Тип: урок открытия нового знания
Цель: создать условия для формирования умения делить двузначные числа на однозначные.
Задачи:
- Определить значение частного с опорой на известные случаи деления.
- Познакомить учащихся с новым типом задач, в решении которых можно использовать способ рационального подбора чисел.
- Повторить взаимосвязь между компонентами действий.
- Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
- Начать формировать умение делить двузначные числа на однозначные.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Актуализация опорных знаний. Ситуация успеха
Найдите значение выражений и соберите слово.
6 • 8 у 30 • 3 с 80 : 4 п 3 • 15 е 600 : 2 х |
– Что нужно для достижения успеха?
– Я желаю вам всем успеха. Откройте тетради,
запишите число, классная работа.
II. Устный счет
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
«Разминка»
а) Вычислите сумму чисел 31 и 34.
б) Увеличьте число 92 на 8.
в) Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе
18.
г) Уменьшите число 76 на 32.
д) Увеличьте число 40 в 2 раза.
е) Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60?
ж) Сколько нужно отнять от 60, чтобы получить 37?
з) Маме 24 лет, а дочка в 3 раза моложе. Сколько лет
дочке?
к) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3
см и 5 см. Чему равен периметр?
Молодцы, продолжаем дальше.
2. Какая схема подходит к условию задачи:
Внуку 9 лет, бабушка в 6 раз старше. На сколько лет бабушка старше внука?
___ _______
____________________ _______________
3. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:
( + ) : 6 = 8 + 4
( + ) : 7 = 3 + 7
( + ) : 5 = 4 + 9
Проверьте.
III. Тема урока. Постановка задач
– Что общего в данных выражениях? (Правило
деления суммы на число)
– В чём заключается правило деления суммы на
число?
– Почему нам необходимо знать данное правило? (Чтобы
делить двузначное число на однозначное)
– Как разделить двузначное число на однозначное?
(Алгоритм деления)
– Определите тему сегодняшнего урока. Деление
двузначного числа на однозначное.
– Поставьте задачи. Упражняться в делении
двузначных чисел на однозначные. Решать задачи.
IV. Работа над темой урока
1. На доске выражения.
48 : 4 96 : 8
48 : 3 96 : 4
– Чем похожи и чем отличаются выражения в каждой паре? Найдите значение выражений.
48 : 4 = (40 + 8) : 4 = 40 : 4 + 8 : 4 = 10 + 2 = 12
48 : 3 = (30 + 18) : 3 = 10 + 6 = 16
96 : 8 = (80 + 16) : 8 = 10 + 2 = 12
96 : 4 = (80 + 16) : 4 = 20 + 4 = 24
Вывод: для чего выполняли данное задание.
2. Р е ш е н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и (выполнение задания № 354).
– Почему Миша и Маша выполнили задание по-разному? На какие группы и по какому признаку они разбили все выражения?
Учащиеся. Маша ориентировалась на делимое. В первую группу она записала все выражения, в которых делимое равно 64, во вторую группу – выражения, в которых делимое равно 36, а в третью группу – 48.
– По какому признаку разбил выражения на группы Миша?
Учащиеся. В первую группу он записал все табличные случаи деления, во вторую – те выражения, при вычислении которых он будет использовать деление суммы на число и где наибольшее число десятков совпадает с разрядными десятками:
36 : 3 = (30 + 6) : 3 48 : 4 = (40 + 8) : 4
А в третью группу – выражения, где делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых:
36 : 2 = (20 + 16) : 2 48 : 3 = (30 + 18) : 3
– Найдите значения всех выражений.
Каким предложение, Маши или Миши вы воспользуйтесь, чтобы выполнить задание быстрее.(Миши) Почему?
Учащиеся работают самостоятельно, проверка в парах.
Проверка: ученик называет значения выражений, учащиеся проверяют у соседа.
Вывод: выполняя данное задание вместе с Мишей, какой вывод вы сделали? (Есть табличные случаи деления и внетабличные,где делимое можно представить в виде суммы разрядных слагаемых или удобных)
Повторить алгоритм деления.
Физкультминутка
- Кто был ростом с пальчик?
- Последний месяц осени?
- Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16)
- Шёл человек в город и по дороге встретил трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
- Наибольшее двузначное число? (99)
- В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (сестра)
- Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)
V. Закрепление пройденного материала
– Отгадайте ребус
ЗА
ЧА
ДА (задача).
1. Р е ш е н и е з а д а ч и № 351 разными способами, с использованием свойства деления суммы на число.
а)
Р е ш е н и е.
1) 270 : 9 = 30 (п.) – альбомов для рисования.
2) 360 : 9 = 40 (п.) – альбомов для черчения.
3) 30 + 40 = 70 (п.) – всего.
б)
Р е ш е н и е.
1) 270 + 360 = 630 (альб.) – всего.
2) 630 : 9 = 70 (п.) – всего.
2. Р а б о т а в п а р а х (выполнение задания № 356).
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
(На доске 2 ученика – самостоятельно, ученики на карточках)
(42 + 28) : 7 = 6 + ….. (30 + ….) : 6 = 30: 6 +3
(20 + 12) : …= 20 : 4 +…. (….+ ….) : 9 = 8 + 2
(40 + 32) : …= 5 + 4 (… + ….) : …= 4 + 2
(70 + …) : 7 =…+ 4 ( …+ …) : 4 = 7 + 3
Вывод: Что повторили, выполняя данное задание? (Правило деления суммы на число) Зачем?
VI. Итог урока
– Закончите сегодняшний урок словами «Сегодня
на уроке я…..»
– Выполнили мы сегодня поставленные задачи?
Оценки за урок:
Домашнее задание: № 348, 350