Цели:
- Образовательная: повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ – приставки и НЕ – частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;
- Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;
- Воспитательная: продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости.
Обеспечение занятия:
- Мультимедийные слайды по теме урока (“Тест ”);
- Презентация урока “Правописание НЕ с разными частями речи”;
- Раздаточный материал;
- Папки для индивидуальной работы;
- Таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуй, мой любимый класс! Рада снова
видеть вас!
Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте своими
улыбками наших гостей! Садитесь! Вы активные и
жизнерадостные! У нас всё получится! Мы будем
успешными! (слайд)
II. Проверка Д.З.
Работа с лингвистическим текстом (слайд)
III. Повторение
– Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме, закрепим и обобщим полученные знания. Я надеюсь, что словарики станут верными помощниками как на сегодняшнем, так и на следующих уроках русского языка.
IV. Работа над темой урока
– Запишите тему сегодняшнего урока (слайд №).
Слово учителя о целях и задачах урока (слайд №).
– Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?
2-й ученик:
Частица НЕ – упрямая частица.
Всё повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья,
А она придёт –
И выйдет всё как раз наоборот!
С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьёт неверием своим,
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, –
Не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица –
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей её зови,
Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви! (Ф.Кривин)
– Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях (на доске).
- Он настоящий неряха.
- Негромкий звук раздался в тишине.
- Река была не глубокая, а мелкая.
– Итак, чем является НЕ в этих примерах? (В каждом из них НЕ появляется в новом облике: в 1-ом – это часть корня, во 2-м – приставка, в 3-м – частица). В чём же проблема? Естественно, что часть корня и приставка пишутся слитно, а частица – раздельно. Такую простую мысль и правилом-то называть неудобно. Однако теме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи отведено в школьной программе немало уроков. А ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело в том, что трудно различить эти три случая, решить, что перед нами: приставка или частица. Мы сегодня вспомним правила, которые вы уже изучали в школе, приведём разные примеры, чтобы разобраться в тонкостях и сложных случаях. Орфографическая трудность в том, чтобы решить, что перед нами и, соответственно, слитно или раздельно пишется. Ведь правила орфографии – тоже результат размышления людей. Но довольствоваться ими – всё равно, что читать описания природы вместо того, чтобы пойти в лес. Как гласит народная мудрость: “То, что запомнил, – уйдёт, то, что понял, – останется” ().
V. Дифференцированная творческая работа
Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем использовать вот такие опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и при подготовке к экзаменам. (На партах)
1. Инд. раб. по карточкам)
2. Составление алгоритма
VI. Закрепление
Тематический диктант.
– Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-
- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);
- Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);
- Грубый, невоспитанный человек (невежа);
- Необразованный, малосведущий человек (невежда);
- Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);
- Военный противник, враг (неприятель).
– Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова?
– Обращаемся к нашим помощникам – пословицам и поговоркам.
Выборочный диктант (1-й вариант записывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-й вариант – НЕ – раздельно)
1. Без пословицы (не)проживёшь. – 2
2. Друг познаётся в (не)счастье. – 1
3. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает. – 2
4. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (выписали оба варианта) – 1 и 2
5. (Не)доброе слово больней огня жжёт. – 1
6. У (не)ряхи нет и путной рубахи. – 1
– Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):
Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)
– Объясни слитное написание НЕ. Приведи примеры раздельного написания этих слов, если возможно. (слайд)
VII. Самостоятельная работа (Тест)
– Перед тем, как приступить к выполнению тестового задания, давайте обратим внимание на таблицу, (презентация), и сделаем вывод по проделанной работе.
От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей НЕ, которые обозначают неполное, незаконченное действие. Например, аквалангист не достал морскую раковину. Приставку НЕДО- можно проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-. Немного юмора. Я напомню вам студенческий афоризм на изученное правило: “Лучше переесть, чем недоспать”)
– Итак, мы ещё раз повторили правила
“Правописание НЕ с разными частями речи” для
того, чтобы безошибочно выполнить тестовую
работу.
Но перед этим давайте проведём гимнастику
для глаз
Проверка (сверка с доской) – слайд №.
– Кто безошибочно справился с тестом? (самооценка: 0 ош. – “5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, более двух, надеюсь, не допустил никто).
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание (по выбору).
1) Написать сочинение-рассуждение с
использованием слов на изученное правило;
2) Выполнить упражнение.
3) Составить словарную диктовку по теме урока
“Правописание НЕ с разными частями речи”.
- Хорошо работали на уроке:...
- Я ценю усилия...
- Молодцы:...
- Умница...
- Можно похвалить...
- Порадовали своими ответами...