Тип урока: ОНЗ.
Дидактическая цель: познакомиться со способом проверки безударных гласных.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: учиться применять разные способы мышления,учиться применять полученные знания на практике
- Развивающий аспект: формированию навыка самопроверки, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.
- Воспитательный аспект: воспитывать навыки коллективного сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: Проектор, Презентация, маршрутный лист, карточки для пробного действия.
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель:
- мотивация к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
- определение содержательных рамок урока;
- актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности
На столе у учителя находятся: подсвечник, чернильница с пером, веер, перчатки.
– Как вы думаете, о каком периоде истории
расскажут нам эти вещи?
– Время, когда жил А.С.Пушкин.
Слайд №2
– Подумайте, какой предмет мужского гардероба
подошёл бы к этим вещам?
– Это шляпа
– В наше время не часто встретишь человека в
шляпе, а вот зарубежный учёный Эдвард де Боно
считает, что шляпа – это необходимый инструмент
для мышления.
Здесь заканчивается текст слайда № 2
(Слайд №3)
– Ученый считает, что надевая разные шляпы, мы
думаем по-разному.
– Так красная шляпа заставляет нас применить –
эмоциональное мышление,
Чёрная – критическое,
Жёлтая – оптимистическое,
Зелёное – это творчество,
Синяя – управление мышлением,
Белая отвечает за факты и цифры.
– Сегодня я вам предлагаю попробовать учиться
думать разными способами.
Здесь заканчивается текст слайда №3
2. Актуализация и целеполагание
Цель:
- актуализировать умение работать со знакомыми орфограммами (безударная гласная непроверяемая ударением)
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
– Начнём мы с чёрной шляпы (чёрная –
критическое мышление)
– Мысленно оденьте на себя шляпу, и попробуйте
выполнить знакомое вам задание.
– Возьмите свои маршрутные листы, найдите в
четверостишье А.Пушкина.
– Какие орфограммы вы увидели?
– А какие гласные звуки требуют проверки?
(Слайд №4)
Здесь заканчивается текст слайда №4
– Работайте самостоятельно на маршрутных
листах.
Проверка (Слайд №5)
Маршр. Лист, зад. №1 (Приложение 1)
Румяной з .рёю
Покрылся в .сток,
В селе за рекою,
Потух .гонёк
– Это словарные слова с непроверяемой
безударной гласной.
(а) (и)
Дети с помощью сигналов показывают правильность
выполнения задания.
– А как вы думаете с какой темой мы будем сегодня
работать?
– Безударные гласные.
– А теперь подумайте, какая ещё безударная
гласная встретилась вам в тексте.
Это безударная гласная, которую можно проверить.
(Слайд №6)
– Тема нашего урока звучит так: Обозначение
безударных гласных на письме.
Проверка слов с безударными гласными
Попробуйте определить цели урока.
– Познакомиться со способом проверки
безударных гласных
Здесь заканчивается текст слайда №6
– Ну вот тему и цель определили, можно снять
черную шляпу.
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для проверки безударных гласных.
– Скажите, а тема урока новая для вас, сможете
ли вы самостоятельно вставить безударные
гласные?
– Наверное сможем!
– Давайте примерим жёлтую шляпу –
шляпу оптимиста и попробуем сразу
самостоятельно поработать на карточках. (Приложение 2)
К.роче
Л.сов
П.ля
Т.нулся
У дв.ра
(Проверка с показом букв)
Фиксация ошибок!
(Слайд №7)
– Да, шляпа оптимистов нас подвела, мы переоценили свои силы и сделали много ошибок.
4. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения
Цель: выявить и зафиксировать отсутствие
способа действия для проверки безударных
гласных
– Почему же ответы были у всех разные?
– Потому, что мы не знали как правильно
проверять безударные гласные.
– Мы не знали по какому алгоритму нужно
работать.
Здесь заканчивается текст слайда №7
5. Реализация построенного проекта
Цель:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
– Попробуйте самостоятельно составить этот
алгоритм, примерив белую шляпу (Белая
отвечает за факты и цифры)
(Дети работают на макбуках в программе
ПервоЛого, где заранее составлен алгоритм
проверки )
Проверка, чтение алгоритма.
Проверка Слайд №8
6. Первичное закрепление
Цель: зафиксировать способ проверки безударных
гласных
Давайте воспользуемся получившимся алгоритмом и
вернёмся к пробному заданию, теперь попробуйте
выполнить его в паре.
Маршр. Лист, зад.№2
К.роче лес
Л.сов двор
П.ля кортко
Т.нулся поле
У дв.ра тянется
Здесь заканчивается текст слайда №8
Соотнеси с проверочными словами
Проверка по образцу, выводы
Слайд №9
Эти слова сложились в стихи:
Здесь заканчивается текст слайда №9
Слайд №10
(Чтение строчек учителем)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение проверять безударные гласные.
Здесь заканчивается текст слайда №10
– Оденем зелёную шляпу, поработаем
творчески в группах.
– Каждая группа получит одну строчку из
стихотворения А.С.Пушкина.
– Вам нужно будет попробовать восстановить
строки стихов и исправить ошибки. (Приложение
3)
Работа в группах и отчет.
Проверка ошибок, чтение получившихся строчек.
– А теперь я соберу все строки вместе, чтобы получился отрывок из стихотворения.
Слайд №11
Чтение стихов учителем
… А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
8. Итог урока. Рефлексия
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока
Здесь заканчивается текст слайда №11
– Давайте вернемся к теме и целям урока. Слайд№12
– Достигли мы наших целей?
– Подсчитайте количество баллов в маршрутных
листах.
Слайд№13
– С каким видом мышления вам понравилось
работать больше всего?
– Выберите шляпу, с которой вам больше
всего понравилось работать, и отметьте её
магнитом.
Заключительное слово учителя.
Слайд№14
– Спасибо за внимание!