Употребление прилагательных в речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Используемая технология: технология критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: урок закрепления изученного

Цели урока:

  • Предметные: углубить знания о прилагательном; закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные, выявлять их роль в разных стилях.
  • Метапредметные: формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать,  осуществлять оценку собственной  результативности.
  • Личностные: формировать  грамотную  устную и письменную  речь.

Оборудование, дополнительные материалы: Презентациялисты оценивания, словари (толковый, этимологический, орфоэпический, иностранных слов), раздаточный материал, макет «Корзины идей», девятипредметная игрушка матрёшка

ХОД УРОКА

Стадия (фаза) урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Стадия вызова 1. Организационный момент

– Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? (Далее учитель продолжает диалог с классом)

Мы пассивны?
Нет, активны!
Мы внимательны!
И любознательны!
Настроение отличное!

(Слайд №2)

 

Учащиеся говорят о своём настроении

2. Мотивация учащихся

– Ребята! У нас на уроке гость. Кто он, вы узнаете, отгадав мою загадку.

 
Приём «Загадка»

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.

Это… (русская матрешка). (Слайд №3)

–  Правильно, русская матрешка. Сегодня матрешка будет помогать нам на уроке. (Учитель достаёт матрёшку и ставит на стол, заранее из неё вынуты остальные матрешки).

– Что помогло вам дать правильный ответ?

 –  Ребята! Вам понравилась матрёшка? Какая она? Охарактеризуйте её с разных сторон. (Слово матрёшка записывается на доске, обращается внимание на то, как оно пишется, какие однокоренные слова можно подобрать).
– Поработаем с «Корзиной идей», куда будем складывать ваши идеи.

 

Учащиеся безошибочно дают ответ.

 

 

 

 

Дети рассматривают игрушку.

 

Учащиеся отвечают: «Рифма, существительные, прилагательные…».

Дети положительно оценивают игрушку.

Приём “Корзина идей”

На доску учитель прикрепляет значок корзины и  знакомит с алгоритмом работы. (Слайд №4)
(Учитель записывает идеи на доске мелом).
– Молодцы! Вы много подобрали слов, чтобы охарактеризовать матрёшку. Что общего у приведённых вами   слов?  В чём различие? (Слайд №5)
–  Как точно  вы ответили! Общее у приведённых вами   слов –   это все имена прилагательные. Отвечают на вопрос какая? Обозначают признаки предмета (матрёшки), прилагательные женского рода, ед. ч., И.п.
– Различие в том, что они характеризуют разные признаки игрушки: форму, размер, материал, красоту и т.д.
– Все ли прилагательные уместны для характеристики матрёшки? Какие наиболее выразительные, яркие? Как их называют?

 

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради ответы (прилагательные) (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты), затем обмениваются информацией в парах.

Далее каждая пара называет слово (прилагательное), не повторяясь: яркая, расписная, деревянная, обаятельная, весёлая, нарядная, семипредметная, милая, полуовальная, крутобокая, узорчатая,  большая и др.
Учащиеся  высказывают своё мнение.

Дети считают неправильным прилагательное узорчатая.

3. Этап целеполагания

– Проанализируйте проделанную работу,  сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).
Научитьсяупотреблять прилагательные в речи (Записать на доске) (Слайды №6-8)

 

Формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения

II. Стадия осмысления 1. Приём «Ролевая игра»

– Ребята! Есть ли в вашем доме матрёшка? Расскажите, что вы знаете о матрёшке и что хотите  о ней узнать. Какую работу вы хотели выполнить, глядя на матрешку?
Тем более она пришла к вам не одна, а всей семьёй (учитель достаёт приготовленные заранее матрёшки) и приготовила вам много заданий, чтобы мы, выполняя их, узнали о ней, например, откуда она родом. Вы готовы к сотрудничеству с матрёшкой? (Для каждой группы учитель ставит на парту матрёшку с заданием)

 

Дети предлагают описать матрёшку, сочинить о ней рассказ и т.д.

 

Класс делится на 5 групп.

2. Мини-исследование   текстов  по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий). Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текстов.
1 группа. Задание от мужа Матрёшки

Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова.  Выясните, какими частями речи они являются  и какова их роль в тексте. Определите стиль текста.
Матрешка – … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она –  … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень ... символа, … произведения искусства. (Из газеты)

Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный,  народный,  русский,  добрый. (Слайд №9)

 

Ответ: Матрешка – уникальная народная русская игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она –  добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Все слова – прилагательные. Эпитеты –  обаятельный, милый уникальный, добрый. Стиль – публицистический.

2 группа. Задание от старшей дочери Матрёшки

Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами  словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря,  и  в ней  употреблено 11 прилагательных.  А как вы думаете? Есть ли эпитеты?
Матрёшка, –  и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш.  полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку. (Слайд №10)

2 группа  работает со словарями толковым и орфоэпическим

Ответ: Петя не прав. Словарная статья научного стиля из толкового словаря. В ней употреблено 9 прилагательных: русская, деревянной, расписной, меньшего, перен. (переносное), одуш.( одушевлённое), полная, румяная, круглолицая. Эпитетов нет.

3 группа. Задание от сына Матрёшки

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

У нас в доме иногда возникает спор, почему у мамы такое имя. Папа рассказывает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная», МАТЕРеть –   «взрослеть», МАТЁРый  –  «взрослый», что обобщённо можно понимать, как «старшая, древняя прародительница».
А мама, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее–  мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях, чтобы   примирить наших родителей. Есть ли эпитеты?(Слайд №11)

3 группа  работает с  толковым словарём  иностранных слов и этимологическим.

Ответ: Вторая версия убедительней. Мама Матрёшка ссылается на этимологический словарь. Имена прилагательные: старшая, главная, матёрый, взрослый, старшая, древняя, русскую, деревянную, дореволюционной, распространённых, женских,  латинское,  многочисленного, хорошим, дородной.

4 группа. Задание от второй дочери Матрёшки

Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты?

1) Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2) Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. 3) Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4) Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина.5) Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века. (Слайд №12)

 

Ответ: 5-1-4-3-2.
Заголовок «Первая матрешка».
Имена прилагательные: восьмиместная,  деревянная, белом, цветастым, черным, настоящей, подмосковный, крупнейший, японского, московской, известного.
Эпитетов нет.

5 группа. Задание от третьей дочери Матрёшки

Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов  к слову матрёшка

1. Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

2. Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, –  25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая –  ростом с первоклассницу, самая маленькая –  с горошину. (Слайд №13)

 

Ответ: 1 –  художественного стиля, 2 – научного стиля. Имена прилагательные: вятская, знаком, вятские, краше, расписные, яркие, самая многоместная, 25-местная, 48-местная, 77-местная, самая большая, самая маленькая.

Словарик эпитетов:   обаятельная, милая,  уникальная, добрая. яркая и др.

3. Заслушивание результатов работы групп

–  Итак, употребление прилагательных характерно для разных стилей речи. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет  с разных сторон. Нам помогла узнать об этом Матрёшка. Кстати, откуда она родом? Из Кировской области из старинного города Нолинска,  т.е. с Вятки.

Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов: в художественном стиле прилагательные  придают выразительность, делают речь меткой, яркой, служат для создания эпитетов, в научном  стиле помогают точно выразить мысль.
III. Стадия рефлексии 1. Контрольно-оценочный этап

Оцените результаты исследования

Ученики работают с листом оценивания.
2. Оценка результативности урока

– Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Желание исполнится ещё и в том случае, если вы употребите  в нём прилагательные.

 
Прием «Синквейн»

Если получится, можно написать синквейн-желание. (Слайды № 15, 16, 17)
–  Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Ученики зачитывают синквейны и, потом свернув листок, складывают  большую матрёшку. (Приложение 1, Приложение 2)
3. Домашнее задание

– Ребята! Кому хочется рассказать дома о встрече с матрёшкиной семьёй? Попробуйте  описать вятскую авторскую матрёшку, которая была у вас на парте во время урока. Не забудьте употребить имена прилагательные. Есть у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней .(Слайд №19)

 
4. Оценивание работы

– Дайте самооценку работы.  Какие оценки вы поставите лично себе,  группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания)

 

Дети работают с листом оценивания

Устная рефлексия. (Слайд №20)

Интересным показалось …
Полезным было …
Мне трудно было …
Я понял …
Я справился с заданиями …