Технологическая карта урока изобразительного искусства "Начальная школа XXI века". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: научиться украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные УУД: способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
  • Предметные УУД: использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины).
  • Личностные УУД: эмоционально­ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  • для учащихся: шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки», гуашь, кисти, баночка для воды, альбом, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик.
  • для учителя: дымковские игрушки, плакат «Дымковские игрушки», Презентация, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1. Оргмомент (1-2 мин.) Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
  Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Личностные УУД
2. Работа по теме урока. (15 мин.)

а) Актуализация знаний.

Презентация. Слайд 2
Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.
Слайд 3
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… Слайд 4
– Как вы думаете. Чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

Слайд 5

Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Ответы детей.
Об игрушках.

Дети читают стихи (Приложение 1)

Формируем умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.
Познавательные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Регулятивные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД

б) Постановка учебной задачи. – Как вы думаете какая тема нашего урока?
– Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

– Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. Слайд 6

Ответы детей.
– Познакомиться с дымковской игрушкой.
Научиться расписывать игрушку.
 
3. Исследовательская работа. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Слайд 7

Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.

Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки.
Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

– А расскажет нам об этом интересном названии праздника Соколова Марина.
Почему «свистунья?» А вот послушайте легенду.

Слайд 8
Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.
Слайды 9-10
– Сейчас мы с вами окажемся на этой ярмарке.
Слайды 11-14

Демонстрация слайдов.

– Что общего у всех игрушек?

– А где в природе встречается белый цвет? Цвет чего?
Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочет ему
сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
– Какие цвета встречаются?
– Какие элементы использовали мастера?
– Что обозначают круги?
– Что имеет круглую форму?
Круги означали солнце.
– А волнистые линии, что могли обозначать?
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена, засеянное поле.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля.
Посмотрите на элементы росписи.
Таблица «Элементы росписи»

Проводит Власова Анастасия.

Потренируемся в рисовании элементов росписи.
– Нарисуйте желтый, синий круги.
– Что надо сделать, чтобы получилась змейка?

1) Берем на кисть красный цвет и , слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку.

– Что имеет круглую форму?
– Как ее можно украсить?
Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.
2) – Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.
3) – А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.
(Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске)

Вывод: Я уже вижу, что вы освоили элементы дымковской росписи и можете приступить к основной работе.

Уч-ся читает объяснение слова в словаре.

Читает хорошо читающий ученик из книги.

 

 

Рассказ уч-ся.(Приложение 2)

 

 

 

Дети читают стихи об игрушках. (Приложение 3)

Уч-ся рассматривают игрушки.

Ответы детей.
Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.

Ответы детей. (Снега, чистоты)

Жёлтый, синий, красный, зелёный, чёрный.

Круги, овалы, клетки, полоски, линии, точки.
Ответы детей.

 

 

 

Дети выполняют рисование отдельных элементов росписи.

Формируем умение строить монологическое высказывание.
Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.
Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

4. Физкультминутка под музыку. Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так–
Не обидятся никак.

   
5. Практическая работа.
Тренировка в рисовании элементов росписи.
Сегодня мы будем расписывать коня.
Обведите его по шаблону.
Коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
Следующий год – год лошади. Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку.
Подумали, а теперь приступим к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными.
Узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Успехов вам в работе.
  Умение применять полученные знания на практике.
Познавательные УУД
6. Самостоятельная работа.   Дети расписывают игрушку, индивидуальная помощь уч-ся. Развитие самостоятельности, эстетических чувств.
Личностные УУД
7.  Рефлексия деятельности – Понравились ли вам ваши лошадки?
– Все ли у вас получилось?
– С какой росписью познакомились?
Слайд№15
Мы с вами будем изучать на уроках изобразительного искусства и другие росписи, а элементы этой росписи вы уже знаете как рисовать.

Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились.

Слайд 16

Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки:
Кружочки, точечки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Мы оформим выставку-ярмарку и ваши родители посмотрят на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Молодцы.

– Понравился ли вам урок?

Слайд 17

Спасибо за урок.

  Коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности.
Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия.
Регулятивные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УУД