Программа "Волшебный квиллинг" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время распространено одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Эта старинная техника обработки бумаги получила название “квиллинг”.

Квиллинг – это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных форм различных композиций.

В настоящее время у многих детей плохо развита тонкая моторика. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.  Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончике его пальцев".

Техника квиллинга удивительна: с ее помощью можно получить различные шедевры, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

“Волшебный квиллинг” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности, настойчивость и моторику рук, фантазию и художественные возможности.

Программа «Волшебный квиллинг» построена “от простого к сложному” и рассчитана на 2 года обучения дошкольников – в старшей и подготовительной к школе группе. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Ведущая идея наших занятий — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель программы  – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  • Обучающие:
  • знакомить детей с основными понятиями и элементами техники квиллинг ( круглый ролл, «капля», «глазик», «стрелочка», «спираль» и т.д.);
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами данной техники;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.
  • Развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к искусству квиллинга;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит учёт уровня деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа

Направления работы:

  • изготовление различных картинок при помощи техники «квиллинг»
  • изготовление сувениров и открыток к празднику
  • конструирование.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Ожидаемые результаты:

  • научить детей различным приемам работы с бумагой;
  • познакомить и закрепить  основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научить  следовать устным инструкциям, читать и воспроизводить схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • научить  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомить с искусством бумагокручения;
  • воспитать  навыки культуры труда;
  • улучшить  коммуникативные способности детей  и способствовать приобретению навыков  работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение выставок работ в группе и детском саду

Материалы, используемые  на занятиях:

  • цветная бумага для принтера
  • картон белый и цветной
  • клей ПВА
  • инструмент
  • ножницы
  • карандаши простые
  • кисточки для клея
  • салфетки
  • клеенка
  • линейка с кружками разного диаметра
  • зубочистки
  • ватные палочки

Программа занятий создана на основе программ:

  • «Волшебная бумага» (авт. Мячина С.В.),
  • «Бумажные фантазии» (авт. Шабунина И.А.),
  • «Волшебство квиллинга» (авт.Осипова В.А.)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3