Цель: Познакомить детей с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.
Задачи урока:
- развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
- развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;
- показать возможности использования компьютера как инструмента практической, учебной и поисковой деятельности человека;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-презентация
Возраст учащихся: 2 класс.
Программное обеспечение: Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 2 класс.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная работа и индивидуальная работа,
- работа в парах,
- самоконтроль,
- взаимоконтроль.
Межпредметные связи: литературное чтение, история.
План урока:
- Орг.момент.
- Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
- Актуализация знаний.
- Применение полученных ранее знаний.
- Физминутка.
- Применение полученных ранее знаний.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация опорных знаний.
(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)
Карточка
1. В каком состоянии может находиться вода?
Обведи нужное кружком:
А) бесцветное;
Б) жидкое;
В) твердое;
Г) прозрачное;
Д) газообразное
2. Закончи предложения.
Начало реки называется_____________________
Место, где река впадает в море, озеро, или другую реку, называется____________________
Слайд- 1
У: Какой раздел изучаем?
Д: Водоемы
У: Что такое водоем?
Д: Большое природное углубление, заполненное водой.
У: Какое значение в природе имеют водоемы?
Д: Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой. Дают нам электроэнергию. Лекарства, место отдыха.
У: Какие водоемы изучили? Слайд- 2
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Предметом нашего изучения будет водоем. А вот какой, отгадайте загадку.
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
Д: Болото слайд – 3
У: Сформулируйте тему урока.
Сегодня мы заглянем на болото, узнаем, что такое болото, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира. Изучать болото будем по плану.
- Болота в природе
- Болотная растительность и ее особенности.
- Животный мир болот.
- Значение болот и их охрана
4. Знакомство с новым материалом слайд – 4
Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя. Конечно же это о болоте. На земном шареочень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро. Которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может – препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зеленые части этих растений погибают,а летом вырастают новые. Так на поверхности озера образуется толстый слой , ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.
У: Какое открытие сделали?
Д: Образуются болота на местах зарастающих водоемов или в пониженных местах, где скапливается вода, и местность заболачивается.
У: Что такое болото? Как вы думаете. Какую роль выполняют растения в водоеме?
Д: Являются пищей и домом для животных,вырабатывают кислород.
У: Есть ли растительный мир на болоте? Слайд – 5
Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: сосна, ольха, береза. Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни- стелющиеся по верху вглубь не идут. Почему?
Д. На глубине много воды и дышать трудно.
У. О, сколько бусинок багряных
Рассыпано не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять (П.Бровка)
О чем идет речь в стихотворении? Назовите ягоды, которые растут на болоте? Слайд -6
О этих ягодах в народе даже поговорку сложили: “В доме, в котором едят эти ягоды врачу делать нечего”. Как вы понимаете эту поговорку? Но не только ягоды растут на болотах, но и другие растения. Послушайте отрывок из произведения и скажите. Кто автор и о каком растении идет речь? “ Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая. Клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка. (В.Бианки. “Страшное растение”)
Сообщение учеником о растении росянка, о багульнике. Слайд – 7
Багульник – вечнозеленый кустарник, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.
У. Найдите общие черты у всех этих болотных растений.
Д. Рост - небольшой, так как неустойчивая опора. Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.
У. На болоте можно увидеть еще удивительное растение мох - сфагнум. О нем вы прочитаете в учебнике на стр. 130
У. Назовите главные особенности этого растения. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?
Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.
5. Физкультминутка
Животный мир болот.
У. Какие виды животных знаете?
Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.
У. Где в природе много бывает животных?
Д. Там, где много пищи и надежное укрытие.
У. Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах?
Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болотам трудно. Животный мир не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых.
Слайд -8 Животный мир
Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми – мошками и комарами. А вы знаете, что стрекоза имеет большие заслуги в авиации. С изобретение реактивных скоростных самолетов ученые столкнулись с трудной задачей. Когда самолет набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолет начинало трясти, как в лихорадке. Явление это ученые назвали флаттер.Флаттер погубил много самолетов. Авиаконструкторы обратились к природе. Стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Самолету дали крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы. Флаттер исчез. Сейчас самолеты летают быстрее звука в 2 – 3 разабыстрее звука. Вы,наверное,видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы покрыто волосками, смоченными жиром.Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные.
Слайд: Птицы болот: аист, журавль, цапля, кулик. Что общего во внешнем виде этих птиц?
Д. Длинные ноги, так как удобнее ходить по болоту, длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все они летают, а дикие утки еще и плавают.
У. На болоте можно встретить птиц – хищников. Это болотный лунь и болотная сова.
Выступление ребят.
Диалог “Головастик и Уж”
- Ты чегоУж, задумался? Шипишь – меня, что ли. Ругаешь?
- Не мешай, Головастик, я считаю!
- Кого же ты, долговязый, считаешь – птиц, что ли?
- Каких там птиц! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!
У. Послушав диалог, какой вывод можно сделать?
Д. Мы проследили цепи питания.
У. Задание в парах. Вычеркните в цепи питания лишнее название. Проверка на слайде по эталону.
6. Значение болот и их охрана.
Ребята, хотя болота неприглядны, но они имеют огромное значение для природы и для человека. Это настоящая кладовая солнца. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь берут начало ручьи и реки. На болотах добывают ценное полезное ископаемое – торф, собирают много полезных и вкусных ягод. На болотах гнездятся птицы.
7. Итог урока
У. Какое значение имеют болота в природе?
Надо ли охранять болота?
8. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что Вас поразило?
Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на отлично, то поднимите карточку “клюкву”, если на “хорошо”, то карточку “морошку”, а уж если не работали на уроке, то “голубику”.