Предлоги «К», «ОТ»

Разделы: Логопедия


Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих 3 уровень ОНР.
Первый-второй год обучения, первый период обучения.
Открытое занятие проведено для педагогов ДОУ 18.11.2014 г.

Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.

Задачи:

  • Образовательные:
    • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
    • познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
    • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
    • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
    • учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
    • упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
    • упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
    • развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
    • развивать зрительное восприятие, воображение детей;
    • активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Воспитательные:
    • развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки по количеству детей, игрушка «Колобок», мяч, разноцветные геометрические фигуры со сложным узором и смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводный этап

1. Организационный момент (в кругу)

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

– А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям.

2. Игровая мотивация

Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них. Хотите?

Звучит музыка из песни «Маленькая страна».

– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.

Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе и возвращаются в круг.

Логопед:Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)

Самомассаж фаланг пальцев).

Вот волшебная страна,
И чудес она полна.
За горами, к озерцу,
через море, по мосту,
на проселочной дороге.
От полянки, под кустом,
прямо в речке, над цветком,
возле леса у берлоги.
Здесь живут слова предлоги.
Энергичное сжимание и разжимание кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки
верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца.
На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой.

То же – левой рукой.

Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху.
Дети совершают скрещенные движения большими пальцами влево-вправо.

II. Основной этап

Логопед: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).

1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами

Логопед: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «К». Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог «К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.

Это схема предлога «К».

А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый.(Показ схемы предлога).

Это схема предлога «ОТ».

Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.

2. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. «Представлялки»

Логопед: Закройте глаза и представьте, к чему можно подойти в волшебной стране? (К замку, к речке, к другу и т.д.)
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»)
– Когда произносится предлог «К»? (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается).

Упражнение 2

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает.(Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от слона, слон убегает от мышки).
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «ОТ»).
– Когда произносится предлог «ОТ»?(Когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется).
– Ребята, послушайте, можно ли так говорить: Мама подошлаотдерева.
– Почему так говорить неправильно? (Предложение непонятное людям).
– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к дереву.)
Петя отбежалк дома.(Петя отбежал от дома.)
Заяц ускакал лисы. (Заяц ускакал от лисы.)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи? (Предлоги меняют смысл предложения)

3. Появление сказочного персонажа

Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?

Если дети затруднятся ответить, загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…

– К нам пришел…» (Появляется игрушка колобка, колобок поет песенку)
– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог «ОТ»).
– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т.д.)

4. Физминутка

Логопед: Поиграем с Колобком. Колобок вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

  • Утка подплыла к берегу.
  • Бабушка поставила кресло к дивану.
  • Зоя отвязала козу от дерева.
  • Сорока отлетела от забора.
  • Таня подошла к магазину.

5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух

Логопед: В Волшебной стране каждый становится чуть– чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.

  • Шмель подлетел к цветку.
  • Машина отъехала от магазина.
  • Синица отлетела от кормушки.
  • Мяч подкатился к стене.
  • Теплоход причалил к пристани.
  • Автобус подъехал к остановке.
  • Черепаха подползла к камню.
  • Воробей отскочил от лужи.
  • Лиса подбежала к курятнику.

6. Составление предложений с предлогами «К», «ОТ» по сюжетным картинкам.

Логопед: Ребята, а вы любите дарить подарки? Посмотрите, колобок принес нам картинки. Подарите их нашим предлогам.

Игра «Подарки» (закрепление дифференциации предлогов «К» и «ОТ»)

Логопед: Рассмотрите картинки (по количеству детей) внимательно и подарите предлогу «К» только те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «К». А предлогу «ОТ» подарите те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «ОТ».

Дети составляют предложения по картинкам и расставляют картинки под схемами предлогов.

– Подарки предлогам будем дарить по очереди, по одному.

Объяснить, почему подарили ту или иную картинку предлогу. За правильный ответ дети получают геометрическую фигуру.

Логопед: Какие вы молодцы, сколько подарков подарили. Но колобок почему-то загрустил. Он никак не может составить предложение по двум предметным картинкам. Поможем ему? У вас в руках геометрическая фигура. Найдите такую же фигуру на столе и займите свое место.

7. Самостоятельная работа детей.

Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – разноцветные геометрические фигуры, предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов-действий.

Логопед: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?

На доске – две предметные картинки: теленок, волк.

Логопед: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Теленок убежал от волка).

Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:

– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах. (Составление предложений по схеме и предметным картинкам).

Машина отъехала от дома. Машина подъехала к гаражу. И т.д.

Выполнение задания проверяется у всех детей, проводится разбор каждого предложения.

Индивидуальная работа: Влад, Богдан, Костя, Настя, Катя – предметные картинки – существительные множественного числа.

Логопед: Ребята, все вы молодцы! Колобок благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.

Детям раздаются смайлики.

– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.

III. Заключительный этап

Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?

Литература:

1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.

Приложение 1