Игровое занятие по познавательному и речевому развитию детей в старшей группе "Сказочное путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказка – источник народной мудрости. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин... "Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" – писал К.Д. Ушинский. Сказка служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обогатить знания детей о русских сказках;
    • учить узнавать сказку по заданию;
      закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;
    • совершенствовать умение пользоваться картинками.
  • Развивающие:
    • развивать связную речь;
    • развивать память, внимание, мышление;
    • развивать творчество детей.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к сказкам, устному народному творчеству;
    • воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Методы:игровой, частично-поисковый, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:игра-викторина, художественное слово, пояснения, поощрение, музыкальная минутка, самостоятельная деятельность детей.

Оборудование:мультимедийный проектор, звёзды, сундучок, отрывки из сказок, картинки для составления сказок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1. Под музыку («в гостях у сказки») входит воспитатель в костюме Василисы Прекрасной.

В.: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, мальчики и девочки! Меня зовут Виктория Андреевна, а для вас я сейчас буду – Василисой Прекрасной. Слышала, что вы умные и дружные дети и, наверняка, любите и хорошо знаете сказки! Вот поэтому пришла к вам сюда за помощью.

Слайд 2. Дело в том, что в стране сказок приключилась беда: вредная Баба-Яга открыла волшебный сундук со сказками, выпустила всех сказочных героев и теперь волшебные предметы потеряли свою волшебную силу!!! А волшебная сила вернётся только тогда, когда мы с вами дружно найдём и вернём волшебные предметы в сундук! Вы мне поможете?

Дети: Да!

В.: Тогда нам немедленно надо отправляться в путь! Как вы думаете, где надо искать волшебные предметы? (ответы детей). Правильно в сказке! А как можно добраться до сказочного королевства? (дети отвечают: пешком, на самолёте, на поезде и пр.). Полетим мы в сказочное королевство на ковре-самолёте, который Баба-Яга не успела заколдовать. (Воспитатель подводит детей к ковру-самолёту и просит сесть в круг, садятся на ковёр. Воспитатель читает рифмованный стих и показывает движения).

Выше птиц ковёр взлетает, пассажиры – вы и я,
Сказок мир мы ощущаем, когда здесь твои друзья!...

Дружно глазки мы сомкнём – в царство сказки попадём! (звучит волшебная музыка)

Слайд 3. Раз, два, три – смотри! (открывают глаза, воспитатель просит посмотреть на слайд 3, на котором изображено печальное сказочное царство и разбросаны волшебные предметы, сказочные герои не на своих местах).

В.: Вот и прилетели мы с вами в сказочное королевство (все встают с ковра и следуют за воспитателем). Давайте сначала посмотрим, что есть в сказочном королевстве…

(Дети идут по кругу за воспитателем и видят расположенные волшебные предметы в следующем порядке: волшебный клубок, скатерть-самобранка, волшебное перо, метла бабы-яги, шапка-невидимка, волшебная палочка, гребешок, цветик-семицветик и др.).

В.: Смотрите (показывает на предметы), это, наверное, волшебные предметы которые Баба-Яга выбросила из сундука! Вот они-то нам и нужны! Внимательно посмотрите, подумайте, как эти предметы называются и в каких сказках они встречаются? Подумали?

В.: Давайте начнём по порядку – вот …. (дети подсказывают) – «волшебный клубок». (Василиса берёт волшебный клубок и задаёт возможные вопросы: что это за предмет? С какой сказки? и прочее, можно дать детям его подержать в руках).

В.: Клубок-то волшебный и нам его надо расколдовать! Вот вам первое задание: «Я – клубок волшебный, я – помощник верный, от колдовства меня спасите – сказки дружно назовите!»
Становитесь в круг, будем называть сказки по очереди. (Дети строятся в круг, Василиса посередине с клубком). Я буду бросать каждому клубок, и называть первое слово из названия сказки, а вы должны будете поймать клубок, добавить словечко к названию сказки, вернуть клубок мне обратно…)

Гуси –…(Лебеди)
Царевна –…(Лягушка)
Аленький – …(цветочек)
Винни –…(Пух)
Маша и …(Медведь)
Заюшкина …(избушка)
Крошечка –…(Хаврошечка)
Сивка –…(Бурка)
Мальчик –…(с-пальчик)
Красная …(Шапочка)
Спящая …(красавица)

В.: Отлично справились с заданием. Давайте наш волшебный клубок спрячем в сундук.
Идут по кругу далее. Подходят к столу, на котором скатерть – самобранка, пустая посуда, игрушки вперемешку с «едой».

В.: Ой, что случилось с нашей «скатертью – самобранкой»? Совсем на самобранку не похожа – на ней всё, что угодно находится, а должно быть что? (ответы детей). Правильно, еда и питьё. А вот и следующее задание: «Что случилось не пойму, всё смешалось к одному, от чар меня спасите – всё правильно сложите!»

В.: Нам надо срочно всё разложить по местам, а на скатерти – самобранке оставить только еду. Раз-два-три начни! (дети распределяют игрушки, предметы, фрукты, овощи и т.д. в разные ёмкости).

В.: Замечательная работа! Давайте и скатерть самобранку уберём в сундук.

Далее Василиса и дети подходят к «шапке-невидимке».

В.: Что за чудо-шапка, на царскую похожа! Как вы думаете? (дети отвечают)

В.: Да она не пустая. Ребята, присядьте на стульчики и послушайте внимательно задание: «В нашей шапке-невидимке расписные есть картинки. Ну-ка, ну-ка, вы давайте дружно сказку угадайте».

Слайд 4

Василиса вызывает двух детей по очереди те вытаскивают листы со словами из какой-нибудь сказки, Василиса читает, а ребят просит обратить внимание на экран, на котором расположены пронумерованные картинки из сказок. Задача детей – отгадать, под каким номером находится картинка, соответствующая тексту сказки:

А) «…Иван-царевич развернул рубашку изукрашенную златом, серебром, хитрыми узорами.
Царь только взглянул: – Ну, вот это рубашка – в праздник ее надевать…» («Царевна-лягушка»).

В.: Правильно дети, это сказка называется «Царевна-лягушка» (Она под номером 1.)

Б) «…В ту пору ехал мимо купец:– О чем, красная девица, плачешь?Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит:
– Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

В.: Правильно ребята, это сказка называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Она под номером 4.)
Давайте мы и шапку-невидимку спрячем в сундук (кладут шапку в сундук, сундук стоит всё время открытым).
Идут по залу и видят чьи-то следы (большие вырезанные из ткани следы курицы, зайца, коровы и пр.).

В.: Ребята мне кажется, тут кто-то был! Как вы думаете кто? (Дети отвечают, может быть, избушка на курьих ножках или курица, или большая птица, заяц, большое животное и т.д.). Да вы знатоки следов! А песню про следы знаете? (Дети отвечают). Давайте тогда станцуем и споём вместе.

Песня «Следы», воспитатель показывает движения, дети стоят врассыпную или в кругу и повторяют движения. По окончанию разминки Василиса спрашивает.

В.: Понравилась песенка? Ну, теперь вы всё про следы знаете!
Василиса и дети дальше и находят «разобранный» «цветик-семицветик», лепестки отдельно от стебля. (Дети называют, что это за волшебный предмет, в какой сказке встречается, и кто в сказке был главным героем. Затем предлагает выполнить следующее задание).

В.: Ребята! Давайте сначала соберём наш цветок (воспитатель держит стебель, а каждый ребёнок по очереди прикрепляет свой лепесток). На обратной стороне цветка написано несколько названий сказок. Я сейчас буду называть вам сказку, а вы будете должны выбрать сказочного героя из этой сказки. (Василиса говорит название сказки, дети выбирают из развешенных или разложенных картинок героя-сказки и называют его правильно). Например, Мальвина из сказки «Золотой ключик».

В.: Вы и с этим заданием справились хорошо. Спрячем и цветок в сундук!
Дети с воспитателем следуют далее. Василиса берёт в руки «волшебное перо».

В.: Вы догадались, что это за волшебный предмет? Правильно! Сейчас тот, к кому попадёт перо – тот должен сказать, как может начинаться и заканчиваться сказка. Становитесь в круг и по моей команде аккуратно передавайте перо друг другу под волшебные слова: «Пёрышко волшебное ты лети, лети и начало сказки ты нам принеси!» (передают по кругу перо, на ком слова останавливаются, тот говорит, как начинается сказка, дети помогают). Далее: «Пёрышко волшебное, ты лети, лети и концовку сказки ты нам принеси!» (передают по кругу перо, на ком слова останавливаются, тот говорит, как заканчивается сказка, дети помогают).
А вы знаете, что раньше сказки писали пером и говорили «Что написано пером – не вырубишь топором!» Вот как сказки наши – сколько им лет, а они всё время с нами! Чтобы расколдовать наше перо надо выполнить задание посложнее. Мы поделимся на две команды и станем каждый за свой стол (указывает куда детям стать.)

В.: На столах лежат картинки одной сказки. Возьмите каждый карточку и внимательно посмотрите. Кто догадался, как называется сказка? Правильно, «Кот петух и лиса» Слайд 5.
А теперь посоветуйтесь друг с другом и дружно поставьте карточки в порядке событий в сказке (Дети работают двумя командами за двумя столами). А теперь проверим, правильно ли вы выложили?

Слады 6-10. (Обращает внимание детей на экран – на нём последовательность событий в сказке). Замечательно поработали!

В.: Перо волшебное тоже спрячем в сундук.

В.: Оглянитесь вокруг, все ли волшебные предметы мы собрали? (ответ детей). Ребята, давайте закроем сундук так, чтобы Баба-Яга не смогла его больше открыть! (вместе закрывают сундук). Теперь мы с вами можем спокойно каждый день читать сказки! Вы хорошо постарались!

Слайд 11. Вдруг Василиса видит игрушку – Змея Горыныча.

В.: Ой смотрите, кто к нам пожаловал? Мой верный друг и помощник? Змей Горыныч! Он что-то нам принёс! (Раскрывает его, там сюрпризы для детей, показывает детям).

В.: Змей Горыныч решил наградить вас за ваши старания! Смотрите! Каждый из вас получает грамоту спасателя сказочного мира, сказочную раскраску и сладкий сюрприз! Кто хочет получить подарки от Змея Горыныча? Тогда быстрее садитесь на ковёр-самолёт, полетим домой и в группе я вам вручу подарки! (Дети садятся в рассыпную на ковре, воспитатель читает волшебные слова):

Выше птиц ковёр взлетает, пассажиры – вы и я,
Сказок мир мы ощущаем, когда здесь твои друзья!...
Дружно глазки мы сомкнём – и домой мы попадём! (Звучит волшебная музыка).

В.: Ребята, Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Пойдём же скорее смотреть подарки!

Дети строятся и уходят за воспитателем из зала под музыку.