Цели:
- углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их.
- развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование положительной мотивации изучения правил дорожного движения;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, умение работать в группе; культуры общения между детьми, этических норм поведения.
Оборудование: дорожные знаки, у каждого ученика таблица, клубок ниток, карточки с ситуациями, конверт с картинками,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
– Когда мы становимся
пешеходами? (Когда мы идем по
улице, переходим дорогу).
– А если мы сели в автобус, трамвай, то в
этом случае кто мы? (Пассажиры).
(Учитель знакомит со статистикой ДТП по вине
пассажиров и пешеходов).
– Ребята, это мало или много. Почему люди
попадают в различные ДТП? (Нарушают правила
безопасного поведения на дорогах).
– Да, вы правы. Причина именно в этом.
Беседа о безопасности.
Скажите, что такое безопасность?
Это значит оберегать себя от какой–либо
опасности, быть осторожным, внимательным, строго
выполнять установленные правила, т.е. беречь себя
от опасности.
Ребята, как думайте, о чём будем говорить сегодня
на уроке?
Правильно, мы с вами будем повторять правила
безопасного поведения на дороге и улице.
Знание ПДД необходимо и детям и взрослым. Не
только знание, но и соблюдение их. Соблюдение
любых правил необходимо, а уж на дороге – просто
обязательно.
III. Работа по теме урока
1.Заполнение таблицы
У вас на столах лежат таблицы, заполните две колонки: какие правила знаю, какие правила хотел(а) бы знать. Третью колонку заполните в конце урока.
Какие правила знаю |
Какие правила хотел(а) бы знать |
Какие правила узнал на уроке |
|
|
|
2. Повторение правил дорожного движения
(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки).
По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
Действует в стране.
Пешеходы на дороге
Были бы в опасности,
Но для них есть тротуар
Вдоль проезжей части.
Люди на обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.
Переход через дорогу
Мы всегда найдем:
Полосатая дорожка
Нарисована на нем.
Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.
Перекресток переехать
И дорогу перейти
Вам нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье
Сложное приспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.
Загорелся красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
А когда горит зелёный,
Это значит – путь свободный.
Светофор вам говорит:
«Переход для вас открыт!»
Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдете.
Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.
Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу
Под колеса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.
На проезжей части
Не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (Дети)
Если друг велосипед
Мчит тебя быстрей ракет,
Никогда не нужно ехать
Там, где знак увидишь этот.
(Проезд на велосипеде запрещен)
Футбол – хорошая игра,
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. (Жилая зона)
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
И домчит вас быстро, ловко
Знак… (автобусная остановка)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.
Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.
3. Игра «Паутинка»
Дети сидят в кругу. У водящего –
регулировщика дорожного движения, в руках
клубок ниток. Он бросает любому из детей, называя
причину несчастных случаев на дорогах. Тот,
назвав причину, в руке держит нитку, а клубок
бросает дальше. Когда все дети примут участие в
игре, у них в руках получилась «паутинка» и
длинный рассказ о причинах несчастных случаев на
дорогах.
Вы знаете много правил и выполняете их. А правила
дорожного движения надо очень хорошо знать. Не
зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в
беду.
4. Ситуации
Класс сидит группами (4 группы). Каждой группе даётся две ситуации. Учащиеся в каждой группе должны обсудить ситуацию и дать правильный ответ.
1. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвезти. Кого подвез мальчик? (Никого нельзя катать на велосипеде)
2. Каждый раз, когда автомобиль подъезжает к перекрёстку, он его встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.
3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», – подумали школьники. Как ты думаешь, что случилось со светофором?
5. Как правильно переходить дорогу на остановке – перед автобусом или за ним? Почему?
6. Шёл Миша как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Миша сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?» Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами?
7. Коле исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили велосипед. Он обрадовался, сел на него и покатил. Мальчик объехал вокруг своего домика, проехал по двору и выехал на дорогу, направляясь к дому своего друга. Все правильно сделал Коля?
8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля? Где и как надо переходить улицу, выйдя из транспорта?
В результате неправильного поведения происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые. Причина этого – нарушение правил.
5. Игра «Найди правильный ответ»
– Каждой группе я раздам конверт с картинками. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, обсудите и дайте правильный ответ по ситуации. (В конверте лежат картинки, изображающие правильные и неправильные действия детей при переходе проезжей части и т. д.)
6. Конкурс «Разрешается – запрещается»
– Я задаю вопрос, а группы по очереди
говорят, разрешается или запрещается.
Играть на мостовой … запрещается.
Переходить улицу на зеленый сигнал светофора …
разрешается.
Выбегать на проезжую часть … запрещается.
Переходить улицу по подземному переходу …
разрешается.
Помогать старикам и старушкам переходить улицу
… разрешается.
Болтать и громко смеяться в транспорте …
запрещается.
Играть во дворе на специально отведенных
площадках … разрешается.
Кататься на велосипеде, не держась, за руль …
запрещается.
Идти по тротуару слева … запрещается.
Уступить место в транспорте пожилым людям …
разрешается.
Катать на велосипеде своих друзей … запрещается.
Соблюдать правила дорожного движения …
разрешается
IV. Итог урока. Рефлексия
Учащиеся заполняют третью колонку в таблице: что нового узнал(а) о ПДД. Вопросы, оставшиеся без ответа, будут домашним заданием на следующий урок по ПДД. Повторяют источники, где можно найти информацию.
– Ребята, я уверена, что вы на дороге и в транспорте такие же внимательные, как и сегодня на уроке. Соблюдайте все правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия вам не страшны. Какое у вас настроение от урока? Прикрепите «магниты-настроений» на доску.
Литература:
М.Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с
младшими школьниками. – Москва 2004.
М.А. Бочкарева. Культура общения, риторика и
этика в начальной школе. – Ижевск 1996.