Урок рисования "Монотипия "Веселые кляксы". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока: научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!

  • Образовательная:
  • сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;
  • расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности;
  • научить использовать различные способы рисования монотипии.
  • Развивающая: развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
  • Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Оборудование и материал:

  • для учителя: детские работы, музыка: «Времена года» Чайковский, акварель, палитра, кисти методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»;
  • для детей: акварель, палитра, кисти, стекло.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

Задача этапа, педагогические технологии, методы и приемы

1. Организационный момент Приветствие класса.
Проверка готовности к уроку.
Проверка осанки.
Создание благоприятной обстановки, настроя на урок. Здоровье сберегательная технология.
2. Формулировка темы и целей урока .Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Эпиграф: Слайд
«Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных»
Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии.
Учитель. Почему вы так решили?
Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения.
Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией (кляксографией).
Слайд
Тема нашего урока, звучит так – «Веселые кляксы» – живопись.
Создание условий для ознакомления с новой темой. Сообщение темы урока.
3. Основной этап Вводная беседа

Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!
Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения.
Давайте вспомним:
– Что такое хроматические цвета и ахроматические цвета?

– Какие основные цвета вы знаете?
– Какие составные цвета вы знаете?
Посмотрите внимательно, получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.
Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
– Какие цвета называют теплыми, а какие холодными?
Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета.
Тёплыми считают красный, оранжевый, желтый, и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держаться вместе.
Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.
Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да.
Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ – (кляксография)
Монотипия – это графическая техника. Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.
Монотипия относится к разновидности плоской печати. Ее можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, маслом). Оттиски монотипии в точности скопировать или повторить невозможно, – это единственное в своем роде произведение, о чем свидетельствует и само ее название monos – один, typos – отпечаток (греч.).
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Слайд
Сегодня вы увидите работы современных художников Екатерины Шемяк.
Слайд
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи

Проблемно – поисковый метод обучения. Стимуляция самостоятельной деятельности учащихся.
Исследовательский метод.
4. Физкультминутка   Здоровье сберегающая технология, снятие утомляемости.
5. Продолжение основного этапа урока. Самостоятельная работа учащихся.

Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Учитель: А сейчас мы с вами поколдуем и нарисуем бабочку.

1. Сложить лист пополам.

2. На правой стороне листа нарисовать половину бабочки
3. Складываем и прижимаем лист и говорим волшебное слово: «Абракадабра. Что тут вышло?»

4. Если нужно дорисовать, то  возьмите тонкую кисточку или фломастер и дорисуйте.
Молодцы! Все справились!
А сейчас мы будем рисовать аквариум на стекле . Повторяем за мной, берем на кисть краску  Наносим краску на стекло. Стекло должно быть полностью закрыто. Чем плотнее будет слой краски на стекле, тем ярче и четче получится монотипия
Накрываем стекло с краской листом бумаги А4, плотно прижимаем, проводя рукой сверху вниз. Затем очень аккуратно, чтобы не побежала акварель, переворачиваем стекло с бумагой стеклом вверх. Должно получится вот так

Дорисуем аквариум тонкой кистью или фломастерами
Монотипия вам понравились?
Учащиеся: Да Молодцы!
С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (Монотипией, кпяксографией)
Какие материалы мы использовали для этого? (Краски, бумагу, стекло)
Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства? (Своей непредсказуемостью)

Разно уровневое обучение. Повышение уровня самооценки и мотивации обучения. Личностно ориентированный подход.
Развитие творческих способностей и навыков.
6. Итог урока. Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».
Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники.
Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать сами и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно.
Оценка работ на уроке.
Молодцы! Всем спасибо за урок.
Развитие самоанализа, оценки собственной деятельности.
Личностно ориентированная технология.