Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
- повторить теоретический материал по теме: “Приемы сжатия текста”;
- отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.
Развивающие:
- развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
- работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.
Конспект урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.
Слово учителя:
ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста [1] . В этом нам помогут специальные упражнения.
3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Фронтальный опрос учащихся.
Беседа по вопросам:
Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, 2 cлайд)
(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно [1] )
Что такое микротема? (3 слайд)
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (4 слайд)
(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме [1])
Каков алгоритм сжатия текста на экзамене? (5 слайд)
(- Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
- Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.
- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.
- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить)
Давайте вспомним этапы работы с текстом. (6 слайд )
- Определение темы текста
- Формулировка идеи текста
- Определение структуры текста
- Выделение микротем текста как частей общей темы
- Моделирование сжатого изложения
4. Выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений.
Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.
Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом.
Задание 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.
Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.
250 слов (По Л. Корочкину)
(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.
Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)
Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?
(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)
Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.
(Каждый ученик работает самостоятельно)
5. Проверка выполненных работ
Кошка... Трудно назвать более загадочное
домашнее животное. Прожив рядом с человеком
тысячелетия, она сохранила очаровательную
дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
(20 слов)
Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение
с ними доставляет настоящую радость, хотя
они не всегда легко идут на контакт с человеком.
Самостоятельные, независимые, кошки в то же
время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что
они обычно больше привыкают к дому, чем к
хозяину. Кошки умны. Характер их полон
тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку,
трудно представить, сколько в ней таинственной
прелести, как грациозны и пластичны её
движения, сколько очарования во взгляде, как
успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)
Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение
к ним человека, который с ними занимается. К
одному они испытывают полное доверие и с
удовольствием подчиняются его командам, а к
другому относятся настороженно или вообще игнорируют
его приказы. Этим, в частности, кошка
отличается от собаки, которая, будучи обучено
какой-либо команде, выполняет её независимо от
того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка
боится человека или неприязненно относится к
нему, то ему никогда не удастся научить это
животное самым элементарным вещам. Не помогут
и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно
только своим поведением и отношением к ней завоевать
её доверие, привязанность и любовь. (102)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что
хочет освоить сама, что соответствует её
потребностям и доставляет ей удовольствие. (19
слов)
Любить кошку — значит понять, что это за
существо, узнать, каковы потребности
домашнего друга, его желания, инстинкты, и с
большим уважением и терпением относиться к
этим удивительным животным. (27 слов)
(По Л. Корочкину)
Содержание микротем (7 слайд):
1 микротема:
Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
2 микротема:
Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.
3 микротема:
Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.
4 микротема:
Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.
5 микротема:
Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.
Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке
Учитель:
Ребята, давайте составим синквейн по тексту (8 слайд)
(Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно
существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных
или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или
деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к
предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий
смысл темы или предмета (одно слово)
Вариант ответа: (9 слайд)
Кошка
Загадочная, таинственная,
Привлекает, радует, успокаивает,
Нужно завоевать доверие кошки,
Животное.
Учитель:
Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.
Коллективная практическая работа
Упражнения на исключение второстепенной информации (10 слайд)
1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.
Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.
2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: (11 слайд)
Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.
Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой.
Упражнения на обобщение частной информации. (12 слайд)
1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили
Ответы учащихся:
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)
Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)
2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:
Ответы учащихся: (13 слайд)
(Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё;
Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют;
Очень явно – чутко, сильно;
Это животное – её;
самым элементарным вещам – самому элементарному;
К одному они испытывают полное доверие - доверяют)
Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)
(в 9 классе имеются сильные и слабые ученики, 1 ученик занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы)
В результате работы над сжатием получился текст:
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)
Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)
Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)
Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)
Всего 118 слов
6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили?
(7слайд )
- Точно ли передано содержание всех микротем? (7 слайд)
- Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)
- Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)
- Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями (14 слайд) (Обучающимся раздаются листы “Бланк ответов”, куда они ставят баллы, выполняя роли экспертов) - (Рисунок 1)
ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)
Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7
7. Рефлексия (Приложение 1)
На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.
8. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему (Приложение 2)
Используемая литература.
1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010;
2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.