Дети с умеренной и выраженной умственной отсталостью – одна из самых сложных и трудно поддающихся коррекции групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, как правило, эти дети имеют множественные дефекты развития, что усложняет формирование представлений, знаний, умений, навыков и закрепление полученных результатов.
Формирование представлений о величине включено в ряд предметов, с которыми дети начинают знакомиться в дошкольном возрасте и продолжают в младшем школьном. Это формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие и математика. Моя работа посвящена формированию представлений о величине предметов на уроках математики в подготовительном классе для детей с умеренной умственной отсталостью.
На всех уроках в подготовительном классе осуществляется пропедевтика и диагностика учащихся. На уроках математики основная цель – повышение уровня функциональной, психологической готовности к обучению и развитие мотивации к учебе. Практические задания обязательно проводятся в игровой форме с большим количеством наглядного и раздаточного материала.
На уроках математики в подготовительном классе тема величина предметов вызывает у детей определенные трудности. К концу пропедевтического периода учащиеся должны:
- знать свойства предметов, в том числе их размеры: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий;
- уметь сравнивать предметы разного размера “на глаз”, наложением, приложение; использовать в речи сравнительные прилагательные или (при отсутствии речи) понимать их значение.
Как правило, понятия большой-маленький у детей уже сформированы к началу школьного обучения и освоение других величин очень затруднено. При выполнении практических заданий и при сравнении предметов у учащихся с трудом формируются новые для них представления, так как инертность мыслительных процессов “застревает” на изученных ранее понятиях. Смешение представлений о величине предметов может наблюдаться на протяжении всего периода обучения.
Еще одну сложность представляет низкое речевое развитие детей. Дети, в основном, понимают бытовую речь, которую слышат каждый день. Словарь крайне беден и в нем отсутствуют слова, необходимые для описание разных размеров предметов. Обогащение словаря затруднено не только фонетико-фонематическими нарушениями, но и бедностью жизненного опыта. Наглядный материал не всегда эффективен, так как часто дети видят не предмет, а его изображение. Поэтому при формировании представлений о величине предметов в подготовительном классе предпочтение отдается раздаточному материалу.
Для преодоления трудностей у детей при формировании представлений о величине каждой паре антонимичных понятий лучше уделять целый урок и периодически проводить повторительно-обобщающее уроки с использованием 2-3 пар понятий. Формирование представлений длится в течение всего пропедевтического периода, то есть подготовительного класса, но и в первом полугодии первого класса также следует возвращаться к ранее полученным знаниям, умениям м навыкам.
Представления о величине предметов также закрепляются на уроках по сенсорному развитию, на которых делается упор на тактильное восприятие. Здесь подходят игры с “волшебным мешочком”, коробкой форм, с ширмой и конструктором.
Из-за особенностей организации высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, формирование представлений следует закреплять при помощи продуктивных и предметно-практической видов деятельности. На уроках ручного труда и развития мышления на основе предметно-практической деятельности детям можно предлагать наклеивать, раскрашивать, лепить из различных материалов (пластилин, соленое тесто, глина) предметы разного размера. При этом вербально сопровождать сами действия и продукт деятельности, анализируя размер, количество и качество материала.
В связи с трудностями переноса полученных знаний, умений и навыков в новые условия и с необходимостью постоянной стимуляции эмоционально-волевой сферы, раздаточный материал, наглядные пособия и дидактические игрушки нужно периодически менять на новые. Например, при изучении понятий большой-маленький использовать кольца от пирамид, матрешек, разновеликие бочонки, геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов, реальные предметы (посуда, одежда, игрушки) и т.д.
Формирование представлений о величине предметов у детей с умеренной умственной отсталостью – это длительный и сложный процесс, но он является залогом возможности для этих детей существенно продвинуться в своем развитии, расширить границы жизненного опыта и, в конечном итоге, приступить к изучению числа.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель: закрепить представление о величине предметов.
Задачи:
образовательные:
- учить различать предметы по величине;
- учить сравнивать предметы путем наложения и приложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, речь;
- развивать мелкую моторику;
воспитательные:
- актуализировать знания учащихся о правилах поведения на уроке;
- воспитывать самостоятельность в работе.
Оборудование: колечки от пирамидок разного размера, цветные карандаши, бумажные фигуры разного размера и длины, линейки, пластилин.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, заполнение календаря погоды, подготовка к уроку (правила поведения на уроке).
2. Актуализация знаний. Сейчас у нас с вами урок математики и давайте вспомним, что нас с вами окружают разные предметы. Предметы могут быть разными по цвету (назвать 2 цвета окружающих предметов), по форме (2 предмета), по материалу из которого они сделаны (парты и тетради). А еще предметы могут быть разными по размеру. Большие и ..., длинные и ..., высокие и ... (дети называют второе антонимичное прилагательное).
3. Закрепление знаний. На столе лежат колечки от пирамидок. Учитель спрашивает, что это? (колечки) какого они размера? (большие и маленькие). Далее дети должны распределить колечки в большую и маленькую коробочку, отвечая на вопрос какое колечко? В какую коробочку? При затруднении накладывают одно колечко на другое.
Работа в тетради: откройте тетради. Что там нарисовано? (мячи)Одинаковые или разные (разные) Какие? (большие и маленькие). Давайте закрасим большой мяч желтым, а маленький зеленым. Желтый мяч какой (большой), а зеленый (маленький).
Далее детям предлагается распределить бумажные фигуры на две группы: большие и маленькие.
4. Физминутка. Давайте встанем и попробуем руками нарисовать большой мяч, а теперь маленький. Молодцы! Вспомним стишок про ветер: воет, воет ветер. Воет, завывает. Желтые листочки с дерева срывает (рассказывают вместе с учителем, сопровождая движениями.).
Сели на свои места. Еще у меня есть линейки. Посмотрите, какие они? (длинные и короткие). Далее каждый учащийся подходит к столу и выбирает длинную и короткую линейку. При затруднении накладывают одну линейку на другую.
Работа в тетради: откройте тетради. Что там нарисовано? (полоски). Одинаковые или разные? (разные). Какие (длинные и короткие). Давайте закрасим длинные полоски красным, а короткие синим. Длинная полоска какая? (красная), а короткая? (синия).
Далее детям предлагается распределить бумажные фигуры на две группы: длинные и короткие.
Посмотрите, еще у меня есть столбики. Они одинаковые или разные? (разные). Какие они? (высокие и низкие). Далее каждый выходит к доске и выбирает высокий и низкий столбик. При затруднении столбики прикладываются друг к другу. Что еще бывает высоким и низким? (дома, деревья, люди). Давайте попробуем сравнить по росту друг друга. Дети парами встают спина к спине и отвечают на вопрос кто высокий? Кто низкий? Высокие и низкие предметы лучше всего слепить. Из чего мы лепим? (из пластилина). Давайте достанем пластилин и попробуем слепить высокий и низкий пенечек. Для высокого пенечка пластилина нужно много или мало? (Много), а для низкого? (мало). Лепка цилиндров разной высоты из пластилина.
5. Итог урока. Итак, какие бывают предметы? Посмотрите на колечки от пирамидок. Они какие? (большие и маленькие), а линейки (длинные и короткие), а пенечки мы с вами какие слепили? (высокие и низкие). И чтобы сравнить предметы по размеру нам с вами что нужно сделать? (приложить или наложить друг на друга).