«У человека к разумному 3 пути:
размышления – самый благородный,
путь подражания – самый лёгкий,
путь личного опыта – самый тяжёлый путь»
Конфуций.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это практическое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания.
На протяжении нескольких лет разрабатывалась и внедрялась в работу с детьми система экспериментально-опытнических НОД. Проектная деятельность даёт возможность ребёнку видеть результаты коллективных усилий, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира!
В 2014 году в нашем детском саду приобретены комплекты лабораторного оборудования для проведения экспериментов в детском саду, знакомства детей с окружающим миром и практической работы по изучению основ естествознания.
Система MEKRUPHY в детском саду – создана для реализации образовательных программ и обеспечения максимального полного раскрытия эмоционального и интеллектуального потенциала ребёнка в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Результаты новейших исследований говорят о том, что естествоведческие эксперименты оказывают существенное воздействие на развитие языковых способностей у детей в возрасте от трёх до пяти лет. Совместное экспериментирование естественным образом заставляет детей вербализировать порядок проведения эксперимента и свои наблюдения.
Благодаря проведению экспериментов собственными руками поддерживается не только развитие грубой и тонкой моторики, но и значительно улучшаются сосредоточенность. Выдержка и наблюдательные способности детей. К тому же дети ещё в раннем возрасте начинают понимать естествоведческие явления и взаимосвязи, их в свой кладезь опыта.
Управляемые открытия
Нажимать на кнопки, переключать выключатели, включать машины,… вот что привлекает детей в возрасте от трёх до пяти лет. «Почему…» и «Как это получается?...» с таких слов начинается большинство вопросов, с которыми эти дети неустанно обращаются ко взрослым. При этом для подрастающих важны не только удивление и собственное участие, но и, даже в первую очередь, получение адекватных возрасту ответов на этот нескончаемый поток вопросов.
Вопросы трёх-пяти летних детей по естественноведческим темам принимаются всерьёз. При помощи подходящих экспериментов даются понятные им ответы. Такое управляемое открытие нового углубляет знания детей. Стимулирует их на целенаправленное занятие. Одновременно в высокой степени поддерживается развитие у детей многих важных компонентов.
Жизнь растений
«Почему цветок может жить, хотя он ест?» – «Как цветок засасывает воду до лепестков?» – «Как из семян фасоли может вырасти целое растение?» – Вот вопросы, которые дети в возрасте от трёх до пяти лет чаще всего задают, когда речь идёт о растениях. В ходе весьма впечатляющих экспериментов дети знакомятся водопроницаемостью земли, многообразными задачами корней и водоснабжением растений, набуханием и прорастанием семян.
Раскрываем тайны магнетизма
Используя два мощных круглых стержневых магнита, пять шайб из различных материалов, игрушечный спортивный автомобиль, пробирку и соответствующую стойку для неё анодированного алюминия и много скрепок, дети отправляются в познавательное путешествие в мир магнетизма. Открывают для себя удивительные свойства магнетизма, изучают взаимосвязи между явлениями. Исследуем ли мы распределение магнитной силы вдоль стержневого магнита, собираемся ли сделать из двух магнитов один общий или при помощи скрепки спасаем магнит из провала все эксперименты очень интересны, полны неожиданностей.
Про каплю Акву
Изучая свойства воды, её назначение в жизни человека, растений… Свои опыты, эксперименты начинаем с:
Сколько тайн у воды? Одна? Две? Три?.. Ошибаетесь!
Тайн у воды так много, что не хватит пальцев на
руках и ногах, чтобы пересчитать их. Если вы
хотите проникнуть в эти тайны, то скорее
отправляйтесь в путешествие с царицей всех
водяных капель Аквой. Вы полетаете над водой,
поплаваете по воде, поныряете под водой. В
этом путешествии вы встретитесь с коварными
айсбергами, с удивительными морскими чудовищами,
с… Впрочем , не будем забегать вперёд, всему своё
время. Итак , путешествие начинается.
(Олег Кутузов «Про каплю Акву» Москва 1996
«Семейный круг») Дальнейшее путешествие
продолжается с опытами предложенными в пособии
М.Петер Меттенляйтер «Детский сад 1. Вода. Пособие 1 – издание» Издатель: MERKUPHY GMBH.Naturwissenschaftliche Experimentiergerate.г.Пфаффенхофен. 2013г.
Радость экспериментирования
Если понаблюдать за поведением детей в музеях, мы увидим, как они с восторгом нажимают кнопки, управляют выключателями, приводят в действие механизмы, здесь важно не только предоставление возможности удивляться, но и действовать самостоятельно. Основным во время проведения опытов, эспериментов становится «провокация» детей к занятиям наукой. Во время проведения опытов с воздухом рассматривается понимание того факта, что невидимый воздух занимает определённое пространство. Детям предстоит увидеть, как воздух вытесняет воду. Воздух– это не «пустота», а газообразное вещество…
Литература:
1. MERKUPHY. Новый уровень преподавания
естествоведческих дисциплин. 2013г. Издатель: MERKUPHY
GMBH.Naturwissenschaftliche Experimentiergerate. Представитель
компании MERKUPHY в России – Торговый Дом «Школьник»
2. М.Петер Меттенляйтер «Детский сад 1. Вода.
Пособие 1– издание». Издатель: MERKUPHY GMBH
.Naturwissenschaftliche Experimentiergerate.г.Пфаффенхофен. 2013г.
3. М.Петер Меттенляйтер «Детский сад 2.
Воздух. Пособие 1 – издание». Издатель: MERKUPHY
GMBH.Naturwissenschaftliche Experimentiergerate.г.Пфаффенхофен. 2013
4. М.Петер Меттенляйтер «Детский сад 3.
Магнетизм. Пособие 1 – издание». Издатель: MERKUPHY
GMBH .Naturwissenschaftliche Experimentiergerate.г.Пфаффенхофен. 2013