Зона степей

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; определения границ знания и “незнания”; способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету “Окружающий мир”
Тип урока Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, дополнительной литературой, продолжат учиться работать в группах, организовывать рабочее место.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы  
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, карта “Природные зоны России”, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи, картины “Степь”, “На полях Черноземья”, отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”
Основные понятия Зона степей

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 2 3 4
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудности легче преодолевать с хорошим настроением. Вспомним правила совместной работы.

– Создадим хорошее настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– Прямая!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальное тестирование

Целеполагание.

Десять учащихся получают карточки с тестами.

Остальные дети работают фронтально.

- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. Соотнесите название с образным описанием и расположите природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 письмо: Здесь темные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь (тайга).

2 письмо: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения (Арктика).

3 письмо: Деревья здесь не растут. Болотистая местность - прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещает этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду (тундра).

- Кто из вас может показать территории изученных природных зон?

- Молодцы!

- Работа с тестами тоже закончилась. Сдаём их мне.

Сейчас я зачитаю вам отрывок из моего любимого произведения, автором которого является замечательный русский писатель А. П. Чехов. Послушайте внимательно. Постарайтесь догадаться, о какой природной зоне идёт речь в этом отрывке. (На доске слайд с изображением степи)

Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая … сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то не близко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая … приняла свой унылый июльский вид.

Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в … , где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по … . Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По … вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...

Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки...

По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...

Работают с тестами.

 

Работают фронтально.

 

Работают с картой

 

Слушают учителя. Строят и высказывают свои предположения.

III. Изучение нового материала Открытие учащимися нового знания

 

Работа по учебнику стр.134-142

 

 

Первичное закрепление

- Сегодня на уроке мы, как обычно, превратимся в научных сотрудников, разделимся на научные группы и проведём исследовательскую работу по плану. (На доске план характеристики природной зоны) Нам предстоит найти ответ на такой вопрос: Нужно ли беречь земли степей? Как это сделать?

План характеристики природных зон

  • Географическое положение на карте, рельеф местности, почвы.
  • Климатические условия.
  • Растительный мир, растения, занесённые в Красную книгу.
  • Животный мир, животные, занесённые в Красную книгу.
  • Население и его занятия, экологические проблемы, заповедники.

У каждой научной группы будут консультанты.

- Давайте вспомним обязанности консультантов

Обязанности консультантов

  • Распределить обязанности среди научных сотрудников.
  • Контролировать процесс поиска информации из учебника и из дополнительного материала.
  • Следить за дисциплиной в научной группе.
  • Составить план отчёта научной группы о природной зоне и правила работы в группах.

Алгоритм работы в группах, парах

  • Прочитайте текст самостоятельно.
  • Обсудите, отметьте главные мысли.
  • Составьте план ответа.
  • Распределите выступление среди всех участников группы.

- Добывать новые знания вам поможет атлас, учебник и дополнительная литература

Слушает отчёт научных групп, дополняет и систематизирует добытую детьми информацию.

Делает вывод об особенностях зоны степей.

- Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?

На доске – таблица, которую заполняет учитель, после ответов учащихся.

Причина Следствие
Неправильная распашка почвы Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение плодородной почвы
Суховеи Выдувание верхнего плодородного слоя почвы. Пыльные бури
Смыв почвы водными потоками Нарушение почвы, смыв перегноя
Распределяются по группам: географы, метеорологи, ботаники, зоологи, экономисты.

Читают текст учебника и дополнительную литературу, обмениваются мнениями, составляют план выступления своей научной группы.

Группа географов обозначает границы зоны, рассказывает о рельефе местности и видах почвы в данной природной зоне.

Группа метеорологов сообщает о климатических условиях зоны степей по сезонам, о видах осадков и о природных явлениях данной зоны.

Группа ботаников рассказывает о растениях, их приспособлении к степным условиям обитания и о растениях, занесённых в Красную книгу.

Группа зоологов называет животных зоны степи, прослеживает цепи питания данной зоны, рассказывает о приспособлении животных к условиям жизни в степи и о животных, занесённых в Красную книгу.

Группа социологов говорит о населении зоны степей, о их основных занятиях, о экономике и экологических проблемах.

Заполняют таблицу природных зон (каждая научная группа заполняет свою графу)

IV. Практическая деятельность Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой Учащиеся разгадывают кроссворд группами, затем обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку Разгадывают кроссворд группами
V. Итоги урока. Рефлексия. Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

 

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую ставили цель?

- Какую ставили задачу?

- Почему необходимо беречь земли зоны степей?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

Правила поведения в степи

а) Придя в степь весной, ты видишь множество красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

б) Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, сто бы не испортить вид местности!

в) Из лекарственных растений можно собирать лишь те, которых много в вашей местности.

г) Нельзя собирать полевые цветы! Сорвать цветок, значит убить плоды, пищу животных

д) Если вдруг на пути тебе встретится гнездо какой-либо степной птицы, обязательно посмотри что там внутри

е) Не лови в степи насекомых бесцельно!

и) Если встретишь в степи какого-нибудь хорошенького зверька, побегай за ним. Ведь звери любят играть в догонялки!

к) Нельзя близко подходить к гнездам птиц т.к. к гнезду по следам человека могут подойти хищники!

- Вот мы и закончили своё путешествие в ещё одну природную зону – степь.

- Мне очень хочется отметить группы учёных, подготовивших нам интересные рассказы о своей экспедиции в зону степей.

- А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. Выберите звёздочку подходящего цвета.

- Зажгите свою звёздочку на нашем импровизированном небосклоне.

Отвечают на вопросы

 

Выбирают звёздочку необходимого цвета, и прикрепляют магнитом к доске.

Критерии самооценки работы на уроке

Блистал, вёл за собой, озарял товарищей своим светом.

Светил, но мог бы блеснуть.

Мерцал, пытался светить, на следующем уроке буду более активным.

VI. Домашнее задание Инструкция по выполнению домашнего задания Учебник стр. 134-142 (вопросы), ТПО стр.52-53 Задают уточняющие вопросы