Цель: познакомить учащихся с понятием площади прямоугольного треугольника, путем самостоятельного решения проблемы.
Задачи:
- через самостоятельную работу учащихся, организовать работу на уроке по открытию новых знаний;
- ознакомиться с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
- познакомить учащихся с понятиями катет и гипотенуза;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
- воспитывать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к одноклассникам.
Оборудование:
- проектор;
- интерактивная доска MIMIO Studio;
- учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких;
- программное обеспечение Блокнот MIMIO, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие).
2. Актуализация.
- Как вы хотите провести математическую разминку!
- Какие виды устного счета знаем (1 - диктует учитель, 2 - запись на доске (Слайд 1), 3 – придумываете вы)
- Выбираем!
Слайд 2
- Дайте название группе предметов на доске (геометрические фигуры – более широкое, треугольники – более узкое понятие).
- Придумайте задание к данному изображению (деление на группы, двумя способами).
- Назовите признак деления.
Слайд 3
- Гость на уроке у нас Незнайка! Ему необходима наша помощь!
- Незнайка делает ремонт в своей комнате, меняет линолеум, у него имеется некоторая сумма денег. Сколько? Очень хочется Незнайке постелить … как вы думаете какой? (Тот что подороже, так как он красивей!) Но он не понимает, хватит денег или нет.
- Как мы можем помочь? (Посчитать площадь комнаты)
- Как это сделать? (Нам не хватает размеров комнаты)
Слайд 4
- Как это сделать? (Необходимо разбить фигуру на части - прямоугольник и треугольник)
- Можно ли сразу в одно действие решить.
- Какую формулу мы должны вспомнить? (Площадь прямоугольника), а как найти площадь второй фигуры? (Достроить до прямоугольника)
- Решаем задачу… (Денег хватит!)
3. Постановка проблемы.
Слайд 5
- На доске слова, я загадали 3 из них. Отгадайте их. Вы мне можете задавать вопросы, на которые я могу ответить только да или нет (площадь, прямоугольный, треугольник).
- Три слова записаны в начальной форме. Что необходимо изменить, чтобы составить словосочетание.
- Составьте словосочетание, и вы узнаете тему нашего урока “Площадь прямоугольного треугольника”.
- Какое определение мы должны вспомнить? (Прямоугольный треугольник)
Слайд 6
- Но такой треугольник в геометрии особенный, так как стороны этого треугольника очень интересно называются.
- Попробуйте догадаться, где катеты, а где гипотенуза, прежде отметим прямой угол.
- Ну а вдруг Незнайка спросит вас, что такое гипотенуза, катет, что вы скажите? (Дается определение основных понятий, опираясь на чертеж)
Слайд 7
- На доске записано условие задачи, сформулируйте его и скажите, все ли слова понадобилось для формулировки.
- Запишите решение в тетради. Самостоятельно, кто решит, поднимаем руку. (S=(4х5):2=20 кв. см)
Для учеников, быстро справившихся с задачей, раздаются карточки. Приложение
Слайд 8
Для тех кто не решил!
- Не все справились с поставленной задачей. Почему? (Не знаем формулу площади прямоугольного треугольника)
- А может, обратимся к задаче Незнайке?
- Что мы делали, когда помогали Нашему сказочному герою? (Делили фигуру на прямоугольник и треугольник)
- Какой треугольник у нас получился? (Прямоугольный)
- Как находили площадь этого участка? ((ахв):2)
- Значит это и есть формула нахождения площади прямоугольного треугольника!
- Кто может не заглядывая в учебник сказать, как найти площадь прямоугольного треугольника, используя новые слова урока (катет)?
Физминутка – прошу вас найти глазками у нас в классе 5 прямоугольных треугольника (заранее заготовленных 6 штук, один не прямоугольный), на стуле вертеться можно… Как только кто-то найдет, встаем. Проверяем, собираем все треугольники на доску.
4. Закрепление.
Слайд 9
- Чтобы закрепить знания, начертите у себя в тетради небольшой прямоугольный треугольник.
- С чего будем начинать чертить, чтобы не ошибиться? (С катетов)
- Обозначьте катеты латинскими буквами а и в, запиши формулу, по которой мы будем находить площадь.
- Чтобы нагляднее представить, можно взять лист бумаги и сложить его пополам!
Слайд 10
- Сверьтесь с доской…
- Треугольники у всех получились разные. Найдите площадь вашего треугольника. Какой предмет вам понадобиться, чтобы выполнить это задание. (Линейка)
- Возникли у кого-нибудь сложности в выполнении этого задания?
(Получились нецелые сантиметры)
- Как вы вышли из затруднения? (Перечертили или перевели в миллиметры).
Слайд 11
- Прямоугольные треугольники вы нашли! Умеете их различать! А теперь перед вами дом, в котором мог бы жить Незнайка. Но еще не живет… Почему? (Не достроил).
- Представим, что строительство движется к концу. Осталась только внешняя отделка, необходимо закупить отделочный материал. Какой? (Вагонка)
- Из какого материала изготовляют вагонку? (Дерево и пластик)
- В каком виде продается она? (Дощечками)
- Как нам рассчитать? (Необходимо рассчитать площадь)
- Мы ему только подскажем, расчеты за него делать не будем.
- Новые знания, которые мы получили на уроке, нам пригодятся?
Слайд 12
- Начертим фасад дома, работаем у доски.
- Сколько прямоугольных треугольников здесь спряталось? (4)
- Поделите фасад на геометрические фигуры? Назовите.
- Какие площади необходимо рассчитать? (2 прямоугольника и 4 прямоугольных треугольника)
- Какие необходимо снять размеры, обозначим их латинскими буквами.
Домашнее задание.
Вывести формулу, то есть записать выражение для нахождения площади фасада и придумать любую задачу, связанную с темой нашего урока.
Слайд 13
- Некоторые ребята получили рабочие листы. Сейчас у нас есть возможность проверить, и вы самостоятельно оцените свою работу.
5. Итог урока.
- Чему научились?
- Что нового узнали?