая тропа” (9-11 классы); “Театр экологии” (1-10 классы).

Каждая ступень состоит из четырех направлений и, учитывая возможности и способности каждого обучающегося, представляет собой систему мероприятий, направленных формирование экологической культуры подрастающего поколения посредством проявления любви, добра и заботы об окружающей среде:

  • №1 “Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов” (поделки, рисунки, наглядные пособия), см. слайд №3;
  • №2 “Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды” (интеллектуальные игры. Тематические конкурсы, мини-спектакли, творческие автографы), см. слайд №4;
  • №3 “Проектно-исследовательская деятельность в процессе формирования экологической культуры” (научно-исследовательские проекты обучающихся), см. слайд №5;
  • №4. “Художественное слово и фотография в экологическом просвещении” (фотографии, фоторепортажи, стихотворения, школьная газета), см. слайд №6.

Итоги реализации проекта представлены по направлениям. Суммарный результат работы педагога и обучающихся рассматривается с двух позиций: качественному достижению обучающихся по работам вышеуказанных направлений и количественному вовлечению обучающихся в процесс формирования экологической культуры (см. слайд №7).

Количество победителей и призеров - всего 112 побед:

Количественный охват участников проекта за четыре года - всего 2 138 человека.

Практический выход по направлениям проекта

  1. “Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов” - репродукции рисунков и поделок победителей конкурсов творческих работ размещают на городских рекламных щитах, специально установленных в лесопарковой зоне города; дети уже 1-ых классов своими руками изготавливают наглядные пособия “Экологические знаки”.
  2. Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды” - обучающиеся школы №3 просвещают самих детей посредством выступлений театра экологии и призывают творить добро по отношению к окружающей среде.
  3. Проектно-исследовательская деятельность в процессе формирования экологической культуры” - путем освещения результатов своих исследований дети добиваются спила аварийных деревьев, ограждающих территорию МБОУ КСОШ №3, вносят предложение в администрацию города об информировании всего населения данными о радиационном фоне в г. Котельники, самостоятельно разрабатывают пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Экологическая азбука: кто следующий?” (серия №1 “Птицы и звери в нумизматике”, серия №2 “Растения и филателия”, серия №3 “Обитатели водной стихии как объекты фалеристики” и “Геральдическое путешествие по России “Полет от Кингисеппа до Байкальска” (серия №1 “Птицы Росии-10”).
  4. “Художественное слово и фотография в экологическом просвещении” - дети сами выпускают газету “Экологическая тропа”, где не только пишут об экологических проблемах родного края, сочиняют стихи, но и сами творят добро, например, на конкурсе фоторепортажей “День добрых дел”.

В итоге, количество желающих вступить в ряды юных экологов города Котельники заметно растет: сегодня команда “Рожденные экологией” составляет 97 человек. А еще большее число жителей города, родители, близкие и знакомые участников проекта, стали по-настоящему любить родной край и творить добрые дела вместе с детьми.

Этапы реализации проекта отражены в авторских разработках: концепция развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения, программа ГПД экологической направленности, программа кружка “Рожденные экологией”, программа экологического образования, воспитания и обучения в 1-4 классах начальной школы “ЭКО”. Работа педагога и команды “Рожденные экологией” была представлена педагогической общественности на уровне города и региона.

Проект получил поддержку и признание среди общественности не только города Котельники и на сегодняшний день имеет достаточно высокие результаты, которые отражены в средствах массовой информации (газета “Котельники сегодня”), местного телевидения (Котельники-ТВ), публикациях и выступлениях педагога.

Актуальность представленного проекта очевидна – наша планета просит о помощи самого человека ... во имя его же жизни. Кто, если не наши дети, будущее планеты Земля, не научится понимать и уважать законы природы. Именно поэтому формирование экологической культуры любого человека необходимо начинать с самого раннего возраста. Я посеяла “зерна добра” в души своих детей, и уверена, что “всходы” будут хорошими, а значит есть надежда на улучшение экологической ситуации в нашем городе и за его пределами.

Финансирование проекта минимальное, оно необходимо для посещения конкурсов федерального и международного уровней. Исходя из собственной практики, для города и администрации образовательного учреждения сумма вполне доступная, тем более, что большая часть мероприятий проходит на территории школы и города силами самих учащихся и педагога. Потому проект не только актуален и эффективен, но и экономически оправдан.

Перспективы проекта. В рамках реализации ФГОС нового поколения осуществлено обязательное введение данного проекта в курс внеурочной деятельности, как в начальной школе, так в среднем и старшем звене, что является отражением одного из направлений программы развития образовательного учреждения. Помимо этого, обязательным становится взаимодействие с дошкольными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города Котельники, вовлекая и расширяя число защитников природы родного края. Продолжается поиск спонсоров и взаимодействие с ними. Таким образом, проект получил заслуженную путевку в жизнь.

И в заключение... Вы можете согласиться с моими выводами или опровергнуть их, но бесспорно одно: если каждый из нас не будет бережно относиться к окружающей среде, то никакие проекты и законы не помогут сохранить природу. Твори добро, пока ты есть!

Приложение.