Цель: учить различать изобразительность в музыке, смену характера музыки, учить оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.
Оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты, компьютер, проектор и экран монитора, музыкальный центр, музыкальные диски.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку Э.Грига “Утро”. Музыкальное приветствие.
II. Распевание и повторение пройденного материала.
Учитель – Ребята, сегодня мы посветим наш урок сказкам, которые звучат в музыке. Я предлагаю начать наша путешествие в мир сказок с песни “Сказки гуляют по свету”, где мы встретимся с нашими любимыми героями из сказок.
Исполнение песни “Сказки гуляют по свету”- музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского. (на экране проецируются слайды с картинками из сказок).
Учитель:
- Каких героев сказок вы узнали в песне?
Ответы учеников.
III. Знакомство с темой урока. Вступительная беседа.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Учитель:
- Молодцы, ребята. Я поняла, что вы любите сказки – веселые, добрые, с чудесами и приключениями.
Но знаете, ребята, что музыка без слов тоже может рассказывать сказки? Она умеет рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения или характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.
Вот скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кто такие гномы?
Ученики:
- Это сказочные маленькие человечки.
Учитель:
- Да, гномы это фантастические существа, некрасивые или уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатство - клады с сокровищами, которые прячут под землей.
Может быть, вы знаете сказку “Белоснежка и семь гномов”? В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные, например, гном Апчхи, был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.
- Ребята, а сейчас вы послушайте произведение с названием “Шествие гномов”, который сочинил норвежский композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране и озвучивание пьесы в записи, дети слушают 1-ую часть пьесы).
- Как вы считаете, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига “Шествие гномов”? Про добрых, или про злых?
Ученики:
- Про злых гномов.
Учитель:
- А почему вы так решили?
Ученики:
- Музыка кажется загадочная, иногда страшная и даже злая.
Учитель:
- А почему называется “Шествие гномов”, что такое шествие?
Ученики:
- Вначале музыка похожа на марш.
Учитель:
- Да, но этот марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, будто гномы прихрамывают, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец (исполняет отрывок из пьесы).
- Скажите, ребята, как звучит вначале музыка, какая она, тихая или громкая?
Ученики:
- Сначала музыка была тихой, загадочной, потом стала громкой и злой. А в конце – опять успокоилась.
Учитель:
- Верно. Можно представить, что гномы движутся издалека, приближаются подкрадывающимися шагами. Вначале музыка таинственная, а затем сердитая, колючая и отрывистая (исполняет фрагмент, начало пьесы). Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей. Вот – вот гномы подошли совсем близко, видны даже их сердитые, страшноватые физиономии (исполняет фрагмент из 32-го такта и далее).
- А теперь послушайте, пожалуйста, среднюю часть пьесы. Вы, закрыв глаза, попробуйте, для себя представить, о чем рассказывает музыка (звучит запись средней части).
- Ну как, пофантазировали? Изменилась ли характер музыки в средней части пьесы?
Ученики:
- Да, музыка стала другой. Она спокойная и нежная, как будто волшебная.
Учитель:
- Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномов - их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье? (исполняет фрагмент средней части).
- Вы услышали смену характера музыки во второй части? Она контрастна с музыкой 1-й части. Музыка звучит светло и мечтательно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. Музыка начинает искриться и сверкать, как сокровища под лучами солнца, заглянувшего в пещеру. И наконец, как будто темные, нечистые силы исчезают под лучами солнца. Добро побеждает зло.
Учитель:
- Дети, а давайте передадим эту сказочную музыку в движениях. Кто хочет изобразить гномов?
(Выбранные ученики готовятся к инсценировке)
IV. Оркестровка пьесы с ударно-шумовыми инструментами.
Учитель:
- Ребята, пусть мальчики танцуют, а остальным я предлагаю оркестровать пьесу. А для этого мы должны выбрать музыкальные инструменты, которые соответствуют характеру музыки.
Сначала мы с вами подберем инструменты для первой части пьесы. Кто скажет, какими инструментами можно передать шаги гномов? Какой инструмент по звучанию для этого больше подойдет?
Ученики:
- Для шагов гномов подойдет тамбурин и африканский ксилофон.
Учитель:
- А что нужно чтобы подчеркнуть внезапные акценты, которые напоминают прыжки гномов?
Ученики:
- Можно их сыграть бубнами и маракасами.
Учитель:
- А как передать громкий, зловещий характер музыки, когда гномы подошли совсем близко? (исполнение на фортепиано фрагмента музыки).
Ученики:
- Мы все сыграем на тамбурине, маракасами, ксилофонами, металлическими тарелками и бубнами, и тогда, будет очень громко и страшно, как танец гномов.
Учитель:
- Да, вы правы, сыграв на деревянных и металлических инструментов одновременно, мы передадим яркий и дикий танец гномов.
- Во второй части пьесы, как на прошлом занятии, вы будете играть на звенящих, волшебных колокольчиках, звучащей чаше, металлофонах, передавая мерцание сокровищ гномов.
- В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых возгласа. Жесткие, угрожающие аккорды заканчивают эту сказочную пьесу, их мы сыграем на всех инструментах сразу.
Учитель раздает инструменты, несколько детей оркеструют первую часть пьесы, а некоторые передают характер музыки в образных и танцевальных движениях.
Учитель:
- Молодцы, ребята, вы отличные музыканты и артисты.
V. Музыкальная игра: “Ожившие картины”.
Цель игры: развитие воображения, умения сопоставлять музыкальное произведение с картиной. Выбрать из двух картин ту, которая соответствует характеру музыки.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, ребята, из какой сказки эти картинки?
Ученики:
- Эти картинки из сказки “Конек-Горбунок”.
Учитель:
- Правильно. А теперь послушайте фрагмент из балета “Конек-Горбунок”. Но слушать вы должны внимательно, чтобы потом выбрать ту картину, которая больше соответствует музыке, то есть соответствует характеру, настроению музыки.
Дети слушают фрагменты из балета “Конек-Горбунок”. Звучат в записи “Марш Царя Гороха”, “Танец золотых рыбак”, “Колыбельная Ивана”.
После прослушивания дети отвечают, обосновывая свои ответы.
VI. Итог урока.
Учитель:
- Дети, мы сегодня узнали, что у музыки есть чудесное свойство. Что она умеет рассказывать с помощью музыкальных звуков?
Ученики:
- У музыки есть изобразительное свойства. Она способна изобразить с помощью звуков сказку и сказочных героев.
Учитель:
- Скажите, а откуда берутся эти чудесные музыкальные звуки, которые потом превращаются в волшебную мелодию?
Ученики:
- Их играют музыкальные инструменты.
Учитель:
- Правильно, сегодня вы услышали в исполнении симфонического оркестра “Шествие гномов”, а потом сами создали свой маленький оркестр и сыграли со мной эту пьесу. Это вам удалось здорово. Вам понравилась?
Учитель:
- Как различается смена характера в музыки “Шествие гномов?”
Ученики:
- Музыка первой и второй части очень разная, не похожа друг на друга. Во второй части музыка меняет свой характер, она контрастна первой.
Учитель:
- Молодцы, ребята. Вы все отлично поняли и заслуживаете высоких оценок.