Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Чтец:
Плач Земли
О, люди! О, люди!
Как вы допустили,
Вы самое главное
В жизни забыли,
Забыли о том,
Что природа – ваш дом,
А в доме не убрано,
Грязно жить в нем.
Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,
А вы посмотрите, что сними творится?
Завалены мусором,
Нефтью залиты.
О, люди! О, люди!
Ну, что вы творите?
Зачем обижаете маленьких птичек?
Зачем пестрых бабочек ловите в поле?
Все звери и птицы хотят жить на воле,
Но скоро вы их не увидите боле!
Деревья редеют. А что за причина?
Ребята гурьбой отдыхали в лесу.
Костер разожгли, пили, ели, смеялись,
Собрали вещички, домой разбежались.
Костер не потушен. Зачем суетиться?
Скорее домой. А пожар приключился!
Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.
Что делать, не знаю,
И жить-то мне как?
О, люди, зачем поступаете так?
Учитель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям. Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.
Загадка
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой.
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой.
Васю – хворостинкой.(Лес)
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает
человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это богатая кладовая.
Чтец:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
С. Погореловский
Учитель: Первая станция на нашем пути – станция «Кукушкино гнездо». По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки станций.
«Пойманная птичка»
Дети:
А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Птичка:
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
Дети:
Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями...
Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю ...
Дети:
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка:
О! Не бойся: в теплый край
Улечу зимою.
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Дети:
Птичка, птичка!
Как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
Птичка:
Верю, детки; но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Дети:
Правда, правда! Птичка, ты
Не снесешь неволи ...
Ну, так Бог с тобой – лети
И живи на воле!
«Кукушка и воробей»
Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!
Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:
– Кукушка!
– Теперь попрошу правую часть класса по взмаху
моей руки громко сказать: «Воробей!»
Приготовились!
Репетируют.
– Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая
сторона, вот эта, громко произносит: «Кукушка!»;
по взмаху правой руки правая сторона говорит:
«Воробей!» Будьте внимательны!
Жила-была одна Кукушка
И жил-был старый Воробей...
Как лента узкая, речушка
Лишь разделяла двух друзей.
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма Кукушка,
Когда в гостях был Воробей.
Наш Воробей имел свой угол
В лесной сторожке, над окном,
Он был известен всей округе,
Как лучший врач в краю лесном.
Лечил он птиц и насекомых -
Козявок, бабочек, стрекоз...
Среди больных – его знакомых –
Был даже сам почтенный дрозд.
Ну, а Кукушка не из знатных
(Она в глуши лесной жила).
Зато у птиц – подруг пернатых –
Вещуньей доброю слыла... ,
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма кукушка,
Когда в гостях был Воробей.
Но как-то раз моя вострушка
Спор подняла среди друзей.
«Полезней я!» – кричит Кукушка.
«Нет, я!» – щебечет Воробей.
Сова, кукушкина подружка,
Всем говорила: «Верьте ей:
Три дня проплакала Кукушка,
Не плакал только Воробей…»
Прошла зима, весна и лето,
Промчалась осень им во след,
Ну, а друзья за время это
Не помирились еще, нет...Давно не слышала опушка
Веселый шум лесных друзей:
Была упрямою Кукушка,
Настойчив был и Воробей...
Однажды белка увидала:
Лежит Кукушка на боку...
«Неужто птица захворала...
Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?И впрямь, лежит в жару Кукушка,
А пульс то чаще, то слабей,
Болит живот, крыло и ушко.
Ах, где ты, доктор Воробей!..
А Воробей, узнав про горе,
Поник печально головой.
Забыв о тягостном раздоре,
Спешит на помощь он к больной...
Болезнь прошла, жива старушка.
И вот опять среди друзей
На солнце греется Кукушка,
А рядом – доктор Воробей!
Учитель: Ребята, кто из вас помнит,
из-за чего поссорились Кукушка и Воробей? (Дети
отвечают).
– Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между
собой, кто из них полезней. Кто же, по-вашему, из
них полезней – кукушка или воробей? (Дети
отвечают).
– Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны!
Полезны тем, что уничтожают вредных для полей и
лесов насекомых.
Для проведения этой игры учитель может
подготовить две таблички с рисунками. На одной
табличке может быть нарисована кукушка, на
другой– воробей.
Когда дети должны хором подхватывать то или иное
слово, учитель показывает им соответствующий
рисунок.
Учитель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения. Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.
(Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).
Станция «Цветочная поляна»
Детям предлагается коллекция полевых цветов
(на карточках или в гербарии), название которых
они должны определить. Среди прочих должны быть
цветы, занесенные в Красную книгу. Например,
тюльпан Шренка.
На втором этапе детям предлагается вспомнить как
можно больше лекарственных трав.
Станция «Родник»
Учитель: Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь человек обижает природу.
Ученик:
Родник
В угоре за деревней
Заброшенный родник.
Свалил в него коренья
Какой-то озорник,
Какой-то неумеха
Дырявый свой сапог,– Наверно, ради смеха
Поставил в желобок.
А этот – камень кинул,
А этот – палкой ткнул,
Насыпал липкой глины.
Ушел и не взглянул.
Ученица:
А я о том не знала,
Я дома не была,
А то бы им попало
За грязные дела!
Печаль твоя понятна,
Звоночек мой родной!
Бегом бегу обратно
За заступом домой.И яростно копаю,
И весело пою,
И струйка голубая
Спешит в ладонь мою.
Несу по огороду
На утренней заре
Серебряную воду
В серебряном ведре.О. Фокина.
Учитель: Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды. А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.
Для чего говорят: «Спасибо!»
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик.
Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к
ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они
наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик
засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он
дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших
слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо»
не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты,
для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому
нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много.
Путь предстоял долгий...
Учитель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это слово? (Дети отвечают).
Учитель: Ребята, отгадайте загадку.
Загадка
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей).
Учитель: Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом.
Ученик:
Река
Лентой изумрудной
Вдаль течет река.
Вся горит под солнцем,
Но уже мелка.
Раньше в этом месте
Плыли корабли,А теперь и лодка
Сядет на мели.
Скоро речка высохнет,
Зарастёт травой.
Обыватель молча
Лишь махнет рукой.
Олег Фрагин
Учитель: Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми. (Дети рассказывают).
Станция«Древесное семечко»
Учитель: Лесные деревья, если бы умели
говорить, обязательно бы пожаловались, что
многие дети без причины обламывают ветки, кору
ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие
деревца из земли с корнем вырывают.
А ведь деревья человеку только пользу приносят.
Воздух очищают, красоту и уют создают.
Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут
все деревья!
Ученик:
Верный друг
Протянуло ветку деревце в окно:
От моей вам тени, люди, не темно?
Нет, она от зноя нас убережет,
От нее к нам в окна ветерок течет.
Деревце довольно, плещется в окно.
И лопочут листья, шепчутся: «Шу-шу...».Никому обидеть их не разрешу!
Деревцу я землю в лунке разрыхлю
И полью водою, стволик побелю.
Утром друг мой веткой постучи т в окно.
«Здравствуй, просыпайся!
Жду тебя давно!»Л. Склярская.
Игра «Кусты и деревья»
Сев на стул лицом к классу, учитель
обращается к ребятам:
– Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:
– Были.
– Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?
Слышатся ответы:
– Береза, клен, сосна и т.д.
– Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают
сосны? Покажите...
Ребята показывают руками, что сосны высокие.
– А какие бывают кусты? Покажите!
Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой
высоты бывают кусты.
– Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие
бывают сосны и какие бывают кусты... Покажите
сосны!
Сказав «сосны», учитель одновременно
поднимает вверх руки. Ребята делают то же самое.
– Кусты?
И учитель, и ребята опускают руки вниз.
– Сосны? – снова спрашивает учитель.
Ребята поднимают руки вверх.
– Сосны? – повторяет вопрос учитель.
А сам в это время опускает руки вниз. Несколько
человек в классе делают то же самое.
– Вот так сосны! – укоризненно качает головой.
– Раз, два, три,четыре, пять.... Шесть человек
ошиблись: двое на этой стороне класса и четверо
на другой. Правая сторона класса будет
состязаться с левой.
Какая команда совершит меньше ошибок, та и
выиграет. Начинаем!
Учитель продолжает игру, время от времени
делая движения, которые противоречат сказанному
им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой
команды в отдельности. Выигрывает, в конечном
счете, та сторона класса, у которой окажется
меньше ошибок.
Станция «Лужайка»
Учитель: Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях. Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим знакомым Антошкой. Я начну рассказ:
Сгреб кузнечика рукой
На лугу Антошка,
В кулаке принес дом ой:
«Спой мне, хоть немножко...
Ты ж весь день до темноты
На лугу стрекочешь.
Почему же в банке ты
Петь совсем не хочешь?»
Но кузнечик тих и нем,
Лишь скребется в донце,Будто жалуется всем:
«Грустно мне без солнца.
Мне стеклянный этот круг
Холоден и тесен!
Отпусти меня на луг,
В мир цветов и песен!
Приходи ко мне потом.
Я тебе за это,
Не смолкая, день за днем
Буду петь все лето».
– Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется
поскакать по зеленой травке.
– Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.
Поймал кузнечика в траве,
А он вдруг заскучал.
Он ничего не пил, не ел
И в склянке петь не сталКогда я выпустил его
Среди травы опять,
Он вновь про лето и про степь
Мне начал распевать.В. Полынок.
– Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-нибудь поняли из этой истории?
Дети отвечают, а затем читают стихи.
Про ежа
Тропкой в лес иду спеша
Отпустить хочу ежа.
Я нашел его вчера,
Жил со мной он до утра.
А теперь назад несу,
Пусть опять живет в лесу.
Он, наверно, жил под елкой,
Потому что тоже колкий.В. Мавродиев.
– Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
Ну, а дождь пойдет над садом –
Волноваться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся –
Под моей панамой скройся!А. Сарсеков.
Станция «Листок»
Понадобятся листья деревьев из бумаги разной
формы и шаблоны к ним. Каждая отдельная буква
фразы: «Люди, берегите природу!» – пишется на
листьях деревьев.
Количество букв соответствует количеству
листьев. Каждый лист имеет неповторимую форму и
свое место на шаблоне. Дети самостоятельно
раскладывают листья по своим местам и читают
фразу: «Люди, берегите природу!», о которой
заранее не знают. Это и есть тайна старого леса.
К каждому слову изготавливается отдельный
шаблон.
Учитель: Звери и птицы, трава и деревья
делают жизнь человека радостной и счастливой. А
за их доброту мы, люди, тоже должны платить
добром.
Человек – самый надежный, сильный, умный
защитник природы