Цель: развивать умение находить орфограммы в тексте, графически обозначать их, выбирать способ проверки, работать в парах, работать над культурой речи; формировать у детей потребность постоянно расширять кругозор, пополнять объём знаний, самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание, прививать интерес и любовь к русскому слову.
1. Оргмомент. Самоопределение
– Давайте настроимся на урок. «Всё увидим, всё узнаем, всё поймём, всё получится!»
– Сегодня на уроке мы вспомним правила русской
орфографии, над которыми мы работали на
прошлых уроках, повторим старое и узнаем
новое.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма?
(Ошибкоопасное место, это такое место в
слове, где произношение не всегда совпадает с
написанием)
– Что надо знать, чтобы правильно написать слово
с орфограммой?
– Какие орфограммы мы с вами уже изучили?
– Молодцы. Откройте тетради. Запишите число,
классная работа, орфографическая
пятиминутка. Обратите внимание на орфограммы.
2. Орфографическая минутка
Чудесные сказки, известный поэт, осенняя пора, село Захарово, лукоморье.
Идёт работа над орфограммами.
– Ребята, а кто знает, что обозначает слово «лукоморье?» (Морской залив, бухта)
– Если вам дома встретится слово, значение
которого вы не знаете, где можно узнать, что это
слово обозначает? (В толковом словаре, в
интернете…)
– Ребята, посмотрите на слова и словосочетания и
скажите, с творчеством какого поэта они связаны? (Пушкина).
3. Беседа о творчестве А. С. Пушкина
– Да, действительно, все эти словосочетания
связаны с творчеством великого русского поэта
А.С. Пушкина. Уже много главным событием октября в
нашей школе является пушкинская неделя. И каждый
год встреча с Пушкиным – это новые знания, новые
открытия, впечатления. Ожидание чуда. И это чудо
вы можете сотворить на каждом нашем уроке.
– Ребята, посмотрите на доску и попробуйте устно
составить предложения с данными
словосочетаниями.
– Вчера мы с вами писали обучающее изложение о
библиотеке Пушкина.
– Кто запомнил, где Пушкин начал собирать
свою библиотеку? (в селе Михайловском)
– А сколько книг собрал Пушкин? (4,5 тысячи).
– Ребята, а давайте вспомним, что вы ещё знаете о
жизни и творчестве А.С. Пушкина? Внимание на
экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ВИКТОРИНА.
– Молодцы. Продолжаем работу.
4. Работа над предложением (у доски)
– Запишите предложение: Пушкин родился в
Москве.
– Разберите по членам предложения и частям речи,
выпишите словосочетания.
Физминутка
5. Работа с учебником
– Откройте учебник на странице 47. (Учебник:
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс
в 2 частях.М., «Просвещение», 2012). Поставьте его на
подставку. Найдите упражнение № 70.
– Прочитайте второй отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина. Кто знает, из какого
стихотворения этот отрывок? ( «Зимнее утро»).
Найдите слово, в котором 3 звука и 4 буквы.
Выпишите, сделайте фонетический разбор.
Работа у доски
– Вернёмся к упражнению № 70. Прочитайте
первый отрывок. Из какой сказки эти слова?
– Запишите слово «Сказка», разберите по составу,
подберите однокоренные слова.
Работа у доски
– Ребята, а придумала ещё одно однокоренное слово «сказки». Все со мной согласны? Почему? ( Это форма слова, изменилось только окончание). Молодцы. Закройте учебник.
6. Работа в парах
– Ребята, а теперь приготовьтесь работать в
парах. Но прежде давайте вспомним правила
такой работы.
– Слушай товарища, работай дружно, работай тихо,
уважай мнение товарища, умей договариваться.
– Сейчас я раздам вам карточки. Подумайте и
предположите, какие задания можно выполнить,
используя данную карточку. (Собери пословицу,
найди орфограммы.)
– Выполните задание. Запишите в тетрадь одну
пословицу, которая вам понравилась, выдели
орфограмму.
Жизнь дана а человека – труд.
Землю солнце красит, а люди дружбой.
Птицы сильны крыльями, на добрые дела.
Проверка на доске.
– Какие пословицы у вас
получились?
– Как вы понимаете смысл этих пословиц?
– Молодцы.
7. Рефлексия
– Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на
уроке, что вспоминали?
– Какому поэту мы сегодня посвятили урок?
– Как вы оцените свою работу? (СВЕТОФОРЫ)
– Сегодня я сумел…
– Урок окончен, спасибо за урок.