Проектная деятельность как средство формирования социальной активности младших классов

Разделы: Внеклассная работа


Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников. Таким образом, развитие социальной активности является одной из задач процесса обучения и воспитания в школе. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формирование личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Что же такое социальная активность? Социальная активность личности – качество, в котором выражается уровень её социализации, т.е. глубина связей личности с социумом, превращение в субъекта, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов.

Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности, стараются выполнить разнообразные общественные поручения.

Большое значение для становления социальной активности младших школьников имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности.

Необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в совместную деятельность, в которой осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Учителю нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом.

Поэтому необходим переход от «классического» формирования знаний, умений, навыков к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой проектирование играет ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектная деятельность рассматривается как один из видов учебной деятельности.

Введение проектной технологии в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в такой деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

В начальной школе существуют различного рода проекты. Я остановлюсь на социальных проектах, которые тесно связаны с учебно-воспитательным процессом в школе, ибо они по своей сути являются надпредметными и могут выполняться как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, т.к. для подобного рода проектов характерна связь с актуальными проблемами повседневной жизни. Очевидно, что результатом опыта проектирования должно стать формирование социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность к работе в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.

Социальная компетентность учащихся начальной школы формируется через соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвящённую значимым для обучающихся проблемам. Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности и наглядно утверждает их личностный рост, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки.

В современных российских школах наибольшее распространение получили две содержательные линии социальных проектов и акций. Первая содержательная линия – реальная помощь социально незащищённым группам граждан:

  • уход за ветеранами войн и труда и инвалидами (полный цикл – начиная от поиска их в районе школы);
  • помощь одиноким учителям-пенсионерам;
  • шефство над детскими домами (сбор игрушек, концерты, подготовленные учащимися, дружеские встречи, совместные конкурсы, спортивные соревнования – вплоть до совместных исследовательских проектов);
  • организация помощи беженцам, бездомным;
  • подготовка плакатов, публикаций в районной прессе, Интернете и т.д., привлекающих внимание к проблемам социально незащищённых групп и конкретных их представителей в районе школы.

Вторая содержательная линия связана с конкретными экологическими проблемами:

  • обеспечение ухода за бездомными животными, поиск хозяев, взаимодействие с питомниками и т.д.;
  • организация и проведение мероприятий по очистке природных зон отдыха в районе школы: дворов, скверов, парков, пойм малых рек и т.д.;
  • исследование экологического состояния района школы и подготовка публикаций для местной прессы, посвящённых наиболее острым проблемам в этой области.

Реализация социальных проектов и акций позволяет вывести развитие ключевых компетенций учащихся на более высокий уровень результата образования: формируется умение не просто достичь решение той или иной социальной проблемы, а умение решить проблему таким образом, чтобы получить отклик внешней среды (социальной или природной) на это решение.

Я начинаю работу над социальными проектами с первого класса. Наиболее значимые проекты в этот период – это «Мы – первоклассники», «Цветы для школы – клумба своими руками», «Кормушка для птиц», «Я и моя семья». Во втором классе – это «Не болеем и не смотрим хмуро», «Книжкин дом», «Поможем ёлочке», «Проблемы бездомных животных», «Твори добро своими руками». В третьем классе ведётся работа над такими проектами, как «Театр здоровья», «Город безопасности», «Улицы нашего города», «Экологические проблемы нашего города». В четвёртом классе актуальными становятся следующие проекты: «Край родной», «Путешествие капельки воды», «Реклама нашего города» и самым ярким и запоминающимся является социальный проект «Ветеран живёт рядом».

Цель таких проектов: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности; интеграция детей в социокультурную среду общества через просветительскую деятельность; формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности; способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям; духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с жителями города.

Таким образом, проектная деятельность позволяет младшим школьникам получить признание результативности своей самостоятельной творческой работы, когда в процессе презентации конечного продукта происходит самоутверждение, повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, компетентности, приходит понимание, что результат работы носит практический характер и оценён не только учителем, родителями, но и общественностью, т.е. является социально-значимым продуктом.

Литература:

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М., Аркти. – 2005.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., Просвещение. – 2011.
3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М., Издательский центр «Педагогический поиск». – 2006.
4. Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. – Свердловск, «Уральский рабочий». – 1990.