Истоки православного творчества народных мастеров Курского края

Разделы: Внеклассная работа


«Вера – это краеугольный камень Жизни,
а Жизнь – всенародное творческое созидание… Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Но это были не просто рисунки, придававшие вещам нарядный и праздничный вид, а магические символы, которые должны были защищать своих обладателей от нечистой силы. У каждого народа существовали собственные мотивы и сюжеты в орнаментах, и русский народ не исключение».

С.М. Соловьёв

Россия – великая держава со своей богатейшей историей и культурой, которая накапливалась веками. Хранителем народной культуры всегда была провинция. Именно в ней сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства.

Богата Курская земля народными умельцами. По всей России славились их изделия.

В своей работе я хочу не просто рассказать о некоторых промыслах, которыми издавна славился наш древний Курский край. Важно донести до людей всё то, что было значимо и незыблемо для наших предков: не растерять свой духовный мир, свою суть, свою русскую душу, традиции, через которые и устанавливалась глубинная связь с прошлым.

Народное искусство постоянно находится во взаимодействии с окружающим миром и, развиваясь, отражает мировосприятие народа. Здесь и отношение человека к себе, своей истории, климату, природе родного края, к миру в целом. Народное искусство выступает носителем национальной  культуры и в нём находят отражение и религиозные представления. О периоде конца XVII – начала XX вв., к которому относятся большинство дошедших до нас памятников русского народного искусства, можно говорить как о времени глубокого проникновения христианских идей в мировоззрение человека, в его быт, традиции и обряды. Само население, в среде которого создавались и бытовали образцы народного творчества, сформировалось как православное, следовательно, христианские мотивы не могут не присутствовать в русском народном искусстве.

Вера определяла весь строй жизни большей части населения Русского государства. Любое дело: новый день, трапеза, сельскохозяйственные или другие работы, обряды и ритуалы начинались с молитвы. Обязательной принадлежностью каждого дома были иконы, они являлись неизменным спутником различных семейных и календарных обрядов.

Курские вышивальщицы

История рушника уходит глубоко в древность. Вытканные вручную и украшенные символическим орнаментом, полотенца-рушники были важными предметами быта русского народа. Они являлись оберегами от злых сил и спутниками человеческой жизни от рождения до смерти.
Ещё в дохристианскую эпоху формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, символизирующие силы природы, представления относительно устройства Вселенной, творились образы, которые потом долго были закодированы в вышивке и других видах искусства, указывая на ведические верования наших предков.
Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних славян, поклонение Божествам, просьба о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях.
Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от враждебного влияния непознанных сил. Для этого он использовал орнаменты и своеобразные заклинания.
С давних времен вышивка украшала одежду славян. Вышитые узоры представляли собой магические знаки, которые оберегали от всего дурного. Их обычно размещали на воротнике, подоле, на рукавах и плечах, т. е. в местах, граничащих с открытым телом, сквозь которые, по представлениям славян, нечистая сила могла проникнуть в человека.
Берегиня – это важный символ, который встречается во многих вышивках. Народ создал его загадочным цветком, который символизирует материнскую силу.
Она – сама Мать-природа, которая представляет собой создание и защиту мира, а также вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни (порой оно изображалось в виде букета), представляющей собой сочетание трех миров и символом гармонии Вселенной.
Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода, каждая его ветвь – это зародыш новой семьи, поэтому оно – неотъемлемая часть свадебного рушника. На средних и верхних ветках изображались птицы – представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.

 Важным символом в народной вышивке является использование цветов. С помощью черного, белого и семи цветов радуги, которые являют собой разложение белого цвета, можно выразить значительное количество информации. Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет – атрибут Бога-Отца.
Красный цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился в различных ритуалах, обрядах. Особенно много этого цвета было на свадебной, детской и праздничной одежде, поскольку красный цвет активно защищает от зла и притягивает энергию гармонии, творения, любви.
Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений.
Использование в узорах красного и синего цветов, красного и черного, как противоположных  цветов – гармонизируют энергию (активное и пассивное, мужское и женское).

Основным украшением русского народного костюма является вышивка. Она всегда отличала повседневный костюм от праздничного. Костюм был тесно связан с владельцем, поэтому различные украшения, отделку и вышивку тщательно оберегали и передавали от поколения к поколению. В каждой местности одевались по-своему. Основные предметы костюма были одинаковыми, но со своими авторскими проявлениями. Мужской костюм украшали вышивкой снизу, а женские костюмы в основном были украшены на рукавах и плечах. Вышивка не только украшала одежду, но и оберегала владельца от злых людей.
Русская крестьянка в праздничном национальном костюме –  символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли – семян и растений – в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

Одежда

Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев.
Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира — лиф и низ.
Женские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы.
Пояс – шерстяной, тканный, в полоску кушак, длиной 320 см., шириной 16,5 см, концы которого с бахромой.
Головная повязка из цветного ситца.
Обувь — кожаные туфли.
Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки.

Расположение Курской области во многом повлияло на ее культуру, обычаи, одежду. В русском народном костюме Курской области можно найти украинские, белорусские, поволжские черты.
Народный костюм Курской области состоял из длинной холщевой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду – поневу. Непременной принадлежностью был передник, далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса. Комплекс с сарафаном состоял из рубахи и длинного сарафана. В костюме женщины было больше оригинальности и самобытности. Мужская одежда была менее разнообразной и состояла из рубахи, портов и пояса.
Одежда подразделялась по основному ее назначению и роли в быту на нательную, домашнюю, комнатную и верхнюю.
В народном костюме четко соблюдалось деление на будничную, рабочую, праздничную и обрядовую.
Праздничная одежда всегда была более новой, ее изготавливали из дорогостоящей ткани, составляли из большего числа предметов, сильно украшали. Праздничная одежда имела свою регламентацию: одну носили в воскресенье, другую – в большие «годовые» праздники. Непосредственно одежде примыкают разнообразные обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный. Сюда же  относятся комплексы одежды, которые носили во времена весенних очень древних дохристианских праздников, связанных с языческим культом. Обрядовая одежда дольше сохраняла свои старинные формы.
Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Единственной одеждой для девочки 14 – 15 лет была рубаха, девушки носили высококлинный сарафан, у молодых женщин преобладали яркие цвета, они носили поневу, у пожилых одежда была темного цвета.
При изготовлении одежды старались обойтись своими самодельными тканями. Женщины сами ткали и пряли холсты, сукна вплоть до первой мировой войны. Позже стали использоваться покупные ткани.

Женская рубаха входила в состав всякого комплекса женской одежды. Спереди и по подолу сарафан украшали кружевом, лентами, тесьмой, блестками. Особенно интересны сарафаны с плотной вышивкой красными, зелеными и желтыми шерстяными нитками. Сарафан подпоясывали домоткаными шерстяными или покупными шелковыми поясами.
В Курской губернии косоклинный сарафан напоминал широкую юбку с проймами. Разрезы на груди и отверстия для рук обшивались красными шерстяными полосками с блестками.

Везде различали девичьи и женские головные уборы. Существовал обычай, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы. Нельзя было непокрытой выходить из дома, заниматься домашними делами.
Девушки заплетали волосы в одну косу и могли не покрывать их. Отсюда обусловленность формы головного убора: для замужней женщины – тип закрытой шапочки, для девушки – мягкая повязка, обруч.
Другой разновидностью головного убора была повойник. Он закрывал волосы сзади и мог иметь длинные бисерные украшения.
Девичьи головные уборы чаще всего представляли собой узкий венец, обтянутый шелковой тканью, с украшениями из бисера, стекляруса, бус. Основным головным убором в селах Курской губернии был головной платок. Девушки в основном завязывали его впереди, а женщины – сзади, платок мог быть домотканым или купленным. В праздничные дни и женщины, и девушки покрывали на голову красивую расписную шаль, купленную на ярмарке.
В качестве зимнего головного убора носили барашковые, заячьи, собачьи шапки.
Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной ткани. Рубахи носили на выпуск поверх штанов и подпоясывали узкими и широкими поясами. Праздничные рубахи подпоясывали узкими плетеными поясами из цветной шерсти.
Будничные рубахи шили из темного материала  праздничные из красного или белого материалов и украшали богатой вышивкой. Мужские штаны были домотканые или набивные. Головной убор мужчин представлял собой белый, реже коричневый колпак.

Навесные украшения. Пояса.

Неотъемлемым элементом русского народного костюма (женского и мужского)  издавна был пояс. Подпоясывал сарафан, рубаху (женскую и мужскую), верхнюю одежду. Пояс выполнял одновременно две функции: эстетическую и утилитарную. Подпоясанная фигура плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы, расчленяет фигуру человека и удлинённые формы костюма, создавая гармоничную выразительную композицию. Подпоясывание обеспечивает разнообразные способы ношения одежды. Например, в длинной женской рубахе делался напуск, который по-разному драпировался – и мог служить мешком-карманом. К поясу крепились предметы обихода – сумочки, гребни, ключи и т.д. В своё время пояс служил для ношения оружия (сабля, меч) и орудий труда (топор, нож).

Верхняя одежда мужчин и женщин

Шилась из домотканого сукна. Называлась каратейка, кацавейка и куцинка. Спина такой одежды была выкройная, а в боках были вшиты клинья. Каратейка или куцинка должны быть яркими и не совпадать по цвету с саяном. Обшлага мужской свиты обшивались кожей, а женской – серым плисом. Эту одежду шили из сукна с красными клинцами, украшали плетеньями и разноцветными пуговицами. Зипун был притален, спина – гладкая, длина по щиколотку. У талии по бокам по три складки или сборки.
Зимой в качестве верхней одежды использовались овчинные шубы, тулупы и полушубки. Носились они мехом внутрь. Иногда шубы украшали мехом другого цвета. Верхняя одежда подпоясывалась широкими кушаками.

Обувь

Обувь изготавливали ли кожи, войлока, сукна, шерсти.
Будничной обувью были лапти. Лапти московского типа – лапти лычные, с веревочной подошвой – это лапти прямого плетения, то есть решетка состояла из перпендикулярных друг другу лык. В лаптях, где в подошву вплеталась пенька, были более плотные и менее промокаемые. С лаптями носили онучи.
Лапти – это древняя обувь. С ними связано большое количество обрядов. В Курской губернии в Суджанском уезде жених должен был подарить невесте лапти, и, если она их принимала, то начиналось сватовство.
Позже начали носить чуни – род туфель, плетеных из пеньковых веревок. Зимой носили валенки.

Заключение

Родники… Истоки… Корни… У этих слов много значений и главное – одно – основа, что-то светлое, чистое, как капли утренней росы; глубокое и широкое, как полноводная река, наполняемая сотней звонких ручейков.
Мы, дети XXI века, в суматохе своего суетного «сегодня» часто забываем о своих корнях. Но, глядя на прекрасные произведения наших умельцев, и городская душа вдруг просыпается и остро ощущает свою сопричастность народному, национальному, православному, чувствует свои родники и истоки.

Известный современный гончар Александр Поверин говорит: «Пока мы не возьмём в руки какой-то традиционный сосуд, особенно в детстве, пока мы не послушаем русские народные сказки, пока не послушаем народные песни от бабушек, прабабушек и матерей, то стать полноценным представителем своей наци просто невозможно. Я в этом абсолютно убеждён. Если человек в детстве не подержал крынку с молоком в руках, которую бабушка из погреба достала и не спел народную песню, и не надел народный костюм и не поносил его, считать себя полноценным русским человек не может.
В искусстве происходит тоже самое. Послушаем, что говорили наши великие представители искусства. Они все утверждали, что любое искусство держится на фундаменте народного искусства. Если этого не существует,  то всё искусство висит в воздухе. Оно не понятно людям, когда не видно откуда оно выросло.
Если у дерева нет корней, то понятно, что оно засыхает. А народное искусство – это те самые глубинные корни, которые есть у дерева на всякий самый крайний случай. Ведь дерево растёт глубоко вниз и крона его гораздо меньше корневой системы. Это на случай засухи. Вот наступает засуха, и это дерево начнёт питаться глубинными корнями и выживет. Если нет этих корней, дерево засохнет. Мы сейчас эти глубинные корни как-бы обрезали. И не дай Бог сейчас засуха, и мы в растерянности. Не за что схватиться, нет глубинных корней, через которые можно питаться живительной влагой. Вот это всё нужно возрождать».

Литература

1.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1/Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997.
2. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней – М.: Белый город, 2004.
3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества (Легпромбытиздат) (1994)

Интернет-ресурсы

Приложение 1