Проект "Я - гражданин мира!". Программа воспитания толерантности

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


 «Мы разные, но мы вместе. Мы вместе – и в этом наша сила»

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Актуальность проекта определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

В образовательном комплексе создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их:

– приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;
– общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
– воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
– развития его творческих способностей;
– формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому ребенку в становлении собственного мировоззрения, даст импульс к осмыслению своего собственного «я».

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому, принятие Федеральной целевой программы в январе 2001 г. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» стало для педагогического коллектива стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях. Тем более, в-третьих, – и здесь особая и немалая проблема! – что толерантность необходима и самому педагогу – человеку и профессионалу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и пр.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Таких факторов, сложных для ребенка, а, значит, и для педагога, немало: религиозных, этнических, психологических, ценностных, коммуникативных, поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

Нами разработана универсальная программа для любого школьного отделения образовательного комплекса. Программа рассчитана на учебный год. В каждом новом учебном году программа может пересматриваться, могут вноситься дополнения и изменения. 

Целью программы являетсяукоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества, а также вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи.

Задачи:

  • развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
  • развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
  • внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе;
  • воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
  •  формирование стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • воспитание у обучающихся любви к Родине, желания знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;
  • создание условий для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • развитие умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

    Программа воспитания толерантности «Я человек мира!» /проект/ построена таким образом, что охватывает всех субъектов образовательного пространства.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, их социальная эффективность

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания обучающихся;
  • восстановление национальных традиций российской культуры;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

Работа с обучающимися

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

Сентябрь: «Я – человек»

1. Проведение анкетирования «Черты толерантной личности».
2. Конкурс рисунков «Россия – Родина моя».
3. Всемирный день мира /проведение акций/
1. Заседание МО классных руководителей по проблеме «Школа толерантности. Концепция, методика, содержание».
2. Формирование проблемной группы педагогов для внедрения методик толерантности в учебно – воспитательный процесс образовательного комплекса.
1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (5-7 кл.).
2. Родительское собрание «Свобода выбора будущего».

Октябрь: «Я – любознательный человек»

1. День ученического самоуправления.
2. Классные часы «Что значит уважать другого человека»
3. Международный день пожилых людей. Конкурс – презентация проектов «Бабушка рядом с дедушкой»
1. Анкетирование учителей «Черты толерантной личности».
2. Совещание классных руководителей с ответственным за ВР в отделении (обзор литературы по проблеме толерантности).
1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (8-9 кл.).
2. Социально-психологическая служба – лекторий «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Ноябрь: «Я – ответственный человек»

1. Международный день толерантности. Классные часы «Толерантность – это гармония в многообразии, многообразия культур нашего мира».
2. Фестиваль культур «Все флаги мира в гости к нам!»
1. Научно-практический семинар «Этика школьной жизни» /Совет обучающихся/
2. Педсовет «Воспитательная система класса».
1. Родительские собрания «Права ребенка», «Роль родителей в формировании школы толерантности».

Декабрь: «Я – культурный человек»

1.День принятия генеральной ассамблеей ООН декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
2. Классные часы, уроки, викторины, конкурсы стихов, рисунков, сочинений о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека
3. Акция «Мы – за мир!
1. Круглый стол, подготовленный учителями истории «Всеобщая декларация прав человека. Основные тезисы. Основные аспекты» 1.Родительское собрание «Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь»

Январь: «Я – чуткий человек»

1. Акции «Письмо солдату», «Помоги ребенку».
2. Конкурс видеороликов    «Семейные ценности среди молодежи»
1. Научно-практический семинар «Личность преподавателя. Оценка и самооценка». 1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.).
2. История новогодних праздников. «Рождественские встречи» с участием родителей.

Февраль: «Я – гордый человек»

1. Классные часы «Я – гражданин России», «Горжусь собой, своей семьей, своей страной»,
2. Лекторий представителей ЦПМСС «Учись говорить «нет!»
1. Научно-практический семинар «Конфликт в классе. Способы разрешения конфликтных ситуаций» /педагог-психолог/ 1. Родительская суббота. Встреча с врачом-наркологом.

Март: «Я – веселый человек».

1. Создание альбомов – передвижек /проектов/ «Праздники народов мира»
2. Коллаж из вырезок журналов «Москва молодежная»
1. Научно-практический семинар «Новые технологии. Дебаты». 1. Конкурс семейных газет.

Апрель: «Я – добрый человек»

1. Диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?»
2. Конкурс сочинений «Добро и зло во мне и вокруг меня».
1. Проведение в школе Единых дней правовых знаний 1. Подготовка и проведение школьного конкурса «Кухни народов России и мира»

Май: «Я – человек мира!»

Проведение Флеш моба: представители разных национальностей и конфессий в единый структурный рисунок (Сердце) Заседание МО классных руководителей по итогам проведения программы. Итоги проекта. Обсуждение и корректировка программы на следующий учебный год. Приглашение родителей на творческий вечер «Мы за мир!»

Приложение 1

Анкета

Для построения в школе системы работы по профилактике экстремизма, сепаратизма и развития толерантного отношения просим принять участие в анонимном анкетировании. На каждый вопрос отметьте только один вариант ответа.

1. «Я считаю, что права нации всегда выше прав человека»

Да
Нет

2. «Как вы относитесь к представителям других культур, национальностей, религий?»

Терпимо
Мне все равно

3. «Я считаю, что любые средства хороши для защиты своего народа»

Да
Нет

4. «Я считаю строго необходимым соблюдать чистоту нации»

Да
Нет

5. «Я считаю, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории»

Да
Нет

6. «Вы пытаетесь как-либо выделиться среди масс людей?»

Да
Нет

7. «Я считаю, что на моей земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только моему народу»

Да
Нет

Благодарим за участие!