Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
– Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. N 1897;
– примерной программы по русскому
языку ФГОС;
– авторской программы М.М.Раэумовской, М., Дрофа,
2014, стр. 14.
Главными целями изучения предмета «Русский язык» являются:
– воспитание уважения к родному языку,
сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм,
принятых в обществе; осознание эстетической
ценности родного языка;
– овладение русским языком как средством
общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников, включая СМИ
и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
– освоение знаний об устройстве языковой
системы и закономерностях ее функционирования, о
стилистических ресурсах и основных нормах
русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; овладение на этой основе
культурой устной и письменной речи, видами
речевой деятельности, правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение
объема используемых в речи грамматических
средств; совершенствование способности
применять приобретенные знания, умения и навыки
в процессе речевого общения в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Роль курса русского языка
Русский язык — это родной язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации;
средство межнационального общения, консолидации
и единения народов России; основа формирования
гражданской идентичности и толерантности в
поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного
языка определяют универсальный, обобщающий
характер воздействия предмета «Русский язык» на
формирование личности ребенка в процессе его
обучения в школе. Русский язык является основой
развития мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей
учащихся; основой самореализации личности,
развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию учебной деятельности. Русский язык
является средством приобщения к духовному
богатству русской культуры и литературы,
основным каналом социализации личности,
приобщения ее к культурно-историческому опыту
человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан
со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения, а в дальнейшем на качество
овладения профессиональными навыками. Умение
общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и
профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во
всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Русский язык является основой формирования
этических норм поведения ребенка в разных
жизненных ситуациях, развития способности
давать аргументированную оценку поступкам с
позиций моральных норм.
В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс русского языка направлен на формирование у обучающихся
– личностных
– метапредметных и
– предметных результатов.
Общая характеристика курса русского языка
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Курс русского языка для 5 класса направлен
на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе
усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня
обучение русскому языку происходит в сложных
условиях, когда снижается общая культура
населения, расшатываются нормы литературного
языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного
человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и
чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Рабочая программа
предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Программа составлена с учётом принципа
преемственности между начальной и основной
ступенями обучения.
Место курса русского языка в учебном образовательном плане
Учебный образовательный план МБОУ СОШ № 5 предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе в объёме 170 ч. в год (5 ч. в неделю).
Авторская программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю, 34 учебных недели), учителем уменьшено количество часов на изучение курса до 170 часов (5 часа в неделю, 34 учебных недели) согласно Примерной программе по русскому языку и Методическим рекомендациям для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2014-2015 учебном году. Отличие от авторской программы идет в сторону уменьшения часов на 1 час в неделю.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из
основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной
и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов
разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных
носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
– умение создавать устные и письменные тексты
разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
– способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
– владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —
обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
– соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении,
соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
– способность осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения
ее содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о
роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств
языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание курса русский язык
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные
линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.
При изучении каждого раздела курса учащиеся не
только получают соответствующие знания и
овладевают необходимыми умениями и навыками, но
и совершенствуют виды речевой деятельности,
развивают различные коммуникативные умения, а
также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. При таком
подходе процесс осознания языковой системы и
личный опыт использования языка в определенных
ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными.
В программе курса русский язык 5 класса
представлены следующие разделы:
О языке (1 ч. + 2 р.)
РЕЧЬ (30 ч.)
Содержание раздела распределено по всем разделам.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (26 ч. + 5 р.)
Фонетика, орфоэпия, графика (8 ч. + 1 р.)
Письмо. Орфография (9 ч. + 2 р.)
Слово и его строение. Морфемика (4 ч.)
Слово как часть речи. Морфология (5 ч. + 2 р.)
Систематический курс русского языка
Синтаксис и пунктуация (Вводный курс) (30 ч. + 7 р.)
Лексика. Словообразование. Орфография (33 ч. + 8 р.)
Морфология. Правописание. (46 ч. + 4 р.)
Самостоятельные части речи.
Глагол (21 ч. + 2 р.)
Имя существительное (13 ч. + 1р.)
Имя прилагательное (12 ч. + 1 р.)
Повторение и закрепление изученного в V классе (4 ч. + 4 р.)
Перечень практических работ
Р.р. Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина
«Корабельная роща».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Фонетика, орфоэпия, графика».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Письмо. Орфография».
Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого
«Цветы и плоды».
Р.р. Изложение «Барсучонок».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Слово как часть речи.
Морфология».
Р.р. Контрольное сочинение-описание «Сухие
стволы сосен».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Предложение».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Предложения с однородными
членами».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Сложные предложения».
Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине К.
Ф. Юона «Русская зима».
К.р. Тестовая контрольная работа по теме
«Правописание чередующихся гласных в корне
слова».
Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине И.
И. Машкова «Клубника и белый кувшин».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Лексика. Словообразование.
Правописание».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Глагол».
Р.р. Сочинение-повествование с описанием «Как я
учился кататься на велосипеде».
К.д. Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Правописание безударных
личных окончаний глагола».
Р.р. Контрольное изложение «Белый гусь».
Д. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя
существительное».
Р.р. Контрольное изложение «Белка».
Р.р. Сочинение «День Победы. Что он значит для
меня».
Направления проектной деятельности обучающихся
С учётом психологических особенностей подросткового возраста в рабочей программе предусмотрено выполнение мини-проектов. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Для того чтобы удовлетворить данную потребность, в практическую работу включены задания, обозначенные в учебнике в рубриках «Проводим самостоятельное мини-исследование», «Пишем творческую работу».
Использование резерва учебного времени.
Резерв времени – 4 часа – использован для итогового повторения в конце года.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос,
В.В.Львов, Г.А.Богданова. Программа по русскому
языку 5-9 классы// Программы для
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9.
Составитель Е.И.Харитонова; М, Дрофа, 2014, стр.14.
2. М.М.Разумовская. Учебник. Русский язык. 5
класс- М., Дрофа, 2014.
3. Диск «КМ-ШКОЛА» «Уроки русского языка. 5-6
классы».
Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе
Коммуникативные умения
Восприятие высказывания. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
– по фонетике и графике: выделять в
слове звуки и характеризовать их, различать
ударные и безударные гласные; не смешивать звуки
и буквы; правильно произносить названия букв,
свободно пользоваться алфавитом, в частности в
работе со словарями, последовательно
употреблять букву ё;
– по орфоэпии: правильно произносить:
гласные, согласные и их сочетания в составе слов;
заимствованные слова; употребительные слова
изученных частей речи, лингвистические термины;
пользоваться орфоэпическим словарём;
– по лексике и фразеологии:
употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением; толковать лексическое
значение известных учащимся слов и подбирать к
словам синонимы и антонимы; пользоваться
толковым словарём;
– по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе смыслового и
словообразовательного анализа слова (в словах
несложной структуры); подбирать однокоренные
слова с учётом значения слов; понимать различия в
значении однокоренных слов, вносимые
приставками и суффиксами; по типичным суффиксам
и окончанию определять изученные части речи и их
формы; опознавать изученные способы
словообразования в ясных случаях (приставочный,
суффиксальный, сложение);
– по морфологии: различать части речи;
знать и верно указывать морфологические
признаки глаголов, имён существительных,
прилагательных; знать, как изменяются эти части
речи, уметь склонять, спрягать, образовывать
формы наклонения и др.;
– по орфографии: понимать значение
письма и правописания для жизни людей; замечать
орфограммы корня и дифференцировать их; владеть
правилами обозначения на письме проверяемых и
непроверяемых произношением гласных и согласных
(по списку); о—ё после шипящих в корне,
чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-,
-лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать
неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.),
приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно
их писать; знать смешиваемые при письме
безударные окончания существительных,
прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их
в тексте и владеть способом определения верного
написания; безошибочно писать буквенные
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ;
верно употреблять разделительные ъ—ь,
букву ь после шипящих в конце
существительных и глаголов, не с глаголами;
– по синтаксису: вычленять
словосочетания из предложения, определяя
главное и зависимое слова; характеризовать
предложения по цели высказывания, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству
грамматических основ; составлять простые и
сложные предложения изученных видов по заданным
схемам; интонационно правильно произносить
предложения изученных синтаксических
конструкций;
– по пунктуации: правильно ставить
знаки препинания в конце предложения; соблюдать
пунктуацию в предложениях с однородными членами,
союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи;
ставить двоеточие после обобщающего слова в
предложениях с однородными членами; разделять
запятой части сложного предложения; выделять
прямую речь, стоящую до и после слов автора;
ставить тире между подлежащим и сказуемым при
выражении главных членов именем существительным
в именительном падеже.
Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
– учитываются умения учащегося производить
разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания, системно
излагая их в связи с производимым разбором или по
заданию учителя;
– учитываются речевые умения учащегося,
практическое владение нормами произношения,
словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение
лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительно–выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации;
– учитывается способность учащегося выражать
свои мысли, своё отношение к действительности
в соответствии с коммуникативными задачами в
различных ситуациях и сферах общения.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применять знания на
практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно
с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает
знание и понимание основных положений данной
темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает
неточности в определении понятий и формулировке
правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно и
допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу,
а также при наличии 1 негрубой орфографической
или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2
орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4
пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если
среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4
пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных
ошибок при отсутствии орфографических
ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных
ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при
наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных,
если среди тех и других имеются однотипные и
негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант
оценивается баллом «1».
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка «5» ставится, если
ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик
выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой
правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу,
в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за
диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант,
в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант,
в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант,
в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» |
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Оценка обучающих работ
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая
правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в
ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том
случае, когда ученик не допустил ошибок или
допустил, но исправил ошибку. При этом выбор
одной из оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или
отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления
ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и
домашняя, при закреплении определенного умения
или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
- Проектная деятельность (дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)
- Накопительная оценка (характеристика в конце учебного года)
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Контрольный диктант
- Тест
- Контрольное упражнение
- Контрольное сочинение
- Контрольное изложение
- Контрольная проверочная работа
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль