Используемая технология: технология критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: урок закрепления изученного
Цели урока:
- Предметные: углубить знания о прилагательном; закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные, выявлять их роль в разных стилях.
- Метапредметные: формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности.
- Личностные: формировать грамотную устную и письменную речь.
Оборудование, дополнительные материалы: Презентация, листы оценивания, словари (толковый, этимологический, орфоэпический, иностранных слов), раздаточный материал, макет «Корзины идей», девятипредметная игрушка матрёшка
ХОД УРОКА
Стадия (фаза) урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Стадия вызова | 1. Организационный момент – Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? (Далее учитель продолжает диалог с классом)
(Слайд №2) |
Учащиеся говорят о своём настроении |
2. Мотивация учащихся – Ребята! У нас на уроке гость. Кто он, вы узнаете, отгадав мою загадку. |
||
Приём «Загадка»
Это… (русская матрешка). (Слайд №3) – Правильно, русская матрешка. Сегодня матрешка будет помогать нам на уроке. (Учитель достаёт матрёшку и ставит на стол, заранее из неё вынуты остальные матрешки). – Что помогло вам дать правильный ответ? – Ребята! Вам понравилась матрёшка?
Какая она? Охарактеризуйте её с разных сторон. (Слово
матрёшка записывается на доске, обращается
внимание на то, как оно пишется, какие
однокоренные слова можно подобрать). |
Учащиеся безошибочно дают ответ.
Дети рассматривают игрушку.
Учащиеся отвечают: «Рифма, существительные, прилагательные…». Дети положительно оценивают игрушку. |
|
Приём “Корзина идей” На
доску учитель прикрепляет значок корзины и
знакомит с алгоритмом работы. (Слайд №4) |
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради ответы (прилагательные) (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты), затем обмениваются информацией в парах. Далее каждая пара называет слово
(прилагательное), не повторяясь: яркая,
расписная, деревянная, обаятельная, весёлая,
нарядная, семипредметная, милая, полуовальная,
крутобокая, узорчатая, большая и др. Дети считают неправильным прилагательное узорчатая. |
|
3. Этап целеполагания –
Проанализируйте проделанную работу,
сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и
подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель
урока определяется совместно с учащимися). |
Формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения |
|
II. Стадия осмысления | 1. Приём «Ролевая игра» –
Ребята! Есть ли в вашем доме матрёшка? Расскажите,
что вы знаете о матрёшке и что хотите о ней
узнать. Какую работу вы хотели выполнить, глядя
на матрешку? |
Дети предлагают описать матрёшку, сочинить о ней рассказ и т.д.
Класс делится на 5 групп. |
2. Мини-исследование текстов по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий). | Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текстов. | |
1 группа. Задание от мужа Матрёшки Прочитайте
и восстановите текст, используя ниже приведённые
слова. Выясните, какими частями речи они
являются и какова их роль в тексте. Определите
стиль текста. Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный, народный, русский, добрый. (Слайд №9) |
Ответ: Матрешка – уникальная народная русская игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Все слова – прилагательные. Эпитеты – обаятельный, милый уникальный, добрый. Стиль – публицистический. |
|
2 группа. Задание от старшей дочери
Матрёшки Наш знакомый Петя Ошибкин
считает, что перед вами словарная статья
официально-делового стиля из орфоэпического
словаря, и в ней употреблено 11
прилагательных. А как вы думаете? Есть ли
эпитеты? |
2 группа работает со словарями
толковым и орфоэпическим Ответ: Петя не прав. Словарная статья научного стиля из толкового словаря. В ней употреблено 9 прилагательных: русская, деревянной, расписной, меньшего, перен. (переносное), одуш.( одушевлённое), полная, румяная, круглолицая. Эпитетов нет. |
|
3 группа. Задание от сына Матрёшки Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. У нас в доме иногда возникает спор, почему у
мамы такое имя. Папа рассказывает: «Слово
МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая,
главная», МАТЕРеть – «взрослеть»,
МАТЁРый – «взрослый», что обобщённо можно
понимать, как «старшая, древняя
прародительница». |
3 группа работает с толковым
словарём иностранных слов и этимологическим. Ответ: Вторая версия убедительней. Мама Матрёшка ссылается на этимологический словарь. Имена прилагательные: старшая, главная, матёрый, взрослый, старшая, древняя, русскую, деревянную, дореволюционной, распространённых, женских, латинское, многочисленного, хорошим, дородной. |
|
4 группа. Задание от второй дочери
Матрёшки Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты? 1) Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2) Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. 3) Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4) Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина.5) Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века. (Слайд №12) |
Ответ: 5-1-4-3-2. |
|
5 группа. Задание от третьей дочери
Матрёшки Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка 1. Вятская матрешка
2. Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, – 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая – ростом с первоклассницу, самая маленькая – с горошину. (Слайд №13) |
Ответ: 1 – художественного стиля, 2 – научного стиля. Имена прилагательные: вятская, знаком, вятские, краше, расписные, яркие, самая многоместная, 25-местная, 48-местная, 77-местная, самая большая, самая маленькая. Словарик эпитетов: обаятельная, милая, уникальная, добрая. яркая и др. |
|
3. Заслушивание результатов работы
групп – Итак, употребление прилагательных характерно для разных стилей речи. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон. Нам помогла узнать об этом Матрёшка. Кстати, откуда она родом? Из Кировской области из старинного города Нолинска, т.е. с Вятки. |
Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов: в художественном стиле прилагательные придают выразительность, делают речь меткой, яркой, служат для создания эпитетов, в научном стиле помогают точно выразить мысль. | |
III. Стадия рефлексии | 1. Контрольно-оценочный этап Оцените результаты исследования |
Ученики работают с листом оценивания. |
2. Оценка результативности урока – Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Желание исполнится ещё и в том случае, если вы употребите в нём прилагательные. |
||
Прием «Синквейн» Если
получится, можно написать синквейн-желание. (Слайды
№ 15, 16, 17) |
Ученики зачитывают синквейны и, потом свернув листок, складывают большую матрёшку. (Приложение 1, Приложение 2) | |
3. Домашнее задание – Ребята! Кому хочется рассказать дома о встрече с матрёшкиной семьёй? Попробуйте описать вятскую авторскую матрёшку, которая была у вас на парте во время урока. Не забудьте употребить имена прилагательные. Есть у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней .(Слайд №19) |
||
4. Оценивание работы – Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания) |
Дети работают с листом оценивания |
|
Устная рефлексия. (Слайд №20)
|