Цель: формирование умения обнаруживать новую слабую позицию согласных звуков парных по звонкости – глухости.
Задачи:
- обнаружить новую слабую позицию согласных звуков перед другим согласным;
- организовать самостоятельный поиск обучающихся новой слабой позиции согласных звуков;
- развивать умения формулировать тему и задачи урока;
- совершенствовать навыки работы в группе;
- повысить личную мотивацию учащихся через вовлечение в совместную деятельность.
Тип урока: комбинированный (урок решения частной практической задачи на уточнение общего способа действия)
Пособие у учителя: презентация, Коллекция цифровых образовательных ресурсов «Тренинг на выделение орфограмм», учебник.
Пособие у детей: учебник, тетрадь, справочник, карточки для дифференцированного домашнего задания.
Урок способствует формированию УУД:
Личностные УУД Самоопределение(мотивация учения, согласование задач). Смыслообразование(уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). |
Коммуникативные УУД Планирование(определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: – самостоятельное выделение познавательной цели; – смысловое чтение. Логические универсальные действия: – анализ объектов с целью выделения признаков; – синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; – подведение под понятие; – построение логической цепи рассуждений. |
Регулятивные УУД Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование( составление плана и последовательности действий). Прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения). Контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (учебником) с целью обнаружения отклонений и отличий. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
ХОД УРОКА
Этапы |
Виды деятельности |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационно- мотивационный
этап Задача: создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы; определение позиции обучающихся на уроке. |
Наблюдение | Проверка готовности к уроку, приветствие. | – Ребята, мы вновь с вами находимся в
научной лаборатории, продолжаем исследовать и
делать открытия в родном русском языке. Желаю Вам удачи! |
Настраиваются на работу. |
2. Проверка домашнего задания.
Создание «ситуации успеха». Задача: продемонстрировать умения в нахождении сильных и слабых позиций в известной позиции (в конце слова). |
Фронтальная беседа | Работа с ЦОР №10. Слайд |
– На прошлом уроке мы наблюдали за
позиционным чередованием согласных звуков. Дома вы закрепляли это умение, давайте проверим. – Откройте тетради с выполненным домашним заданием. – Сверьте свою работу. У кого есть вопросы? – Молодцы! – Что вы знаете о сильных и слабых позициях согласных звуков? – Зафиксируйте с помощью модели. – Почему это важно знать? – Итак, зная этот секрет, вы можете писать без ошибок. Поднимите руку те, кому это удается. |
Дети проверяют свои умения, выходя к
доске и выполняя задание из ЦОР. Учащиеся называют известные позиции Сильные слабые – Чтобы писать грамотно, на письме мы ставим
пропуск. |
3. Этап подготовки к активному и
сознательному усвоению нового материала Задача: определить тему урока, сформулировать задачи. |
Фронтальная | – К нам в научную лабораторию
обратились с просьбой узнать, нет ли у согласных,
парных по звонкости – глухости, еще других
слабых позиций? Поможем? – Что для этого будем делать? – Как можно с помощью схемы зафиксировать задачу, которую мы будем решать? – Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Мы определили тему урока нашего исследования. – Какие задачи мы ставим на урок? –Уважаемые ученые, мы сформулировали задачи, приступаем к исследованию. |
– Наблюдать за звуками в определенной
позиции. Дети «достаивают» новую ступеньку. Ответы детей |
|
4. Этап активного и сознательного
усвоения материала. Задача: предоставить обучающимся возможность самостоятельного поиска нового материала. |
Групповая работа | Работа в группах. Повторение правил работы в группе. Слайд. Правила работы в группе. Слайд. Выполнение и представление выполненной работы классу. |
– Данное задание вы будете выполнять в
группах. – Покажите готовность групп. Молодцы! – Чтобы работа в группе была результативной, необходимо выполнять правила. Назовите их. – Давайте проверим, все ли правила работы в группе мы вспомнили. – Каждая группа – научная лаборатория. Вам даны задания, которые надо выполнить в течение 5 минут. Наблюдение за деятельностью класса – Как вы думаете, с чем связаны изменения
звуков? |
Дети встают, знаками показывают. Дети называют правила. Учащиеся задают вопросы на понимание. Дети работают в группах и вывешивают свою
работу на доску. |
Моделирование | Составление модели. Работа со
справочником. Откройте тетради, запишите число, сегодня 23 октября. |
– Как можно наглядно показать наши
выводы? – Мы с вами зафиксируем решение проблемы с помощью схемы. – Молодцы! – Мы поднялись на новую ступеньку. Слайд – Откройте справочники и зафиксируйте модель новой позиции согласных звуков – Для чего мы проделали такую огромную работу? |
– С помощью схемы. – Модель можно составить. Дети составляют модель Дети работают со справочниками. Примерные ответы: |
|
5. Физминутка Задача: снятие напряжения и усталости. |
Слайд | Ребята, сейчас мы отдохнем. Будьте
внимательны, следите за картинкой. – Для чего вы выполняли данное упражнение? |
Дети следят глазами за картинкой,
которая перемещается. – Чтобы наши глаза отдохнули. |
|
6. Этап закрепления новых знаний Задача: закрепление в памяти, оперирование полученными знаниями. |
Работа по образцу, выполненному
учеником у доски. Самостоятельная работа с
последующей взаимопроверкой |
Закрепление изученного материала. | – Ребята, потренируемся в письме с
пропусками. Откройте учебник на 67-ой с., упр.68,
прочитайте задание. Кто не понял задание? – Обменяйтесь тетрадями,
проверьте работу друг друга. |
Ученик читает задание. Один ученик
работает у доски, записывает 2 словосочетания. |
7. Итоговая рефлексия. Задача: подвести итоги работы, прокомментировать отметки |
Чему научились на уроке, что нового
узнали. Оценивание своей деятельности на уроке. Выставление и комментирование оценок. |
– Какое открытие вы сделали? – У кого были трудности? В чем? – Кто доволен своей работой на уроке? – Возьмите, оценочный лист Оцените свои умения по представленным критериям. – Как вы, думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Выставление отметок. – Кто, по вашему мнению, сегодня работал активно, результативно и не получил отметку? |
– Мы будем наблюдать, есть ли еще слабые позиции согласных. – Будем тренироваться в письме с ОСП. |
|
8. Этап информации учащихся о
домашнем задании и инструктаж о его выполнении Задача: предоставление обучающимся свободы выбора заданий |
Дифференциация Индивидуализа-ция |
Дифференцированные задания – для всего
класса. Индивидуальное задание – Котик Арине (на карточке) |
– Вам необходимо выполнить домашнее задание на карточках. Они разного цвета: красного – задания повышенной сложности, синего – задания базового уровня. | Получают карточки – задания по 2 уровням сложности |