Цели:
- воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любви к Отечеству;
- расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войны и судьбах людей военного времени;
- способствовать развитию эмоционально- чувственной сферы учащихся;
- развитие творческих способностей и талантов учащихся.
Оборудование: Плакаты, рисунки, стенгазеты, посвященные Дню Победы; записи фонограмм и минусовок песен военных лет; цветы, шары и праздничное оформление актового зала; пилотки, военные рубашки, парадная форма учащихся; косынки и повязки санинструкторов (для девочек); декорации и атрибуты к инсценировке песни “В землянке”.
Ход мероприятия
(Звучит фонограмма песни “22 июня, ровно в 4 часа...”)
Ведущий 1. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем грозные годы Великой Отечественной войны. Это праздник “со слезами на глазах”, праздник победы над страшным и коварным врагом — фашизмом.
Вся страна встала на защиту Родины. Плечо к плечу сражались против врага русские и украинцы, белорусы и казахи, узбеки и азербайджанцы... В стремлении освободить свою землю советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Эта война унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, погиб каждый восьмой житель страны. Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершенных подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.
Ведущий 2. Хотя прошло уже больше 65 лет со дня Победы над фашизмом, мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. “Зачем?” - спросят некоторые. Потому что мы не имеем права забывать и чтобы та смертоносная война никогда не смогла повториться. Чтобы почтить память тех, кто не дожил до этого светлого праздника, кто отдал жизнь за нашу свободу. Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны, а также низко кланяемся нашим ветеранам...
(звучит минусовка песни “Эх, дороги..”)
Учащиеся читают стихи о войне.
Чтец 1.
Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю
Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.
Чтец 2.
Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата.
Чтец 3.
Умытая слезами — не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!
Ведущий 1. Песня военных лет... вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба...
Ведущий 2. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа — ваших дедушек и бабушек... В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена — все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен...
(звучит фонограмма песни “Священная война”).
Выходят девочки рассказчицы и мальчик в военной гимнастерке.
Рассказчица 1. На третий день войны 24 июня 1941 года на первой полосе газет “Известия” и “Красная звезда” были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача “Священная война”. Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.
Мальчик в гимнастерке (вспоминает). Мы пели “Священную войну для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета “Священной войны” и в наступившей тишине, стоя, слушали песню... Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены.
Рассказчица 2. (продолжает) Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль “Священную войну”. Так начался путь песни, славный и долгий, С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.
Ведущий. Война... Страшное жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
(девочки рассказчицы)
Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.
Песням тех военных лет поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке...
(под минусовку девочки 5-6 классов исполняют 2 куплета песни “Огонек”).
(Выходят девочки рассказчицы.)
Рассказчица 1. Зимой 1941-1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.
Рассказчица 2. Песня действительно родилась в “белоснежных полях под Москвой” в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение “Бьется в тесной пичурке огонь”, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта...
Рассказчица 1. Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза. На фронтах Великой Отечественной войны “Землянку” пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. “Землянка”, подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.
Чтецы (учащиеся 3-4 классов).
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала...Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала...
А.Межиров.
(Учащиеся 3-4 классов инсценируют песню “В землянке” под фонограмму)
(Выходят девочки рассказчицы)
Рассказчица 1. Одной из самых популярных песен военной поры стала “Катюша”. Стихотворение “Катюша” было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник.
В “Катюше” оказались соединены лучшие песенные качества — музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.
(Под минус, ученица 3 класса исполняет песню “Катюша”).
Чтец (читает стихотворение).
Над лесами необъятными,
Над полями перелетными,
Над разрывами гранатными
Песни-ласточки летят.Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том, что сердцу дорого,
Русским людям говорят.
Мальчик в гимнастерке.
Время нас как пулеметом, косит,
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой...
(Учащиеся старших классов инсценируют песню “В лесу прифронтовом” под фонограмму).
(Выходят девочки рассказчицы).
Рассказчица 1. Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов тоже написали военную песню. В начале войны они решили показать ее на радио. Песню забраковали: “что это за песня про смуглянку-молдаванку? Сейчас 1943 год, идет война... Вы же автор героических песен”,- говорили Новикову.
Рассказчица 2. И только в 1944 году “Смуглянка” прозвучала на одном из концертов. Песню повторили 3 раза под аплодисменты. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время отвергли эту песню о любви, о свидании, о расставании...
(Исполняется песня “Смуглянка” взрослыми участниками мероприятия под минусовую запись мелодии).
(Выходят девочки рассказчицы).
Рассказчица 1. Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой.
Рассказчица 2. Наши воины сражались уже на чужой земле. Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много, к сожалению, легло на наших парней на той далекой земле.
(Звучит песня-минус “Алеша” ст. К.Ваншенкина, муз Э.Колмановского, исполняют и инсценируют учащиеся 2 класса).
(Выходят чтецы). (стихи Н.Веселовской)
Чтец 1.
Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно — живые
Встают безудержной волной.
Чтец 2.
Она сильна, ей правды хватит
Еще на много лет вперед, -
Она и нас стобой подхватит,
На самый гребень вознесет.
Чтец 3.
И словно трепетное чудо
В себе услышав, осознав,
Что мы — причастны, мы — оттуда,
Где клен зеленый раскудряв,
Где синий видится платочек,
Где соловьи поют порой,
Где каждый Вася-Василечек
Не просто парень, а герой...
Чтец 4.
И надо всем — как в поднебесье,
Посмотришь — Родина видна,
Что и для тех, из давней песни,
И для поющих нас — одна.
Чтец 5.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест.
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест.
Чтец 6.
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить...
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?...
Чтец 7
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С того лица не отводи.
Чтец 8
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути.
Чтобы она была такая:
Взглянуть — и глаз не отвести!
Звучит песня “День Победы” ст. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.
Исполняют все участники мероприятия.