Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце.

Задачи:

  • познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце;
  • закреплять знания о наречиях, существительных и прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость.

Технология: проблемно-поисковая.

Методы:

  • Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с книгой, ситуация выбора.
  • Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом.
  • Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста.
  • Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.
  • Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся.
  • Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ.

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент

Вновь звенит у нас звонок,
Начинаем мы урок.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Презентация, слайд)

2. Минутка чистописания (слайд)

– Из каких элементов состоит?
– Какой звук обозначает?
– Сегодня у нас в школе началась неделя русского языка и я предлагаю прочесть высказывание французского писателя Проспера Мериме о русском языке. (слайд)

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

– Какими словами Проспер Мериме описывает русский язык?
– Где можно наблюдать тонкость оттенков?
– А вот как изобразил русскую природу Иван Иванович Шишкин. (Слайд)
– Какая часть речи, помогает нам передать оттенки цветов, которые использовал Шишкин?
– Для чего мы ее используем?

3. Повторение

Вспомним, что такое имя прилагательное
Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяется по падежам и числам, всегда связано с существительным, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное с которым оно связано. Во множественном числе по родам не изменяются. В предложении чаще всего бывают определением.
– Выберите пять прилагательных, которые можно использовать для описания леса.
Выделите основы.
Проверяем, какие прилагательные выбрала я:

зимний
дремучий
заснеженный
хвойный
красивый

– Какое прилагательное лишнее? Почему?
Дремучий – заканчивается на мягкую согласную в основе, все остальные прилагательные заканчиваются на твердый согласный, все мужского рода.
– Переверните карточки, прочитайте слова.
– Что общего? (Прилагательные)
– Если вы обведете первые буквы прилагательных , то сформулируете тему сегодняшнего урока. (Работа в парах)

– сказочный
– красивый
– любимый
– очаровательный
– необыкновенный
– еловый
– необычный
– интересный
– естественный

– Что получилось? (СКЛОНЕНИЕ)

– Мы будем сегодня учиться склонять имена прилагательные.
– Зачем надо уметь это делать? (Чтобы правильно писать окончания прилагательных)

4. Работа по теме урока

У доски два ученика склоняют: 1 вариант – сказочный лес, 2 вариант – сказочное дерево.

И.п. (какой?) сказочный (лес) (какое?) сказочное (дерево)
Р.п. (какого?) сказочного (леса) (какого?) сказочного (дерева)
Д.п. (какому?) сказочному (лесу) (какому?) сказочному (дереву)
В.п. (какой?) сказочный (лес) (какое?) сказочное (дерево)
Т.п. (каким?) сказочным (лесом) (каким?) сказочным (деревом)
П.п. (о каком?) о сказочном (лесе) (о каком?) о сказочном (дереве)

– Выделите окончания.
– Сравните окончания прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже.
– В чем различие?
– Обратите внимание на окончание прилагательных в Родительном падеже. Так ли оно пишется, как произносится?

Вывод – таблица прилагательных.

Физкультминутка

Мы шагали по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.

5. Закрепление

– Какие прилагательные склоняли? (Сказочный, сказочное)
– И конечно в сказочном лесу живет сказочный герой – ЛЕСОВИЧОК. (слайд)
Он принес задание.

1) Учебник, упражнение 269.
Спишите, вставьте окончания прилагательных, укажите падеж.
Проверка.

2) Прочитайте, спишите предложение, вставьте пропущенное окончание. Разберите предложение по членам предложения и обозначьте части речи, дайте характеристику предложению.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ЛЕС СТОИТ В СЕРЕБРЕ. (Простое, не восклицательное, полное)
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
– Определите падеж прилагательного, выделите окончание.

6. Итог урока. Рефлексия

– Что узнали на уроке нового?
– Что понравилось?
– В каких падежах у прилагательных мужского и среднего рода заканчивающихся на твердую основу одинаковые окончания?

7. Оценочная деятельность