Цель: обобщить знания о буквах и звуках, показать, чему научились дети за период обучения грамоте; прививать умение работать в группах, развивать коммуникативные умения, пополнять словарный запас, развивать слуховую и зрительную память, прививать любовь к книге, к чтению.
Оборудование: шарики, костюмы, фонограммы песен, таблички с изображением букв, презентация “Прощай, Азбука”, дипломы об окончании азбуки, учебники по литературному чтению.
Действующие лица: учащиеся, родители, учитель, Азбука, Незнайка, Баба Яга, Красная Шапочка, Петрушка, библиотекарь.
Учащиеся начинают праздник (1 слайд)
1.
Осыпает нас заря
Золотым дождём,
Нынче праздник Букваря –
В школу мы идём.
Букварю несём подарки –
Много букв весёлых, ярких,
Дорогому Букварю
Я говорю: “Благодарю!”
2.
Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели,
И прочли мы весь Букварь.
Дорогому Букварю
Я говорю: “Благодарю!”
3.
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я её читаю сам –
И с конца, и с серединки
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Дорогому Букварю
Я говорю: “Благодарю!” (слайд 2)
Учитель: Ребята, а почему на слайде два слова “Азбука” и “Букварь”? (ответы детей).
4.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
5.
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит.
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
Входит Азбука.
Азбука:
Здравствуйте, ребята!
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы они на вид –
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём? (33)
Ты на буквы посмотри!
Тридцать три родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
Ребята рассказывают стихи о буквах (Слайд 3)
1.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
2.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
3.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
4.
Гриб растёт среди дорожки –
Голова на толстой ножке.
5.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
6.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
7.
Буква Ё есть в слове “ёж”,
Ты легко её найдёшь.
8.
Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
9.
Звёзды видели мы днём
За рекою над Кремлём...
10.
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
11.
Йогурт из малины
Самый наш любимый.
12.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик грыз капустный лист.
13.
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
14.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
16.
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
15.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
17.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха
18.
Роет землю серый крот –
Разоряет огород.
19.
Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
20.
Таракан живёт за печкой –
То-то тёплое местечко.
21.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
22.
Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
23.
Ходит по лесу хорёк –
Хищный маленький зверёк.
24.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
25.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
26.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
27.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
28.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
29.
Буква Ы есть в слове “бык”,
Травку бык щипать привык.
30.
Буква “эр” перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
31.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
32.
Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок он привёз.
33.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Вбегает Незнайка.
Незнайка: – Ребята, а обо мне вы не забыли? Я тоже с вами шагал по страницам Азбуки и приготовил вам интересный конкурс: “Собери слово”. (Слайд 4)
(Учащиеся по карточкам собирают слова: ШКОЛА, УРОКИ)
Молодцы, ребята!
Учитель: Незнайка, оставайся с нами на празднике.
Незнайка: - Спасибо, ребята! С удовольствием. Я очень люблю праздники.
В класс на помеле въезжает Баба Яга
Баба Яга: – Тихо! Что за шум здесь? Отчего? Не пойму я ничего!
- Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Не лень вам? Лучше бы дома сидели, на диванчике повалялись. Это что? Буковки? Да что в них толку? А то ещё придумали: гласные – согласные! (Подходит к согласным) Ну, эти ещё ничего, симпатичные! А эти? (гласные) Ну что в них такого? (смотрит на И), подумаешь, калитка какая-то, или эта (А) – вроде шалаша. Вот уж без них можно вполне обойтись!
Учитель: Что же, если ты, Баба Яга можешь обойтись без гласных, тогда попробуй прочитать это слово! (Слайд 5)
- Ну и попробую, подумаешь! (Пробует читать плакат ..ЛФ.В.Т). Ой, не знаю! Ничего не получается.
Учитель: Ребята, каких букв здесь не хватает? (Гласных А, А, И). Давайте прочитаем слово (АЛФАВИТ).
Баба Яга: - Ишь, какие умные! Попробуйте моё задание выполнить! Выполните – оставлю вас в покое, а не выполните – заканчивайте свой праздник! Прочитайте и отгадайте мои загадки. (Слайд 6)
Дети читают и отгадывают загадки.
Баба Яга:
- Убегаю, убегаю,
Может, где-то есть ребятки,
Что не знают те загадки.
Можно их перехитрить,
Заставить двойку получить. (убегает).
1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
6.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Входит Красная Шапочка.
Красная Шапочка: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. В своей корзинке я вам принесла сказки. (Слайды 7,8)
“Сказочная викторина”
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
9. Луковый мальчик. (Чиполино.)
10. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель: Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?
Ребята к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним !
Дети: Здравствуй Петрушка!
Учитель: Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!
Петрушка: Не вижу я никакого бублика!
Учитель: Да. Не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка: А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.
Петрушка: Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник!
Все: Прощание с Азбукой
Петрушка: А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель: А что ты можешь нам предложить?
Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель: А в чем состязаться?
Петрушка: Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто. Ну как, найдутся у вас такие ребята?
Учитель: Ну, Петрушка, скажу я тебе заранее. Не нужны нам такие соревнования. Наши ребята такими делами давно не занимаются
Петрушка: Да, я пошутил
Учитель: А хочешь, соревнование проведу я?
Петрушка: Конечно!
Учитель: Тогда помогай мне. Получила я, ребята, письмо от дяди Пети из города Вежливости. В нем он пишет о детях, которые забыли вежливые слова. А вы их помните?
Дети: Да!
Учитель: А ты, Петрушка?
Петрушка: Да, я самый вежливый из всех вежливых ребят!
Учитель: Ну, что ж проверим?
Игра “Доскажи словечко”(Слайд 9)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ... (здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу ... (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ... (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте ... (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня ... (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите ... (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить ... (спасибо).
6.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки – для всех подарки –
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
7.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Исполняется песня “С букварем уселись куклы”
8.
Беру Букварь в последний раз,
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю я говорю:
- Благодарю! Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книжки я могу прочесть.
9.
Мы Азбуку прочли до корки.
У нас по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
У – до – сто – ве – ре – ни – я!
В том, что мы Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
(Учащимся выдаются Дипломы о прохождении курса обучения грамоте)
Разгадывание ребусов (Слайд 10)
10.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
11.
Пришла пора прощаться
Нам с Азбукой, друзья!
Хоть трудно расставаться
Признаюсь честно я.
Не грустите папы, мамы,
Не грусти и ты, дружок,
Что мы Азбуку оставим.
Ей – прощальный наш стишок.
12.
Говорим мы ей: “Спасибо!”,
Благодарны ей за всё.
Пусть теперь другие дети
Изучать придут её!
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Поздравления родителей
Исполняется песня “Чему учат в школе”
Выступление библиотекаря. Вручение учебников “Родная речь” (Слайд 11)
С букварём уселись куклы
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
“А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!”
Припев:
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.Подошел утенок важно,
Подошел: “Кря-кря-кря!”
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Припев:
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не “кря-кря-кря”, а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев:
Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не “бе, бе, бe”, а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: “Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму”.
Припев:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не “му-му-му”, а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться.
Припев:
Азбука, азбука,
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок – точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.