Цель урока:
- Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда, умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при решении проблемных и экспериментальных задач;
- Развивающая: формирование кругозора учащихся, умение аргументированно объяснять, делать выводы из экспериментов, работать с таблицами, приводить примеры, развитие познавательного интереса активности, памяти, воли и выражение своих мыслей и эмоций; развивать логическое мышление учащихся через анализ фрагментов из художественной литературы.
- Воспитательная: воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.
Цель урока: изучение нового материала
Основные термины: Сила Архимеда, масса, объем, плотность.
Оборудование: интерактивная доска, физическое оборудование по теме «Гидромеханика», портреты ученых.
Формы работы: беседа-диспут, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к началу занятия. Готовность класса к уроку, включение учащихся в трудовой ритм.
2. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся в виде тестирования по теме: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Тест 27. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила
I вариант
1. Почему камень, который на земле мы поднимаем с трудом, в воде становится легче?
А. Уменьшается масса камня.
Б. На камень в воде действует выталкивающая сила, направленная вверх.
В. В воде увеличивается мускульная сила, так как вода сдавливает тело человека.
2. Действует ли выталкивающая сила на тело, находящееся в газе?
А. Действует, так как для газов выполняются законы Паскаля и Архимеда.
Б. Не действует, так как в газах расстояние между молекулами намного больше, чем расстояние между молекулами в жидкостях.
В. Не действует, так как плотность газов намного меньше плотности жидкостей.
3. К коромыслу весов подвешены алюминиевый и стальной цилиндры одинаковой массы. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если оба цилиндра опустить целиком в воду?
А. Равновесие не нарушится, так как массы цилиндров не изменятся.
Б. Перевесит алюминиевый цилиндр, так как его объем больше.
В. Перевесит стальной цилиндр, так как его объем меньше.
4. В измерительный цилиндр наливают три несмешивающиеся жидкости – ртуть, керосин, воду. Как расположатся жидкости в цилиндре?
А. 1 – ртуть; 2 – керосин; 3 – вода.
Б. 1 – керосин; 2 – ртуть; 3 – вода.
В. 1 – ртуть; 2 – вода; 3 - керосин.
5. Чему равен вес камня объемом 1 м3, находящегося на дне водоема? Плотность камня .
А. 10 кН Б.
15 кН.
В. 150 Н.
II вариант
1. Каким законом объясняется действие выталкивающей силы?
А. Законом Паскаля
Б. Законом всемирного тяготения
В. Законом Гука
2. Действует ли выталкивающая сила на тело в условиях невесомости (например на борту МКС)?
А. Действует, так как в условиях невесомости закон Паскаля выполняется
Б. Не действует, так как тела не имеют веса
В. Действует, так как все тела в условиях невесомости сохраняют свою массу
3. Два тела, стальное и алюминиевое, опущены в воду. Что можно сказать о выталкивающих силах, если объемы тел одинаковы?
А. На алюминиевое тело действует большая выталкивающая сила
Б. На стальное тело действует большая выталкивающая сила
В. На оба тела действуют одинаковые выталкивающие силы
4. В измерительном цилиндре на воду налит керосин. Где расположится парафиновый шарик? Плотность воды , керосина , парафина .
А. В положении 1
Б. В положении 2
В. В положении 3
5. Чему равен вес бетонной плиты объемом 0,5 м3, находящейся в воде? Плотность бетона .
А. 0,5 кН
Б. 5 кН
В. 500 Н
3. Постановка целей и задач урока
Просмотр эксперимента, описание его учащимися, подведение к новой теме с помощью наводящих вопросов
Эксперимент 1: Учитель помещает в воронку теннисный шарик, после чего наливает в воронку воду. Шарик, застряв, не пропускает воду в воронку. Учитель закрывает рукой нижнее отверстие воронки, шарик «выпрыгивает» из воронки
Учащимся предлагается записать, что именно они
увидели (на слайде отображаются участники
эксперимента)
Учащимися ставится вопрос: «Почему шарик
«выпрыгнул»?
Эксперимент 2: Учитель помещает в воронку сферу из камня, после чего наливает в воронку воду. Сфера, застряв, не пропускает воду в воронку. Учитель закрывает рукой нижнее отверстие воронки, сфера не «выпрыгивает», как в предыдущем опыте
Учащимся предлагается записать, что именно они
увидели (на слайде отображаются участники
эксперимента)
Учащимися ставится вопрос: «Почему сфера
утонула?»
4. Объяснение нового материала
Обсудив опыты, формулируем определение выталкивающей силы, определяем ее точку приложения, направление.
– Опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде.
Учащиеся предлагают способ измерения силы. (Приложение 1, слайд )
Этот опыт подтверждает полученный
древнегреческим ученым Архимедом вывод, что
тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе
ту часть, которая равна весу вытесненной
жидкости.
На любое тело действует выталкивающая сила,
которая зависит лишь от объема погруженной
части. Давление, которое действует на тело со
стороны слоев жидкости, будет одинаковым для
любых тел.
Если заменить твердое тело жидким с той же
плотностью, что и жидкость в сосуде, то она как и
любой элемент жидкости будет находиться в
равновесии. Поэтому сила Архимеда, приложенная к
этому жидкому телу, будет уравновешена силой
тяжести, т. е.: – объем тела, погруженный в жидкость.
Формулируем определение выталкивающей силы,
определяем ее точку приложения, направление.
– Опыт по растяжению пружины под действием
груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в
воде.
Учащиеся предлагают способ измерения силы. (Приложение 1, слайд)
5. Закрепление нового материала
а) Обсуждение с учащимися следующих качественных задач, спросив трех учеников с места:
Задача 1. Алюминиевый и медный бруски имеют одинаковые массы. Какой из них легче поднять в воде?
Решение. Алюминиевый брусок. Легче поднять тот брусок, на который действует большая сила Архимеда, т.е. брусок большего объема. Плотность алюминия меньше плотности меди, поэтому из двух брусков равной массы алюминиевый имеет больший объем.
Задача 2. Действует ли сила Архимеда в условиях невесомости?
Решение. Сила Архимеда возникает вследствие того, что давление жидкости на различные участки поверхности тела неодинаково: согласно формуле p = ?gh давление возрастает с глубиной. В невесомости весовое давление жидкости отсутствует, давление жидкости во всех точках одинаково. Поэтому сила Архимеда отсутствует.
Задача 3. В сосуде с водой плавает шар, наполовину погрузившись в воду. Изменится ли глубина погружения шара, если этот сосуд с шаром перенести на планету, где сила тяжести в два раза больше, чем на Земле?
Решение. Не изменится. На планете, где сила тяжести в два раза больше, чем на Земле, и вес воды, и вес шара увеличатся в два раза. Поэтому и вес вытесненный шаром воды возрастает так же, как вес шара. Следовательно, глубина погружения шара в воду не изменится.
б) Решение с учащимися задач из сборника Лукашика В. И., Ивановой Е. В № 640, 646, 657, вызвав трех учеников к доске
Один из учащихся демонстрирует опыт с яйцом (в пресной воде – тонет, при добавлении соленой воды – всплывает).
Повторяем определение силы Архимеда
6. Заключительная часть урока (3 мин.)
Выставление учащимся оценок в журнал.
Домашнее задание (на доске): §49, упр. 24 (3, 4), задача из сборника № 635.
Благодарность за урок!