Цели:
- Образовательные:
- формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов
- Развивающие:
- учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация (Приложение 1)
Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
Комментарии |
I. Оргмомент (1 мин.) | — Под каким девизом мы работаем на
уроках русского языка? Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймёшь, сделай – и ты научишься
(китайская пословица) — Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать и приобретать новые знания. – Сначала подумай, потом скажи. – Учись слушать, научишься и говорить. – Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться. – Знаешь, сам, помоги товарищу. |
Дети читают с о слайда. |
(Слайд 1)
(Слайд 2) |
II. Вхождение в тему. | Угадай!
|
Дети: глагол | (Слайд 3) |
III. Формулирование темы и цели урока (4 мин.) | – О какой части речи будем сегодня
говорить на уроке? – Допишите к существительным нужные по смыслу глаголы 3 л. мн.ч.. Обозначьте их спряжение. – В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем? – Как называется изучаемая орфограмма? Сформулируйте тему урока. – Возьмите шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания глаголов. – Что у вас вызывает трудности? – Исходя из этого, сформулируйте цель урока |
– О глаголе Дети работают у доски
«цепочкой» Цель: отрабатывать практические навыки написания безударных окончаний глаголов |
(Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6) |
IV. Минутка чистописания (2 мин.) | Откройте тетради, запишите число,
классная работа. Обратите внимание на соединение
букв. Что можете сказать? Напишите соединение букв: ешь ишь |
ешь ишь … Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. (Древний Рим) |
|
V. Словарно-орфографическаяработа (3 мин.) | – Запишите словарные слова в столбик оборона путешествие – Выделите ударную и безударную гласные. Проверьте себя. – Исходя из темы урока подумайте, какую работу вы можете еще выполнить, используя эти слова. – Образуйте от существительных глаголы неопределенной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме 2 – го лица мн. числа. – Определи спряжение глаголов. – Как определили спряжение глаголов? |
Так как это имена существительные, можно образовать глаголы. оборона – оборонять – обороняете, – Все глаголы первого спряжения |
(Слайды 7,8) |
VI.Работа над темой урока (6 мин.) | 1. Проблемная ситуации. Учебник (с.127 упр. 1) – Даны глаголы. Попробуйте предположить, какое окончание надо написать в глаголах. Какого спряжения первый глагол – видеть. – А какого спряжения глаголы значить и стелить 2. Решение проблемной ситуации. – Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 3 и 2 – ого лица множественного числа. Что получилось? Какие глаголы-исключения вы знаете? – Как вы определяли спряжение? – Подтвердились ли ваши предположения? – А почему? – Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок? – В каком случае поможет неопределенная форма глагола? – Итак, что надо знать, чтобы определить спряжение глагола и правильно написать личное окончание глагола? |
Записать первые 10 глаголов, поставив их
в форму 2 л. мн.ч. – Возможно, первого. Ведь он
оканчивается на -еть. |
(Слайд 9) |
VII. Физкультминутка (подвижная и для глаз) (3 мин.) | – Если я назову глаголы 1 спряжения –
приседают мальчики, 2 спряжения – приседают
девочки. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит. |
||
VIII.Закрепление материала | 1. Работа в парах (6 мин.) – Как узнать
какую гласную надо писать в слове? При
доказательстве воспользуйтесь всеми знаниями.
– Сделаем вывод. Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?
2. Работа в группах (7 мин.) Найдите 4 ошибки. Объясните, почему это ошибки. Учебник с. 127 упр.3 3. Самостоятельная работа. (5 мин.) Тетрадь с.51 упр.2 |
– Для этого надо определить
спряжение. – Определить спряжение глагола мы можем и
по 3 лицу множественного числа. 1) -тся, т.к. глагол отвечает на
вопрос что сделает? Взаимопроверка работы. |
(Слайд 15) |
IX. Итог урока. Домашнее задание (3 мин.) | – Какова была тема урока? – А проблема? – Для чего мы учимся определять спряжение глагола? – Проверим знания о правописании глаголов по тесту. Д/з У. с. 127 упр.2, выучить Т. С. 52 упр.3 |
(Слайд №16) | |
X. Рефлексия (2 мин.) | – Какое умение мы оценивали в начале
урока? – Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. – Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +. – Кому стало легче определять окончание глаголов? – Кто остался на том же уровне? – Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола. – Спасибо за урок. |
(Слайд №17) |