Цель:
- Рассмотреть использование образа бурого медведя в народном фольклоре, символике, жизни людей.
- Выяснить роль медведя в природе.
Задачи в развитии универсальных учебных действий:
- Регулятивные: умение определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
- Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, конспекта, проекта)
- Коммуникативные: умение доносить свою позицию, понимать других (в т. ч. вычитывать информацию данную в явном и неявном виде), сотрудничать
- Личностные: объяснять свою позицию, точку зрения, свои оценки, самоопределяться в системе ценностей
Оборудование:
- рисунки и поделки учащихся;
- выставка книг;
- карта звёздного неба;
- видеопроектор;
- экран
Ход занятия
Вводная беседа (релаксация)
Ведущий:
- Хорошее ли у вас настроение? Если нет, посмотрите в окно, какая чудесная на улице погода. Как красиво сейчас в лесу! Давайте отправимся в заочное путешествие в лес. Только вспомните, как надо себя вести на природе.
(Не шуметь, не сорить, не ломать ветви деревьев и кустарников, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)
- Закройте глаза. Представьте лесную поляну, залитую солнечным светом. Идём и...
Слайд №2
- Чувствуем: кто сзади!..
- Оборачиваемся. Чуть заметно вздрогнул папоротник, качнулась ветка. Подходим – никого. Но в грязь вдавлен... след. Он заполняется водой. След в две ладони. Только что здесь был... медведь.
Слайд №3
- Это его лес и его участок. Мы у него в гостях, и, скорее всего, мы – гости незваные. Должен бы понять медведь, что мы ему не угрожаем, ничего худого не замышляем.
Слайд №4
- С большим уважением мы отнесёмся к его пограничным столбам – ободранным когтями ёлкам.
Слайд №5
Защита проекта. Выступление 1-й группы “Медведь хозяин своих владений”
Слайд 7 – 11
Зашита проекта. Выступление 2-й группы “Символ герба – медведь”
Слайд 13 – 17
Защита проекта. Выступление 3-й группы “Это интересно”
Ведущий:
- Ну-ка, кто там шумит сучьями? Да это же медведь.
- А вы знаете, почему медведя называют медведем? Потому что медведь любит мёд и ведает, то есть знает, где его искать.
- От этих двух слов – МЁД и ВЕДЬ и получилось слово медведь.
Слайд №19
Интервью с медведем.
Медведь:
Ну-ка, посторонись. Я тороплюсь. Не зря же меня называют хозяином леса.
1-й ученик:
Топтыгин, почему все говорят, что ты неуклюжий, неповоротливый?
Медведь:
Это не так. Бегаю я очень быстро, со скоростью 40-50 км/час, могу догнать лошадь, хорошо плаваю.
1-й ученик:
Этот крупный самец медведя только что вышел из берлоги и сейчас сосредоточен на поиске потенциального партнера для размножения.
Слайд №20 – 21
2-й ученик:
Медвежата, какие они?
Медведь:
Зимой в берлоге рождаются два-три медвежонка. Вес новорождённого не больше пятисот граммов. Он такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека! Это кажется необычным. А объясняется просто: новорождённые медвежата питаются молоком матери. Молока немного – медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, накопленного летом и особенно осенью.
Слайд №22
2-й ученик:
Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их свои дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест.
Медвежата во всем зависят от матерей. Она научит их где искать пищу, какие растения можно есть, и где находятся самые лучшие места обитания. Она также защищает их от других медведей и людей.
Слайд №23
3-й ученик:
А сколько медвежат может родиться у медведицы?
Медведь:
Медведица приносит обычно от 1 до 6 медвежат.
3-й ученик:
Размножение обычно происходит между маем и июлем. Учитывая особенности биологии и смену брачных партнеров, у одной медведицы в одном выводке могут быть медвежата от разных самцов.
Слайд №24
4-й ученик:
А кто-нибудь помогает медведице в воспитание медвежат?
Медведь:
В уходе за детёнышами папа - самец участия не принимает.
Слайд №25
4-й ученик:
А кто же тогда помогает?
Медведь:
Помимо родителей воспитанием малышей у медведей занимаются ещё и прошлогодние дети - няньки. В медвежьей семье такую няньку называют - пестуном.
Слайд №26
4-й ученик:
Самки обычно не позволяют крупным медведям подходить близко к медвежатам, за исключением случаев, когда медведи концентрируются в богатых пищей местах, таких как нерестовые лососевые реки. Самцы могут убить медвежат, для того чтобы съесть их.
1-й ученик:
Выйдя из берлоги медвежата начинают быстро расти.
Слайд №27
2-й ученик:
Медвежата резвятся, как маленькие дети.
Слайд №28
3-й ученик:
Медведицы дольше всех воспитывают своих детёнышей.
Слайд №29
4-й ученик:
Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи.
Слайд №30
5-й ученик:
Таким образом медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.
Слайд №31
Медведь:
Вы многое узнали о моём потомстве. Я даже об этом не догадывался.
Слайд №32
5-й ученик:
Почему медвежата рождаются зимой?
Медведь:
Потому что только в это время у медведя есть свой дом – берлога. Летом он бродит по лесу и ночует где придётся.
5-й ученик:
Эта самка только что вышла из своей берлоги в мае. Медведи обычно залегают в берлоги в период между октябрем и ноябрем, и выходят из неё в апреле или мае. Самки, особенно имеющие медвежат, как правило, остаются в берлогах дольше, чем самцы.
Слайд №33
Медведь:
Что-то я проголодался, пойду травку и корешки поищу.
5-й ученик:
Как же так? Мы знаем, что медведь – хищник, поедающий и мышей, и лосей, а тут травка, корешки...
Медведь:
У нас, медведей, свои чудачества. Любим мы и растительную пищу. В малиннике можем сидеть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветви.
Слайд №34
6-й ученик:
Растительность, такая как растение дудник, составляет основную часть рациона медведей. медведи перемещаются из одного места в другое, по мере созревания разных растений, чтобы питаться этими сочными растениями.
Слайд №35
Медведь:
И рыбкой любим побаловаться.
Слайд №36
6-й ученик:
Лососи являются одним из важнейших источников пищи для бурых медведей Камчатки. Медведи могут съедать до 30 лососей в день.
Медведь:
И как вы уже сказали, мы знаем, где есть мёд. Мы медведи большие лакомки.
Слайд №37
6-й ученик:
Как же при таком питании медвежата становятся ловкими и сильными?
Медведь:
А вот как...
Защита проекта. Выступление 4-й группы
Сценка “Мишка-спортсмен”.
1-й ученик:
В одном лесу жили-были зверята: волчонок, бобрёнок, медвежонок, барсучонок, ежонок. И каждый на папу похож. В лесу им было нескучно.
2-й ученик:
Лишь утро раздвинет листочки лучами,
Коснётся травинок, пошутит с цветами.
Бегом, кувырком, на двух лапах прыжками
На зарядку бежит вся честная компания.
Солнце выше над лесом поднимается.
Каждый делом своим занимается.
Кто орехи в дупло запасает впрок,
Кто строит дом, кто ищет зёрнышки.
По лесу скок да скок.
3-й ученик:
В этом лесу жил Мишка-Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что ни возьмётся, ничего не получается: то забор завалит, то молоток сломает. Пойдёт играть в футбол – отдавит малышам лапы. В чехарду зовут играть – бурчит: “У меня сил не хватает”.
Ведущий:
- Как вы думаете, можно Мишке помочь?
- Стал Мишка физкультурой заниматься, а чтобы ловким стать, все время бурчал волшебные слова:
Я Мишутка – не топчумба.
Я гимнамбо – научумбо,
Намбо томбо захотембо
И немного попотембо,
Наклонямбо, приседамбо,
Будет Миша здоровамбо!
Слайд №39
4-й ученик:
То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким, а на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве в 1980 году.
С тех пор ни одна игра, ни одно Большое дело не обходится без Мишки-спортсмена.
Слайд №40
1-й ученик:
Почему именно Мишку выбрали талисманом Олимпиады – 80?
2-й ученик:
На закрытии Олимпиады – 80 звучала песня “До свиданья, Москва!”
Слайд 41
3-й ученик:
Что помогло нашему Мишке? Физкультура.
Давайте и мы с вами выучим волшебные слова и волшебные упражнения.
(Просмотр мультфильма “Баба Яга против”).
Слайд 42
Защита проекта. Выступление 5-й группы “Большая медведица”
Медведь:
Медведь всегда готов прийти на помощь тем, кто ночью заблудится в лесу. Об этом расскажет астроном.
Слайд №44
Астроном:
Звёзд на небе очень много, поэтому запомнить их трудно. Тогда люди разделили их на группы, нанесли на карты и соединили чёрточками. Так появились картинки-созвездия, похожие на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.
Слайд №45
Астроном:
Найти созвездия легко, если начать с Большой Медведицы. Ковш Большой Медведицы состоит из семи звёзд и чётко виден круглый год (всего звёзд в созвездии Большая Медведица 125). Сам ковш лежит на спине Большой Медведицы, как седло.
Слайд №46
Астроном:
Большая Медведица главенствует в небе над самой северной частью нашей планеты – Арктикой, что в переводе значит Медвежья страна.
Издавна Большая Медведица помогала найти дорогу. Находили в небе ковш, состоящий из семи звёзд, увеличивали стенку ковша (напротив ручки) по высоте в пять раз. Увеличенная стенка указывала Полярную звезду. Найдя звезду, поворачивались к ней лицом: север – впереди, по правую руку – восток, откуда солнце всходит, а по левую руку – запад, туда солнце заходит.
Слайд №47
Викторина “В гостях у сказки”
Ведущий:
Русский народ всегда с уважением относился к хозяину леса. Он частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
Слайд №48
Отпусти меня, Алёнушка, я быков и коров за это пригоню, - попросил мишка. Сжалилась Алёнушка, отпустила медведя. (Русская народная сказка “Бычок – смоляной бочок”)
Слайд №49
- Мужик, куда ты едешь?
- Авот, Медведюшка, еду в город корешки продавать.
- Дай - ка попробовать, каков корешок!
Мужик дал ему репу. (Русская народная сказка “Мужик и Медведь”)
Слайд №50 Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими ветками, а сам влез на сосну, на самую макушку, и подглядывает, не идёт ли Котофей Иванович с Лисой. (Русская народная сказка “Кот и Лиса”)
Слайд №51 Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёда добраться? Медведь уснул, а Лиса – тук-тук хвостом. (Русская народная сказка “Медведь и Лиса”)
Слайд №52 Вот живут они впятером, поживают. Узнали про это волк и медведь.
- Пойдём, - говорят, - в избушку, всех поедим, сами станем там жить. (Русская народная сказка “Зимовье зверей”)
Слайд №53 Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. (Русская народная сказка “У страха глаза велики”)
Слайд №54 Стала Машенька думать, как ей от Медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. (Русская народная сказка “Маша и Медведь”)
Слайд №55 И покатился по дороге – только медведь его и видел. (Русская народная сказка “Колобок”)
Слайд №56 Работа со сравнениями
Ведущий:
- Что значит оказать медвежью услугу?
(Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)
Ведущий:
- Когда употребляют следующие сравнения:
- “здоровый, как медведь”;
- “неуклюжий, как медведь”;
- “сила как у медведя”;
- “толстый, как медвежонок”.
Слайд №57
Защита проекта. Выступление 6-й группы “Родственники медведя”
Ведущий:
Много ли родственников у медведей и где они живут? Кто из вас знает?
Слайд №59
1-й ученик:
Семейство медвежьих насчитывает несколько видов – медведь белый, бурый, чёрный, очковый, губач, барибал, малайский. Первые три вида живут в нашей стране, а остальные “иностранцы”.
Слайд №60
Ведущий:
- Кто из вас что-нибудь знает о родственниках хозяина нашего леса?
Слайд 61 – 71
2-й ученик:
Ещё медведи любят петь и танцевать.
(Исполняется танец “Мишка с куклой”).
Заключение. “Наши Камчатские медведи”
Ученик:
На Камчатке живут бурые медведи.
Слайд №73
Ученик:
Они считаются хозяевами камчатского леса, главным символом нашей природы.
Слайд №74
Ученик:
Порой они кажутся абсолютно безобидными...
Слайд №75
Ученик:
...могут поладить даже с человеком...
Слайд №76
Ученик:
...но за этими безобидными глазами скрывается настоящий сильный хищник.
Слайд №77
Ученик:
Спасибо тебе, Мишка, за интересную встречу!
Слайд №78
Ученик:
Подведём итоги. Предлагаю разгадать кроссворд.
Приложение 5
Приложение 6
Ведущий:
Солнце садится за горизонт. Нам пора прощаться с гостеприимным хозяином леса и возвращаться домой. Спасибо тебе, Мишка, за интересную встречу. Мы узнали много нового и интересного о вашей жизни.