Открытый урок по русскому языку на тему "9 правил орфографии". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: развивать умение находить орфограммы в тексте, графически обозначать их, выбирать способ  проверки, работать в парах, работать над культурой речи; формировать у детей потребность постоянно расширять кругозор, пополнять объём знаний, самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание, прививать интерес и любовь к русскому слову.

1. Оргмомент. Самоопределение

– Давайте настроимся на урок. «Всё увидим, всё узнаем, всё поймём, всё получится!»

– Сегодня на уроке мы вспомним правила русской орфографии,  над которыми мы работали на прошлых уроках, повторим  старое и узнаем новое.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма?   (Ошибкоопасное место, это такое место в слове, где произношение не всегда совпадает с написанием)
– Что надо знать, чтобы правильно написать слово с орфограммой?
– Какие орфограммы мы с вами уже изучили?
– Молодцы. Откройте тетради. Запишите число, классная работа, орфографическая  пятиминутка.  Обратите внимание на орфограммы.

2. Орфографическая минутка

Чудесные сказки, известный поэт, осенняя пора, село Захарово, лукоморье.

Идёт работа над орфограммами.

– Ребята, а кто знает,  что обозначает слово «лукоморье?»  (Морской залив, бухта)

– Если вам дома встретится слово, значение которого вы не знаете, где можно узнать, что это слово обозначает? (В толковом словаре, в интернете…)
– Ребята, посмотрите на слова и словосочетания и скажите, с творчеством какого поэта они связаны? (Пушкина).

3. Беседа о творчестве А. С. Пушкина

– Да, действительно, все эти словосочетания связаны с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина. Уже много главным событием октября в нашей школе является пушкинская неделя. И каждый год встреча с Пушкиным – это новые знания, новые открытия, впечатления. Ожидание чуда. И это чудо вы можете сотворить на каждом нашем уроке.
– Ребята, посмотрите на доску и попробуйте устно составить предложения с данными словосочетаниями.
– Вчера мы с вами писали обучающее изложение о библиотеке Пушкина.
– Кто запомнил,  где Пушкин начал собирать свою библиотеку?  (в селе Михайловском)
– А сколько книг собрал Пушкин?  (4,5 тысячи).
– Ребята, а давайте вспомним, что вы ещё знаете о жизни и творчестве А.С. Пушкина?  Внимание на экран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ВИКТОРИНА.

– Молодцы. Продолжаем работу.

4. Работа над предложением (у доски)

– Запишите предложение:  Пушкин родился в Москве.
– Разберите по членам предложения и частям речи, выпишите словосочетания.

Физминутка

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 47. (Учебник: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс в 2 частях.М., «Просвещение», 2012). Поставьте его на подставку. Найдите упражнение № 70.
– Прочитайте второй отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Кто знает,  из какого стихотворения этот отрывок? ( «Зимнее утро»). Найдите слово,  в котором 3 звука и 4 буквы. Выпишите,  сделайте фонетический разбор.

Работа у доски

 – Вернёмся к упражнению № 70.  Прочитайте первый отрывок. Из какой сказки эти слова?
– Запишите слово «Сказка», разберите по составу, подберите однокоренные слова.

 Работа у доски

– Ребята,  а придумала ещё одно однокоренное слово «сказки». Все со мной согласны? Почему?  ( Это форма слова, изменилось только окончание). Молодцы. Закройте учебник.

6. Работа в парах

– Ребята, а теперь приготовьтесь работать в парах. Но прежде давайте вспомним правила  такой работы.
– Слушай товарища, работай дружно, работай тихо, уважай мнение товарища, умей договариваться.
– Сейчас я раздам вам карточки. Подумайте и предположите, какие задания можно выполнить, используя данную карточку. (Собери пословицу, найди орфограммы.)
– Выполните задание. Запишите в тетрадь одну пословицу, которая вам понравилась, выдели орфограмму.

Жизнь  дана                                                          а человека – труд.
Землю солнце красит,                                         а люди дружбой.
Птицы сильны  крыльями,                                 на добрые дела.

Проверка на доске.

Какие пословицы у вас  получились?
– Как вы понимаете смысл этих пословиц?
– Молодцы.

7. Рефлексия

– Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, что вспоминали?
– Какому поэту мы сегодня посвятили урок?
– Как вы оцените свою работу? (СВЕТОФОРЫ)

– Сегодня я сумел…

– Урок окончен, спасибо за урок.