Цели:
- Продолжить работу по изучению единиц времени.
- Формировать умения и навыки у учащихся в применении единиц времени в жизни.
- Развивать умения в решении задач на сложение и вычитание единиц времени.
Оборудование к уроку: модели часов, календарь на 2014 г. у всех учеников.
ХОД УРОКА
Запись на доске:
Задача урока: продолжить работу по изучению единиц времени и формировать умения и навыки, необходимые для применения в повседневной жизни.
Вводная беседа
– Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (Измерение
времени. Единицы времени.)
– Как вы считаете, изучение этой темы важно
для нас?
– Как мы применяем эти знания в нашей жизни?
– Человек живет в непосредственной зависимости
от времени. И знать исчисление времени ему просто
необходимо.
Практическая работа
– Сейчас я попрошу вас выполнить небольшую
работу на тему: «Я и время».
– Возьмите листочки, лежащие у каждого из вас на
парте, и выполните задание.
- Мы живем в _______ веке.
- Я родился в _______ году _______ века.
- Мне_____ лет.
- Теперь идет _______ год.
- Сейчас _____ ч____ мин.
– С помощью каких единиц мы измеряем
большие промежутки времени? (Тысячелетие = 1000
лет. Век = 100 лет)
– В каком тысячелетии мы живем? (В начале
третьего тысячелетия)
– В каком веке? (В начале 21 века)
– На доске указаны очень значимые в истории
нашего государства года. Что это за события?
– Укажите, в каком веке они происходили?
1147 год – основания города Москвы владимирским князем Юрием Долгоруким
1703 год – основания города Санкт-Петербурга
22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг. – Великая Отечественная война
Практическая работа с календарем на 2014 год
– Каким способом (чем) мы пользуемся для
исчисления дней в году? (Календарем)
– Найдите в календаре день своего рождения.
Обведите в кружок.
– Назовите дату своего рождения.
– Какой это день недели.
– Сколько дней до вашего дня рождения?
Практическая работа с моделью часов
– Чем мы пользуемся для измерения небольших
промежутков времени? (Часами)
– На модели часов покажите время, когда вы
приходите в школу?
– Как вы считаете, за сколько минут до начала
занятий надо приходить в школу?
– Почему, объясни.
– На модели часов покажи без 10 минут три.
– Как сказать по-другому?
– Второй урок у нас в школе начинается в 9 ч 55 мин
и длится 45 минут. В какое время закончится второй
урок? (В 10 ч 40 мин)
Решение задач на нахождение времени
1) Поезд вышел рано утром в 6 ч 15 мин, а прибыл на
станцию назначения в 18 ч 40 мин. Сколько времени он
был в пути? (12 ч 25 мин)
2) Автобус с туристами отправился в 8 ч утра из
Санкт-Петербурга на экскурсию в Новгород и был в
пути 4 ч 30 мин. В какое время автобус прибыл в
Новгород. Покажи на модели часов. (12 ч 30 мин.)
3) Выразите в часах:
2 сут 8 ч =… ч
4 сут =… ч
360 мин =… ч
600 мин =… ч
4) Выразите в минутах:
420 с = … мин
5 ч 12 мин =… мин
– При переводе единиц времени вы пользовались, какими единицами исчисления? (24, 60) т.е. делим или умножаем.
Тема урока: «Сложение и вычитание единиц времени».
Работа в парах
Работа с учебником стр. 62 Познакомьтесь с учебным материалом в учебнике и создайте алгоритм на тему: « Сложение и вычитание единиц времени».
Алгоритм
- Каждую величину перевести в наименьшие единицы времени.
- Записать в столбик и произвести вычисления.
- Ответ перевести в наибольшие единицы времени.
Стр. 63 № 4 (1 столбик) – решение примеров на доске с объяснением:
17 ч 5 мин – 9 ч 30 мин = 16 ч 65 мин – 9 ч 30 мин = 7 ч 35 мин
_ 16 ч 65 мин
9 ч 30 мин
7 ч 35 мин
5 ч 42 мин + 9 ч 36 мин = 15 ч 18 мин.
+ 5 ч 42 мин
9 ч 36 мин
14 ч 78 мин
15 ч 18 мин
Стр. 63 № 4 (2 столбик) – самостоятельно
Проверка:
3 сут – 1 сут 8 ч 57 мин = 2 сут 23 ч 60 мин – 1 сут 8 ч 57 мин = 1 сут 15 ч 03 мин
_ 2 сут 23 ч 60 мин
1 сут 8 ч 57 мин
1 сут 15 ч 03 мин
4 ч 53 мин + 1 ч 45 мин = 6 ч 38 мин
+4 ч 53 мин
1 ч 45 мин
5 ч 98 мин
6 ч 38 мин
Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа
1. Решение задачи на стр. 63 № 7
Задача: «Из Москвы в Сергиев Посад в 8 ч 30 мин утра отправился экскурсионный автобус. Расстояние от Москвы до Сергиева Посада автобус проезжает за 2 ч 15 мин. По дороге он делает две остановки по 10 мин. В котором часу автобус вернется в Москву, если экскурсия по Сергиеву Посаду длится 5 ч, а обратная дорога занимает столько же времени, сколько дорога туда».
Проверка задачи:
1) 8 ч 30 мин + 2 ч 15 мин + 30 мин = 11 ч 15 мин.
+8 ч 30 мин
2 ч 15 мин
30 мин
10 ч 75 мин
11 ч 15 мин
2) 11 ч 15 мин + 5 ч = 16 ч 15 мин
3) 16 ч 15 мин + 2 ч 15 мин + 30 мин = 19 ч
+ 16 ч 15 мин
2 ч 15 мин
30 мин
18 ч 60 мин
19 ч
Ответ: в 19 ч поезд вернется в Москву.
2. Найди значение выражения. Учебник стр. 63 № 12 (а)
(34 249 + 1 796 ) : 9 – ( 400 004 – 95 284 ) : 80 = 196
1) +34 249 2) _400 004 3) – 36 045| 9 4) – 304 720 | 80
1 796 95 284 36 4005 24 3809
36 045 304 720 – 45 – 64
45 64
– 72
725) – 4 005
3 809
196
Самоанализ и самооценка деятельности учащихся
– Вернемся к задаче урока:
Задача урока: продолжить работу по изучению единиц времени и формировать умения и навыки, необходимые для применения в повседневной жизни.
– Выполнили мы задачу урока?
– У кого сегодня на уроке все получилось, никакие
задания не вызвали затруднений?
– Своей работой на уроке вы довольны.
– У кого сегодня на уроке были затруднения?
– В каких заданиях?
– Тем, ребятам, у которых были затруднения в
выполнении каких-то заданий рекомендуется
повторить учебный материал, потренироваться
дома в решении тех заданий, которые вызвали
затруднения.