Цели:
- углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их;
- развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование положительной мотивации изучения правил дорожного движения;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, умение работать в группе; культуры общения между детьми, этических норм поведения.
Оборудование: дорожные знаки, у каждого ученика таблица, клубок ниток, карточки с ситуациями, конверт с картинками,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель:Когда мы становимся
пешеходами?
Ученики: Когда мы идем по улице,
переходим дорогу?
Учитель: А если мы сели в автобус,
трамвай, то в этом случае кто мы?
Ученики: Пассажиры.
(Учитель знакомит со статистикой ДТП по вине
пассажиров и пешеходов).
Учитель:Ребята, это мало или много.
Почему люди попадают в различные ДТП?
Ученики: Нарушают правила безопасного
поведения на дорогах.
Учитель: Да, вы правы. Причина именно в
этом.
Беседа о безопасности
Скажите, что такое безопасность?
Это значит оберегать себя от какой-либо
опасности, быть осторожным, внимательным, строго
выполнять установленные правила, т.е. беречь себя
от опасности.
Ребята, как думайте, о чём будем говорить сегодня
на уроке?
Правильно, мы с вами будем повторять правила
безопасного поведения на дороге и улице. Знание
ПДД необходимо и детям и взрослым. Не только
знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых
правил необходимо, а уж на дороге – просто
обязательно.
III. Работа по теме урока
1. Заполнение таблицы
У вас на столах лежат таблицы, заполните две колонки: какие правила знаю, какие правила хотел(а) бы знать. Третью колонку заполните в конце урока.
Какие правила знаю | Какие правила хотел(а) бы знать |
Какие правила узнал на уроке |
2. Повторение правил дорожного движения
(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки).
По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
Действует в стране.
Пешеходы на дороге
Были бы в опасности,
Но для них есть тротуар
Вдоль проезжей части.
Люди на обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.
Переход через дорогу
Мы всегда найдем:
Полосатая дорожка
Нарисована на нем.
Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.Перекресток переехать
И дорогу перейти
Вам нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье
Сложное приспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.Загорелся красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
А когда горит зелёный,
Это значит – путь свободный.
Светофор вам говорит:
«Переход для вас открыт!»
Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдете.
Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.
Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу
Под колеса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.
На проезжей части
Не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят («Дети»)
Если друг велосипед
Мчит тебя быстрей ракет,
Никогда не нужно ехать
Там, где знак увидишь этот.
(«Проезд на велосипеде запрещен»)
Футбол – хорошая игра,
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. («Жилая зона»)
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
И домчит вас быстро, ловко
Знак…(«Автобусная остановка»)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. («Ремонт дороги»)
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.
Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.
3. Игра «Паутинка»
Дети сидят в кругу. У водящего –
регулировщика дорожного движения, в руках клубок
ниток. Он бросает любому из детей, называя
причину несчастных случаев на дорогах. Тот,
назвав причину, в руке держит нитку, а клубок
бросает дальше. Когда все дети примут участие в
игре, у них в руках получилась «паутинка» и
длинный рассказ о причинах несчастных случаев на
дорогах.
– Вы знаете много правил и выполняете их. А
правила дорожного движения надо очень хорошо
знать. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете
попасть в беду.
4. Ситуации
Класс сидит группами (4 группы). Каждой группе даётся две ситуации. Учащиеся в каждой группе должны обсудить ситуацию и дать правильный ответ.
1. Незнайка опаздывал на поезд. Красная
Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела
бабушка. Они увидели мальчика, который катался на
велосипеде и стали просить его подвезти. Кого
подвез мальчик? (Никого нельзя катать на
велосипеде)
2. Каждый раз, когда автомобиль подъезжает к
перекрёстку, он его встречает. То зелёным светом
моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего
этот предмет находится на перекрёстке.
3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на
зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк
быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый.
Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти
вперёд на противоположную сторону улицы или
вернуться назад к тротуару?
4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от
удивления. Светофор, как всегда моргал, но только
одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для
водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», –
подумали школьники. Как ты думаешь, что случилось
со светофором?
5. Как правильно переходить дорогу на остановке –
перед автобусом или за ним? Почему?
6. Шёл Миша как-то с ребятами по тихой улице. Машин
на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к
перекрёстку и только собрались переходить улицу,
как Миша сказал: «Подождите, пропустим машину». И
действительно, поворачивает автомобиль.
Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»
Как автомобили могут «разговаривать» с
пешеходами?
7. Коле исполнилось 9 лет. На день рождения ему
подарили велосипед. Он обрадовался, сел на него и
покатил. Мальчик объехал вокруг своего домика,
проехал по двору и выехал на дорогу, направляясь
к дому своего друга. Все правильно сделал Коля?
8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на
другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля?
Где и как надо переходить улицу, выйдя из
транспорта?
В результате неправильного поведения происходят
дорожно-транспортные происшествия. Люди
получают различные травмы, иногда тяжёлые.
Причина этого – нарушение правил.
5. Игра «Найди правильный ответ»
– Каждой группе я раздам конверт с картинками. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, обсудите и дайте правильный ответ по ситуации. (В конверте лежат картинки, изображающие правильные и неправильные действия детей при переходе проезжей части и т. д.)
6 Конкурс «Разрешается – запрещается»
–Я задаю вопрос, а группы по очереди говорят, разрешается или запрещается.
- Играть на мостовой… запрещается.
- Переходить улицу на зеленый сигнал светофора… разрешается.
- Выбегать на проезжую часть… запрещается.
- Переходить улицу по подземному переходу… разрешается.
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу… разрешается.
- Болтать и громко смеяться в транспорте… запрещается.
- Играть во дворе на специально отведенных площадках… разрешается.
- Кататься на велосипеде, не держась, за руль… запрещается.
- Идти по тротуару слева… запрещается.
- Уступить место в транспорте пожилым людям… разрешается.
- Катать на велосипеде своих друзей… запрещается.
- Соблюдать правила дорожного движения… разрешается.
IV. Итог урока. Рефлексия
Ребята заполняют третью колонку в
таблице: что нового узнал(а) о ПДД. Вопросы,
оставшиеся без ответа, будут домашним заданием
на следующий урок по ПДД. Повторяют источники,
где можно найти информацию.
– Ребята, я уверена, что вы на дороге и в
транспорте такие же внимательные, как и сегодня
на уроке. Соблюдайте все правила дорожного
движения и дорожно-транспортные происшествия
вам не страшны. Какое у вас настроение от урока?
Прикрепите «магниты-настроений» на доску.
Литература:
- М.Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – Москва 2004
- М.А. Бочкарева. Культура общения, риторика и этика в начальной школе. – Ижевск 1996