Цель: закрепление у детей представлений по лексической теме “Профессии”, “Труд”.
Задачи:
Коррекционные
- Закрепление в речи исправленных звуков
- Продолжение работы над формированием процессов языкового анализа и синтеза
Образовательные
- Расширение и активизация словаря по теме: Профессии, труд
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения
- Развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстракции)
- Совершенствование умения отвечать полными предложениями;
- Совершенствовать грамматическое оформление речи
- Повысить содержательность, логичность, точность высказываний
Воспитательные
- Развивать интерес к людям разных профессий
- Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и её результатам
Организация деятельности
Организационный момент. Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Давайте с вами отправимся в город Мастеров. Там живут люди разных профессий. А почему их называют мастерами?
Правильно, они умеют выполнять свою работу очень хорошо. Про таких людей говорят, что они находятся на своём месте.
Слайд 2
Помогите малышу разобраться, что общего у людей, изображенных на картинках.
Ответы детей: - Они заняты работой. – Медсестра и повар одеты в белые халаты и белые головные уборы. – Их работа требует точности и внимательности. - Учитель и спортивный тренер работают с детьми (возможны другие ответы детей).
Все эти люди, изображенные на картинках, находятся на рабочих местах. У них разные ...
Слайд 3
Мы это узнаем, если расшифруем слово. Распутайте ниточки и назовите буквы по порядку.
Получилось слово ПРОФЕССИИ!
Слайд 4
Профессии бывают разнообразные. Давайте, к указанному слову подберём то, которое будет логически связано с ним так же, как первые два слова и объясним свой выбор.
- Балерина – танец, художник – (картина)
- Экскурсовод – музей, врач – (больница)
- Парикмахер – ножницы, маляр – (кисть)
- Библиотекарь – книги, ветеринар – (животные)
- Футболист – мяч, хоккеист – (шайба)
- Программист – компьютер, водитель – (машина)
- Рабочий – завод, учитель – (школа)
- Садовод – лопата, уборщица –(швабра)
- Скульптор – скульптура, архитектор – (здание)
Слайд 5
Взрослые на работе сталкиваются с разными обстоятельствами. Продолжите предложение, разобравшись в ситуации.
Водитель остановил машину, потому что ...
- зажегся красный свет,
- пропускает пешехода на пешеходном переходе,
- подъехал к остановке,
- выполнил требования автоинспектора.
Артист много репетировал, чтобы...
- хорошо сыграть роль в новом спектакле,
- выучить слова новой роли,
- подготовиться к выступлению,
- получился хороший эпизод фильма.
Слайд 6
Столяр сложил инструменты в специальный ящик, потому что...
- у него начался обеденный перерыв,
- он закончил работу.
Врач осмотрел больного, чтобы
- поставить точный диагноз,
- проверить зрение,
- назначить лечение.
Слайд 7
Я думаю, что вы знаете много разных названий профессий.
Закончите предложение, назвав нужную профессию.
- Делает операцию ...(хирург)
- Разносит письма, газеты, журналы ...(почтальон)
- Чинит обувь ... (сапожник)
- Проверяет билеты ...(контролёр)
- Добывает уголь ...(шахтёр)
- Играет на рояле ...(пианист)
- Изготавливает мебель ...(столяр)
- Летит в ракете ...(космонавт)
Слайд 8
Так случилось, что из слов – названий профессий выпали слоги. Помогите вставить пропущенные слоги.
- Вос ... татель
- Во ... тель
- Ми ... ционер
- Ху ... жник
Слайд 9
Я предлагаю поиграть в игру “Скажи наоборот”.
- Трудный - (простой)
- Трудолюбивый - (ленивый)
- Работать - (бездельничать)
- Аккуратный - (небрежный)
- Труд - (безделье)
Слайд 10
А теперь, попробуйте отгадать и назвать профессию человека, которому нужны для работы следующие инструменты и материалы:
- фонендоскоп, шприц, градусник, шпатель (врач),
- мел, указка, доска, тетрадь (учитель),
- иголка, швейная машина, сантиметр, ткань (швея),
- молоток, отвёртка, разводной ключ, трубы (слесарь).
Слайд 11
Русский народ свою мудрость хранил и передавал в пословицах. Давайте вспомним пословицы о труде.
Задание: подбери продолжение пословицы.
- Семь раз отмерь – (один раз отрежь)
- Каков мастер, ... (такова и работа)
- Глаза боятся, ... (а руки делают)
- Не сиди сложа руки, ...(не будет и скуки)
- Делал наспех, ... (сделал на смех)
- Есть терпение, ... (будет и умение)
Слайд 12
Рассмотрите картинку и послушайте рассказ.
Работает спустя рукава, так говорят про человека, который всё делает небрежно, кое-как. А если человек трудится очень старательно и усердно, про него можно сказать, что он работает засучив рукава.
Слайд 13
- Попробуйте объяснить, что значит ...
- Бить баклуши ... бездельничать.
- Знать как свои пять пальцев ... хорошо разбираться в чём-то.
Слайд 14
А про кого так говорят:
- Мастер на все руки ...
- Крутится как белка в колесе.
Слайд 15
Поиграем в игру “Четвёртый лишний”. Объясните, что лишнее и почему? Слушайте (читайте) внимательно.
- Продавец, продукты, грузчик, кассир.
- Врач, больной, медсестра, массажист.
- Пила, топор, плотник, молоток.
- Режиссёр, актёр, театр, билетёр.
Слайд 16
Хотите поиграть в игру “Нужный предмет”. Назовите как можно больше профессий, которым для работы нужен: компьютер (программист, директор, учитель, врач, воспитатель, диспетчер, бухгалтер и т.д.); стол; ножницы.
Слайд 17
Назовите сколько разных профессий нужно, чтобы заработала больница (санитары, врачи, медсёстры, охранники, уборщицы, главный врач, повара и т.д.); школа.
Слайд 18-19
Вы очень хорошо отвечали и справились со всеми заданиями. А теперь послушайте стихотворение Джанни Родари “Чем пахнут ремёсла?”
Список использованных источников
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. - СПб., Детство-пресс, 2000.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.Я., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб., Каро, 2004.
- Шаламова Е.И. Реализация образовательной области “Труд” в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – СПб., Детство-пресс, 2012
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб., Литера, 2003.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб., Детство-пресс, 1999.
- Яндекс. Картинки.