Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность  детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем  дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра  имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А  воспитатель привлекает ребенка на этом этапе  в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому,  она  является  наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Задачи:

  • Развивающие:
    • расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
    • развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
  • Образовательные:
    • обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
    • учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
    • развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.);
    • формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе  соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
    • учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
    • учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
    • учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
    • обучать счёту в пределах пяти.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы,   наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей 2 младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.

Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической  игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т.д.

Интересны детям  для закрепления пространственных представлений дидактические игры,  созданные по мотивам  знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок»  (Приложение 1), «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети  вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т.п.

С целью  ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры

  • «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец (здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма);
  • «Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание;
  • «Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для усложнения восприятия детьми данной задачи  создала наборы плоскостных  предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков,  черепашек – нинзя, человек-паук и др.; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей,  и помогла закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).

Например:

  • Где живёт желтый круг? (В желтом кармашке, посередине).
  • Где живёт  оранжевый квадрат? (В оранжевом кармашке, наверху).

Для ознакомления детей с ситуаций  убавления и  добавления, изменения количества была придумана игра с использованием  зарифмованных  игровых задач.  В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:

  • «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску  столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями  изменения количества (добавления и убавления);
  • «Каждой Нюше по груше»;
  • «Каждой козочке по розочке»
  • «Каждому комарику по шарику»;
  • «Каждой бабочке по шляпочке»  и т.п.

Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю созданное в группе полифункциональное дидактическое пособие «Математическая полянка» (Приложение 2). С помощью этой игры можно решаются все задачи данного раздела 2 младшей группы. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.

Работа с панно основана на совместном рассказывании математических сказок, которые я сочинила.  Математические сказки  с игровыми проблемными ситуациями, которые можно разыгрывать на этой «математической полянке».

Например,

«Чудо дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет,
Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.
Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.
Выросли на нём не листочки, не цветочки,  а очень интересные  геометрические фигуры.
Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве? (Ответы детей).
Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).
Тут бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? (Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме? (Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много).

Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.

«Теремок»

Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат). На что похожа крыша теремка? (Ответы детей: на треугольник). На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много).
Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.
Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.
Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? (Ответы детей: один). У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.
Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.
Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит? (Ответы детей: один). У дверей остановился  и стучит, позвала лисичка волка в теремок.
Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? (Ответы детей: один). У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.
Сколько животных оказалось в теремке? (Ответы детей: много). А как получилось их много? (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).
Стали они дружно жить в теремке.

Своим опытом работы по данному направлению поделилась с коллегами своего дошкольного учреждения. Через выставку дидактических игр познакомила с содержанием развивающей среды 2 младшей группы.

Всех заинтересовало универсальное  дидактическое пособие «Математическая полянка». Провела мастер-класс и познакомила с методикой работы с данным пособием.

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и  без  перспективы на развитие. В основном  это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить  развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по другому, как можно сделать математику интересной для детей  для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.

Затем провела родительское собрание по теме «Как познать мир математики?» в форме деловой игры (Приложение 3). Где родители учились играть в дидактические игры.  Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.

Выяснили, что существует проблема, т.к. у детей еще в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, решили создать в группе «Библиотеку дидактических игр», где каждый может на один вечер взять домой понравившуюся дидактическую игру, а утром её вернуть обратно в детский сад. Так решили проблему по приобретению новых дидактических игр.

В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

Приложение 4

Приложение 5