Цели:
- Развитие интереса, как детей, так и родителей к истокам народного творчества.
- Формирование представления об изготовлении народной куклы – как атрибута духовной культуры русского народа.
- Привитие интереса к созданию куколки своими руками – по традиционной технологии.
Задачи:
- Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, уважение и интерес к памяти предков, к своей истории.
- Развивающие:
- Развиваем у детей творческое мышление, память, внимание ,наблюдательность.
- Продолжаем развивать умение детей вступать в речевое и игровое взаимодействие , как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Образовательные:
- Сформировать представления о русской народной тряпичной кукле, об ее истории возникновения.
- Научить детей и взрослых, создавать куколку своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида.
Предварительная работа:
1) Консультация для родителей группы на тему: “Народная тряпичная кукла” с демонстрацией презентации по данной теме.
2) Беседа с детьми на тему: “История возникновения тряпичных кукол” - рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением куколок.
3) Беседа с детьми на тему: “Народные игрушки”
4) Разучивание стихов, загадок, пословиц о куклах.
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа для демонстрации презентации.
- Иллюстрации народных кукол.
- Различные народные игрушки.
- Музыка – классика для детей.
- Волшебный сундучок для сюрприза.
- Материалы для изготовления куколок.
I. Организационный момент
Дети и воспитатель стоят на ковре.
Воспитатель приветствует всех, кто пришел на открытое занятие в группу. Затем задает вопрос: “ Ребятки, а почему же у нас так много людей в группе?”
Ответы детей: - К нам пришли гости, наши мамы, наши бабушки, наши педагоги,
В-ль: - А как вы думаете, что мы как хозяева должны сказать гостям?
Ответы детей...
В-ль: - Молодцы, ребятки столько ласковых , нежных и волшебных слов , вы сказали нашим гостям. А теперь давайте и мы с вами тоже присоединимся к ним (дети садятся за столы к своим родным).
Воспитателю с целью создания комфортной обстановки на занятии предлагает провести игру: “Ласковые слова” - мяч передается соседу справа и ласковое слово адресовано именно ему. Воспитатель начинает игру.
II. Основное занятие
В-ль: - Уважаемые гости и дорогие ребятки, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем занятии, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.
Ну, что, ребятки, догадались, это кто?
Ответы детей: - Кукла.
Воспитатель ставит на стол “Волшебный сундучок” и достает оттуда современные куклы, сделанные из разных материалов. Раздает по одной кукле в руки детей и просит назвать из чего сделаны их куклы.
Ответы детей: - Резина, пластмасса, керамика, матерчатая заводская и т.д.
В-ль: - А чем они еще отличаются?
Ответы детей: - Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз, обувью и т.д.
В-ль: - Ребятки, а откуда игрушки появляются у вас дома или в детском саду?
Ответы детей: - Из магазина.
В-ль: - Да, правильно, мы их покупаем в магазинах, а откуда они появляются там?
Ответы детей...
В-ль: - Ну, конечно же, молодцы ребятки, наши игрушки делают на фабриках. Ребятки, а вот скажите мне, пожалуйста, где же брали игрушки в старину, когда не было таких магазинов и фабрик игрушек.
Ответы детей: - Делали своими руками.
В-ль. Ставит на стол поднос с разными игрушками (Дымковской, Филимоновой, Матрешкой, Богородской, Каргапольской), и просит детей рассказать о них, что они знают? (промысел, из чего сделаны).
Ответы детей... (затрудняются, воспитатель подсказывает)
В-ль: - Ребятки, а среди них есть куколки?
Ответы детей...
В-ль: - А скажите, пожалуйста, из чего делали наши предки своих куколок?
Ответы детей...
В-ль: - Да, молодцы детки, их делали из лоскутков материи и назывались они тряпичными куклами.
Воспитатель достает из “Волшебного сундучка” тряпичных кукол собственного производства, и просит их сравнить с матерчатыми куклами заводского производства. Чем они отличаются?
Ответы детей: - Ручками, ножками и другой одеждой и нет лица.
В-ль: - Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.
Ребенок читает стих про куклу.
Волосы льняные
На них ленточки цветные
С лоскутков ее скрутили.
В сарафанчик нарядили.
Вот она какая, яркая, забавная.
Тряпичная красавица.
В-ль: - Ребятки, давайте немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которую мы с вами стали разучивать накануне нашего занятия.
Наша куколка сидела (дети сидят на стульчиках как куколки)
Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)
Наша куколка гуляла
И играла и плясала (выполняют действие)
Приседала и скакала
Наша куколка моргала (Моргают глазками)
Быстро глазки закрывала
А потом их открывала
Наша куколка устала
И присела отдыхать. (Садятся на места)
Воспитатель просит детей и гостей, сесть поудобнее и предлагает посмотреть презентацию - “Куколка Счастье”
Первая часть презентации о куколке составила воспитатель.
Вторую часть пошаговое изготовление куколки взяла из интернета.
Воспитатель начинает показ презентации, сопровождает рассказом.
После слайда со стихотворением:
Куколка “Счастье” просто загляденье
Взрослым и детям всем на удивленье
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить.
Вам придется, не ленится
И старанье приложить.
Предлагает немного передохнуть и поиграть в различные игры.
1) “Перетяжки”- гимнастическая палка, мальчики с двух сторон. На полу лежит канат, кто заступит, тот проиграл.
2) “Кто быстрее?” - мамы, бабушки и девочки соревнуются, кто быстрее скрутит веревочку дойдя до центра.
3) “Перенести шарик без рук” - Мамы с мамами, девочки с девочками зажимают животами.
Воспитатель благодарит всех участников за активное участие, умение и старание! Мы хорошо отдохнули и теперь самое время заняться нам куколкой.
Воспитатель раздает пакетики с заготовками для будущих куколок. На столы кладет красные нитки и ножницы для всех участников процесса. Показывает своих куколок “счастья” сделанных специально для этого занятия. Обращает внимание гостей на характерные особенности (коса, ручки, обутки).
Ребенок читает стихотворение:
Здесь уголок, там уголок
Завяжем ловкий узелок
И кукла получилась...
Она нам будет оберег
В дому достаток сохранит
Семью от злобы защитит.
Конечно, всем нам нравится
Такая вот красавица!
Воспитатель включает презентацию с пошаговым изготовлением куколки. Во время слайдов подходит к родителям и детям, подсказывает или помогает, если они затрудняются.
Ребенок читает стихотворение:
Вот сверну я тряпочку
В лоскуточки наряжу
Сверху ниткой обвяжу
Получилась не игрушка
А любимая подружка.
Воспитатель напоминает, что использование украшений для куколки, это личное дело каждого. Каждый видит куколку по-своему. Самое главное не как оформляется и делается куколка, а какие мысли и думы при ее изготовлении вас посещают. Мысли должны быть светлыми и радостными. Тогда ваша куколка будет источником вашего счастья и вашей семьи. Чего я вам искренне и желаю!
III. Окончание работы
Воспитатель приглашает всех гостей на ковер и просит показать друг другу своих куколок (дети обсуждают игрушки).
Ребенок читает стихотворение.
Вот все куколки – подружки
Не похожи друг на дружку
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши.
В-ль: - Мы очень хорошо с вами поработали и можем поиграть с вами игру: “У Маланьи, у старушки”.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Жили семеро детей
Жили семеро сыновей (все идут по кругу, один ребенок в центре)
На словах: каких сыновей? (все останавливаются и повторяют все движения за ребенком в центре)
Вот таких сыновей!! (показывает)
Вот с такими бровями
Вот с такими ушами
Вот с такими носами
Вот с такими усами.
Они ничего не ели
Целый день они сидели
Все на матушку глядели.
Но разом делали - Вот так!! (повторяем движения ребенка и застываем на месте)
Воспитатель благодарит всех за прекрасную и интересную работу, за то, что смогли прийти к нам на занятия. Приглашает гостей на следующее занятие, где будут делать игрушку “зайчик на пальчик”.