Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на качество образования. В связи с этим неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Изучив педагогическую и методическую литературу таких авторов как: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, О.А.Кожиной, Н.В. Синицыной, Н.И. Лебедева, С.Н. Чистяковой, И.А. Сасовой, С.Э Маркуцкой, пришла к выводу применить их идеи в своей работе по теме: “Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся”.
Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой.
Для достижения своей цели решаю следующие задачи:
- использовать метод проектов на уроках технологии для развития самостоятельности в изучении нового материала, в процессе закрепления и применения на практике;
- совершенствовать умения и навыки трудовой деятельности путем развития творческих способностей учащихся;
- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеурочную, кружковую деятельность.
Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:
- учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
- информационные компетенции: учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Поскольку моя задача - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что и является основой индивидуализации обучения. Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в творческих работах.
Проектная деятельность рассматриваю как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Творческое проектирование занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта - учебно-трудового задания, активизирующего деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы.
Для учащихся 5 и 6 классов я предлагаю тематику творческих проектов. Учащиеся 7 и 8 классов при выборе темы проекта могут воспользоваться темой предложенной мной, выбрать её самостоятельно или определить ее с помощью родителей. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я проверяю, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы.
Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующим активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно “вырабатывать” определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.
В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется.
Большое внимание на уроках технологии уделяю здоровьесберегающим технологиям. На уроках провожу физкультминутки, физкультпаузы для глаз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Веду журнал инструктажа в кабинете технологии по разделам: “Рукоделие”, “Кулинария”, “Технология обработки ткани”, “Технология ведения дома”. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности.
В профессиональной деятельности направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся, большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.
В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Этому способствует используемый мною УМК под редакцией В.Д. Симоненко. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.)
Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал обучающихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого ребенка.
Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности: быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания.
Анализ и своевременная коррекция собственной педагогической деятельности, диагностика текущего состояния обеспечивают положительную динамику учебной деятельности учащихся по технологии, приводит к повышению качества знаний учащихся, подтверждению итоговых оценок обучающихся.
Таблица №1. Результативность по технологии за 3 года
2011-2012 учебный год |
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
|
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Успешность | 83,5% | 86% | 91,3% |
Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что нет проблем. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению, работая с которыми применяю личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровую деятельность, способствующую без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Один из видов деятельности – игра, способствующая как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.
Игры развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например, урок-игра “Золушка” 5 класс, урок-игра “Сто к одному” 6 класс, урок-игра “Технология обработки ткани” 7 класс, урок-игра “Карьера” 9 класс.
Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторина (8 класс “Угадай профессию”), КВНы, побуждающие мыслительную активность, составление кроссворда или ребуса по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.
Для эффективного обучения технологии необходимо использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков. Мною были проведены интегрированные уроки по темам: 5 класс “Технология в мире сказки” (музыка, ИЗО, технология и литература), 5 класс “Что роднит музыку и живопись. Музыка скрипки” (Музыка, ИЗО и технология), 5 класс “Моделирование фартука” (технология и информатика), 7 класс “Сервировка стола по теме осени” (музыка, ИЗО, технология).
В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя – помочь каждому ученику достичь такого успеха. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Детей с повышенной мотивацией к обучению данного предмета отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Работы таких детей участвуют в районных и всероссийских конкурсах и выставках, где отмечаются дипломами, грамотами и благодарностями.
В формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка. И даже способна организовать досуг подростка.
Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.
Традиционным видом внеклассной работы является: проведение предметной недели “Искусства”: проводятся различные конкурсы, кроссворды, ребусы, игры: “Храбрый портняжка”, “Разговор о правильном питании”, “Золушка”, “Поле чудес”, КВН по искусству “В мире прекрасного ”.
Результатом профессиональной деятельности является успешное участие моих учеников в конкурсах разного уровня.
Ежегодно мои ученики успешно участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, которому предшествует школьный тур олимпиады. Так, в 2012 учебном году Виноградова Наталья, ученица 9 класса, - призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; в 2013 году дипломантами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стала Шипицина Александра, ученица 8 класса, и Сажаева Дарья, ученица 7 класса.
Результаты анкетирования в рамках работы по методической проблеме, проводимого в течение 3 лет, показали следующее:
2011–2012 учебный год |
2012–2013 учебный год |
2013–2014 учебный год |
|
1. Вы понимаете, что такое проект? | 35% | 70% | 95% |
2. Вы научились определять достижимые цели? | 20% | 56% | 90% |
3. Вы можете разделить общую цель на более мелкие задачи, позволяющие получить результат? | 15% | 59% | 90% |
4. Вы умеете составлять план действий по реализации проекта? | 20% | 56% | 89% |
5. Вы активно участвовали в его реализации? | 50% | 70% | 97% |
6. Вы получили навыки выполнения творческого проекта? | 70% | 80% | 100% |
7. Вы можете сделать презентацию проекта? | 20% | 60% | 100% |
8. Вы получили удовлетворение от его выполнения? | 80% | 85% | 95% |
Результаты диагностики, проводимой на всех этапах, показали, что проектное обучение активизирует самостоятельность обучающихся, потому что оно:
- личностно ориентировано;
- реализует деятельностный подход в обучении;
- построено на принципах проблемного обучения;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Являюсь руководителем РМО учителей технологии, вхожу в состав муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по технологии. С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма.
Создала личный мини-сайт в социальной сети работников образования “Наша сеть” http://www.prodlenka.org.
За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации по теме: “Современные концепции и подходы в реализации содержания художественной и технологической подготовки на современном этапе перехода на ФГОС”. Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь распространить среди коллег. Принимаю активное участие в выставках и мероприятий районного уровня: фестиваль “Признание”, “Я, ты, он, она - вместе дружная семья”, “Ночь в музее”, “Культуры негасимый свет”, что является положительным примером для моих учеников, побуждает их к творчеству.
Мною проведен открытый урок-игра по технологии: “Все работы хороши” 8 класс. Опыт представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”.
Награды и поощрения
- Сертификат “Школа цифрового века” 2011-2012 учебный год.
- Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”.
- Сертификат к диплому “Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом”, 7-й класс.
- Приказ №214 от 12.10.2014 года Диплом Управления образования Татарского района “Мастер-золотые руки” в номинации “Бисероплитение”.
- Грамота Управления образования администрации Татарского района в районом конкурсе – выставке УПБ в номинации “Чудо заморское”, 3 место
- Диплом IХ региональный конкурс “Через прошлое к будущему” УЧСИБ за практическое воплощение перспективной художественно-творческой идеи.
- Диплом “Учитель цифрового века” 2012-2013 учебный год.
- 2013 год. Диплом лауреата Фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области “Признание”,номинация “Золотые руки”.
- Диплом “Учитель цифрового века” 2013-2014 учебный год.
- Приказ № 207 от 18.12.2013год. Благодарность Управления образования администрации Татарского района за подготовку победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2013 г.
- 2013 год Диплом Межрегиональная выставка ДПИ “ Вышитая картина”.
- Новосибирск 20 августа 2013 №748-рк Благодарность Губернатора Новосибирской области за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд.
- 2014 год. Диплом 1 степени Региональный конкурс творческих педагогических идей “Так зажигают звезды” УЧСИБ за педагогический проект “Сделаем школу цветущей”.
- 2014 год Благодарность за творческий подход и активное участие в фестивале национальных культур “Я, ты, он, она - вместе дружная семья”.
- Грамота Администрации историко-краеведческого музея им. Н.Я. Савченко “Культуры негасимый свет”.
- Сертификат к диплому Урок-игра “Все работы хороши”, 8-й класс.
- Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”.
- Свидетельство о публикации методического материала “Конструирование юбок”, “Раскрой”, “История развития вышивки”.
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием самостоятельности учащихся на уроках технологии, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования метода проектной деятельности на уроке.