Форма: групповая работа
Тип: урок-исследования
Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, лист-приложение, набор геометрических фигур из цветного картона с двусторонним скотчем, лист формата А3, магнитная доска
Цель: формирование у детей интереса к изучению геометрии, через развитие творческой активности учащихся и культуры коллективного умственного труда.
Задачи:
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию активности, умению общаться, общей культуре, привитию аккуратности в работе;
- формирование умений самостоятельно мыслить;
- формирование умений работы в группах.
- Образовательные:
- знать определение площади, свойства площадей;
- повторить формулы площадей прямоугольника и квадрата;
- вывести формулы площадей прямоугольного треугольника и трапеции;
- закрепить умения вычислять площади прямоугольника, квадрата, трапеции и треугольника.
- Развивающие:
- способствовать развитию активной мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету, знакомству с новыми интересными фактами;
- развивать творческие способности учащихся, развивать мелкую моторику.
Подготовительный этап:
Разбивка учащихся на группы. (Ответственный
учитель.)
Подготовка названия, выбор капитана.
(Ответственные команды)
ХОД УРОКА
1. Открытие бюро. Сегодня на уроке мы с вами откроем свое проектное бюро.(На доске написано название «Проектное бюро №9»). Для чего нужно проектное бюро? Кто работает в проектном бюро? (архитекторы, проектировщики, инженеры, дизайнеры). Главный архитектор в этом бюро – буду я. Вы являетесь проектировщиками. Ко мне сегодня приходил клиент и просил сделать проект квартиры. Посмотрите на слайды: (Приложение 1. Слайды 1, 2, 3) это примеры проектов квартир. Вы знаете, что сейчас строят дома с разными формами и размерами, квартиры в них сдаются со свободной планировкой. Наш заказчик хочет видеть нестандартный проект квартиры. По условию заказчика, элементы квартиры такие: (слайд 5) трапеции, прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника. Квартира нестандартная, поэтому проявите все свое творчество. Но в то же время она должна быть функциональна и практична.
2. В нашем бюро работают несколько групп. Каждая группа должна сделать свой проект. Каждый проект будет рассмотрен заказчиком. У каждого на столе лежат заготовленные фигуры с двусторонним скотчем, лист А3. Попробуйте составить из данных фигур проект квартиры. В каждой квартире есть спальня, детская комната, гостиная, кухня, коридор, ванна и туалет.
3. Прежде чем вы начнете работу, давайте вспомним правила работы в группах:
– говорить вполголоса
– выбрать ответственного за группу
– каждый участник выполняет свой объем работы
4. На выполнение работы отводиться 5 мин
5. Отлично, проекты готовы и я вижу они
очень интересные. Но этого не достаточно, ведь
необходимо знать размеры комнат. Помимо проекта
нужно предоставить технические характеристики
квартиры. (слайды 6, 7). Что здесь изображено? Нам
необходимо знать размеры, сколько места занимает
каждое из помещений. То есть, надо найти площадь
каждого помещения. Мы пришли к понятию площадь.
Что же такое площадь? … (слайд 8)
Свойства площади (слайд 9)
Площади каких фигур вы можете найти? Прямоугольника и квадрата. Давай выведем формулы для вычисления площади прямоугольного треугольника и прямоугольной трапеции.
На доске фигуры, вывод формул.
На доске:
Подумайте: как можно вычислить площадь
прямоугольного треугольника? (Достроить
треугольник до прямоугольника)
Как можно вычислить площадь прямоугольной
трапеции? (Разбить трапецию на прямоугольник и
прямоугольный треугольник)
Дать время на рассуждения. Спросить тех, кто
вывел формулы (слайд10).
6. (Слайды 11,12). Решение задач по готовым чертежам на закрепление формул.
7. Теперь вы знаете как находить площадь данных нам фигур. Возвращаемся к нашему проекту. Определите площадь каждого помещения. Заполните лист с техническими характеристиками квартиры.(лист у каждого на столе). (Приложение 2). Для этого измерьте нужные параметры каждого помещения линейкой. И вычислите по формулам площади. На данную работу дается 10 минут. Как нам найти площадь всей квартиры? Можем ли мы применить какую-либо формулу? Нет, т.к. формы квартир нестандартные. Как быть? Нам поможет свойство площади. Давайте вспомним, каким свойством мы можем воспользоваться. Слайд 13 (Если фигура состоит из нескольких частей, то площадь этой фигуры равна сумме площадей фигур, на которые разбита данная фигура.) Такой способ нахождения площадей можно применить и для нахождения сложных геометрических фигур. Запишите, пожалуйста, общую и жилую площади квартиры.
Давайте рассмотрим все проекты. Защита проектов. Из каждой группы выходит главный инженер и рассказывает про свой проект. Проекты прикрепляются к магнитной доске.
Все проекты замечательные и интересные. Я их передам на рассмотрение заказчику.
8. Рефлексия: Что же вы сегодня нового узнали на уроке? Какие открытия сделали? У вас на столах лежат конверты, откройте их. Выберите каждый себе свою фигуру в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу.
Мне очень понравился урок!
Работал не в полную силу!
Было скучно!
– Спасибо вам за внимание!