В наше время распространено одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Эта старинная техника обработки бумаги получила название “квиллинг”.
Квиллинг – это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных форм различных композиций.
В настоящее время у многих детей плохо развита тонкая моторика. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончике его пальцев".
Техника квиллинга удивительна: с ее помощью можно получить различные шедевры, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
“Волшебный квиллинг” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности, настойчивость и моторику рук, фантазию и художественные возможности.
Программа «Волшебный квиллинг» построена “от простого к сложному” и рассчитана на 2 года обучения дошкольников – в старшей и подготовительной к школе группе. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
Ведущая идея наших занятий — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Обучающие:
- знакомить детей с основными понятиями и элементами техники квиллинг ( круглый ролл, «капля», «глазик», «стрелочка», «спираль» и т.д.);
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами данной техники;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.
- Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству квиллинга;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит учёт уровня деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
- исследовательский – самостоятельная творческая работа
Направления работы:
- изготовление различных картинок при помощи техники «квиллинг»
- изготовление сувениров и открыток к празднику
- конструирование.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты:
- научить детей различным приемам работы с бумагой;
- познакомить и закрепить основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научить следовать устным инструкциям, читать и воспроизводить схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- научить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомить с искусством бумагокручения;
- воспитать навыки культуры труда;
- улучшить коммуникативные способности детей и способствовать приобретению навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение выставок работ в группе и детском саду
Материалы, используемые на занятиях:
- цветная бумага для принтера
- картон белый и цветной
- клей ПВА
- инструмент
- ножницы
- карандаши простые
- кисточки для клея
- салфетки
- клеенка
- линейка с кружками разного диаметра
- зубочистки
- ватные палочки
Программа занятий создана на основе программ:
- «Волшебная бумага» (авт. Мячина С.В.),
- «Бумажные фантазии» (авт. Шабунина И.А.),
- «Волшебство квиллинга» (авт.Осипова В.А.)