Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иначе, как стремление к добру.
Толстой Л. Н.
Сегодня в современном мире существуют проблемы здоровья, войны и мира, экологии. К этим проблемам можно и причислить проблему нравственность человечества. Человеческая нравственность всегда была и должна сопровождаться добротой. Думаю, что от человеческой нравственности и возникают выше, указанные проблемы.
Сейчас в нашем государстве уделяется внимание подрастающему поколению со стороны современных позиций. Это государственные стандарты нового поколения (ФГСО). Разработаны методические рекомендации «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников». Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Так как школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Применения методических рекомендаций в школах рекомендовано для всех. Но, нужно все же «примерить» их на своих учеников. Так же дополнить внеурочной деятельностью. Так как внеурочная деятельность в воспитании играет очень большую роль. Нужно помнить и то, что нужно учитывать интерес учащихся. Ведь, «Не для школы, а для жизни мы учимся», так гласит античный афоризм. Нельзя не согласиться с этими словами. Закончив школу человек выходит в трудную, с проблемами жизнь. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Мы должны, обращать внимание детей на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Делать сравнения на этих поступках: добро и зло. Придерживаться старой пословицы «Добро побеждает зло». Тем более, что мы живем в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических и политических связей, в характере труда, где все более значимой становится информация.
Информация – это сведения, помогающие общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нем. Информационный человек всегда успешен, ориентирован на самообразование и несущий в себе качества доброты.
Проработав в школе много лет, могу сказать мы
всегда воспитывали в детях хорошие человеческие
качества. Воспитывали на всех уроках и
внеклассных мероприятиях, но как уже говорила,
что меняется время и люди. Задумалась, как
поменять формы работы во внеурочной
деятельности. И мне повезло! В 2008 году предложили
сходить на курсы по проведению кружка «Служу
Отечеству пером». Прошла курсы. Эти курсы читали
авторы данной программы. Они провели несколько
занятий с детьми, где показали, как нужно
правильно организовать работу. Получив
сертификат, решила попробовать. (Приложение
1)
Но, в программу внесла свои изменения.
После пяти занятий провела анкетирование. Результаты показали. (Приложение 2)
Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Названия данной программ « Служу Отечеству пером». В год 35 часов. Один час в неделю.
Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- развитие нравственных качеств;
- развитие наблюдательности, внимания, ответственности, воображения, коммуникабельности;
- овладение навыками работы в команде, объединенной единой целью, развитие организаторских способностей;
- воспитывать любовь к своей Родине, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли.
Программа характеризуется следующими положениями
- актуальность
- структурированность
- системность
- ресурсная обеспеченность
- востребованность
- эффективность.
Принципы:
- личностный
- принцип творчества
- принцип ответственности
- принцип справедливости
- системности и последовательности
- психологической комфортности
Типология программы
- общеразвивающая
- профессионально-ориентированная
- коммуникативно-поведенческая
- организационно-деятельностная
Новизна данной программы
- Привлечение младших школьников к работе в детских периодических изданиях.
- Проведение занятий на базе образовательных учреждений.
- Работа в группах может работать весь класс.
- Программа позволяет развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое работу со словом, изобразительную деятельность, трудовое обучение, музыку.
Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми предметами: чтения, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. Причем, соблюдаем такое правило, что при рисовании любого рисунка чёрный цвет не берём. При выполнения других работ, мы придерживаемся высказыванию «Журналист – должен уметь во время знать, что сказать и во время помолчать». Такие у нас с детьми правила и высказывания.
Практическим выходом реализации Программы является: издание школьных газет, сотрудничество с российской газетой «Добрята» и местной газетой «Катит». (Приложение 3)
Программа дает большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Через эту программу воспитываются качества доброты к окружающему миру. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Например, занятия «Красота радости», «Красота любви». (Приложение 4)
Это постоянный синтез всех творческих способностей ребенка. (Приложение 5)
Данная Программа построена так, чтобы обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включались в журналистическое творчество и печатались в детских периодических изданиях.
Например, после занятия « Красота мира» учащимся было дано задания написать, как они поняли эту тему. Несколько работ было опубликовано в газете «Добрята» (Приложения 6)
Свое творчество ребята проявляют не только в стенах школы на занятиях, но и за ее стенами. Мы сотрудничаем с библиотеками города и нашей школы. (Приложение 7)
Ведется сотрудничество с городскими типографиями. На протяжении этих лет выпущены две книжки, где творчество ребят в прозе, поэзии и изобразительного искусства. (Приложение 8)
С учетом возрастных, психологических, физиологических способностей детей одним основополагающим принципом Программы является «игра в журналистов». Игра в журналиста полезна тем, что дает возможность познакомиться со многими деятельностями, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. (Приложение 9)
В процессе игры, и в общении младших школьников развиваются чувства сотрудничества, формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность», «сострадание», « отзывчивость», « милосердие», «доброта», которые постоянно приобретают личностный смысл. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствуют личному развитию. Игра – это один из методов работы на занятиях. (Приложение 10)
Так же, работают методы: беседа, рассказ, фронтальные, репродуктивный, наглядные, практические, проекта, дискуссии, проблемный, релаксации.
На занятиях использую формы работы: групповые, работа в парах, коллективные, экскурсии. (Приложение 11)
Использую технологии (Приложение 12)
От выбора форм, методов и приемов и использования технологий зависит проведение занятий. Содержание материала занятий должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Данной программой предусмотрено предпрофильная направленность. У детей закладываются основы знаний, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
В настоящее время много работ опубликовано в российской газете «Добрята» и местной «Катит». Во всех конкурсах участвовали и участвуем. Много ребят получило грамот с призовыми местами, сертификатов участников и благодарственных писем. В апреле 2012 года выпущен сборник с детскими работами. Напечатан в типографии « Слава труду». В феврале 2012года с первоклассниками участвовали во всероссийском конкурсе, проект «Дети для детей» и в одной из номинаций заняли первое место.
В 2013 году были опубликованы работы детей в книжке «Бездомные животные». В 2014 году ребята были приглашены на праздник 5 лет газете «Катит», проявили свое творчество в городском конкурсе «Мой дворик», «Мурзилке – 90», «Этот день Победы».
Участие в международном конкурсе «Заповедная Даурия без границ» (Приложение 13).
Работа кружка в настоящее время продолжается.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что воспитания имеет свои специфические особенности, при этом родители несут за воспитания своего ребенка большую ответственность. Моя внеурочная деятельность строится с помощью родителей учащихся. Они мои помощники (Приложение 14).
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее своей страны, несущий в жизни светлое добро. Что в настоящее время это очень важно. Воспитания этого идеала продолжается в среднем и старшем звене школы, но и по всей жизни.
Проведены диагностики (Приложение 15)
Наш век суров и труден, и неистов.
Но мы глядим уверенно в него
Девиз у школы юных журналистов
«Один за всех и все за одного»
Оцениваем мы себя все строже
А если ошибемся где-нибудь
Учитель и родители нам помогут
Они верят в нашу творческую суть
Мы тайны журналистики готовы
Постичь для процветания страны
Мы знаем, что в начале было слово
Мы слову будем этому верны. (Приложение 16)