Методическое обоснование урока.
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1 | Групповая деятельность. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем. |
Основной этап |
2 | Игра - активная познавательная позиция учащихся, которая является основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности учащихся | Основной этап |
3 | Коллективная деятельность – самостоятельный поиск при достижении поставленной перед учащимися задачи. Дополнительные вопросы, направляющие деятельность учащихся к достижению цели. | Основной этап |
Цели:
- ученик научится различать художественные образы сказки в литературе, музыке и изобразительном искусстве на базовом уровне;
- ученик получит возможность выявлять особенности развития поэтического текста, музыки и изобразительного искусства на повышенном уровне.
Задачи:
- помочь учащимся погрузиться в эмоциональное и интонационное пространство через литературу, музыку и изобразительное искусство;
- создать условия для коллективной творческой деятельности через разыгрывание сказки, песни;
- расширить представление о развитии поэтического и музыкального образов;
- создавать условия для размышления, анализа средств поэтического и музыкального языков.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа с элементами игры.
Тип межпредметных связей: интегрированный
Подготовительная работа: дети делятся на группы по интересам “Художники”, “Литераторы”, “Театралы”, “Музыканты”, работа с дополнительной энциклопедической литературой систематизация отобранного материала по заданным темам; опережающее задание “ История создания сказки”.
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод поэтической характеризации, метод эмоциональной драматургии, метод художественной интерпретации.
Формы и методы контроля: устный контроль, текущий контроль, самопроверка.
Оборудование: ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме “Сказка о царе Салтане”, детские музыкальные инструменты (бубны, тамбурины, ложки), фонограммы.
Раздаточный материал: карточки (оранжевая, синяя, белая), таблицы для заполнения, учебник “ В океане света”,
Музыкальный материал: фрагменты из оперы Н. Римского- Корсакова “Сказка о царе Салтане”: “Полет шмеля”, “Три чуда”, вступление к 2 действию- фрагмент мюзикла “Лукоморье”, песня “Добрые сказки” А. Ермолова.
План урока
Этапы урока, Цели и задачи Хронометраж |
Художественно- педагогическая деятельность учителя |
Художественно- эстетическая деятельность учащихся |
Формируемые УУД | |
1.Мотивация к деятельности (эмоциональный настрой под музыку фрагмента из мюзикла “Лукоморье”) Цель: создание эмоционального настроя. |
Создает эмоциональный настрой. Акцентирует внимание детей на знакомство с творчеством А.С. Пушкина Представляет группы “литераторов”, “театралов”, “музыкантов”, “художников” и организует этапы их дальнейшей деятельности. |
Вслушиваясь в звучание музыки, эмоционально настраиваются. | Личностные: Устойчивый
познавательный интерес Регулятивные: целеполагание |
|
2. Основная часть | 2.1 Выступление группы “Литераторов” | Участвует в процессе выступления группы “литераторов” (делает необходимые комментарии, задает вопросы). | Знакомятся с исследованием “Странички из жизни А.Пушкина”, представленной группой “литераторов” | Личностные: Устойчивая учебно- познавательная мотивация Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов. Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений. Регулятивные: Умение ставить учебные задачи Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Обеспечивает проведение викторины “Узнай сказку по строкам” при помощи мультимедиа презентации. | Отвечают на вопросы викторины. | |||
Подводит детей к осознанию и формулировке темы урока | При помощи учителя формулируют тему урока, цели, задачи. | |||
Организует актуализацию имеющихся знаний по теме исследования | Проверяет полученные результаты по готовой таблице | |||
3. Физминутка Цель: психологическая разгрузка |
Представляет систему упражнений для раскрепощения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения. | Выполняют систему упражнений | ||
4. основная часть | 2.2 Выступление группы “Музыкантов” | Участвует в процессе выступления группы “музыкантов” (делает необходимые комментарии, задает вопросы) | Знакомятся с исследованием “Интересные факты биографии Н. Римского - Корсакова”, представленной группой “музыкантов”. Делятся впечатлениями об услышанном. | Личностные: Устойчивая учебно- познавательная мотивация Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации. Участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов. Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений. Регулятивные: Умение ставить учебные задачи Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2.3 Театрализованная инсценировка
фрагмента сказки Цель: психологическая разгрузка |
Организует восприятие
театрализации литературного произведения. Комментирует вопросы, вызывающие затруднения у обучающихся. |
Знакомятся с инсценировкой “Три
девицы”, представленной группой “театралов”. Участвуют в игре по тексту “Сказки о царе Салтане” |
Личностные: познавательный интерес | |
2.4 Художественное восприятие
фрагмента “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова |
2.4.1 Художественное восприятие
музыки (фрагмент “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского - Корсакова). Цель: помочь детям почувствовать и услышать музыку |
Подводит к теме чудесных
превращений князя Гвидона. Предлагает прослушать фрагмент чудесного превращения князя Гвидона в шмеля, изображенный музыкальными красками.
Помогает провести сравнительно – образный анализ поэтического и музыкального текстов. |
Находят и зачитывают из учебника
фрагменты чудесных превращений князя Гвидона. Эмоционально откликаются на музыку.
Сравнивают, анализируют услышанную музыку. |
Личностные: эмоционально
“проживать” текст и музыку, выражать свои
эмоции Познавательные:владение формами рефлексивной оценки восприятия музыки. Логические: Умение проводить сравнение и анализ поэтического и музыкального образов Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. |
2.4.2 Работа в группах. Цель: выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке) |
Предлагает выразить (передать)
содержание музыкального образа в рисунке. Контролирует выполнение работы. |
Передают свои ощущения через рисунок. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе рисования. |
|
2.4.3 Художественное восприятие
музыки (“Три чуда” из оперы Н. А. Римского –
Корсакова “Сказка о царе Салтане”) Цель:создание атмосферы звучащего пространства Задача: помочь услышать мир звуков |
Подводит к теме чудес в сказке А.
С.Пушкина.
Предлагает прослушать музыкальную картину “Три чуда”. Предлагает отметить появление каждого чуда (белку, 33 богатыря, царевну – лебедь )цветной карточкой. Помогает провести сравнительно- образный анализ музыки и поэтического текста. |
Находят и зачитывают из учебника
фрагмент “Три чуда”. Эмоционально откликаются на музыку. Каждое появление чуда отмечают цветной карточкой. Сравнивают, анализируют прослушанную музыку. В процессе анализа выявляют, что композитор использовал мотив русской народной песни “Во саду ли, в огороде” при показе образа белочки. |
Личностные: эмоционально
“проживать” текст и музыку, выражать свои
эмоции Познавательные: владение формами рефлексивной оценки восприятия музыки. Логические: Умение проводить сравнение и анализ поэтического и музыкального образов Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. |
|
2.4.4 Художественное исполнение
русской народной песни “Во саду ли , в огороде” Цели: 1.Создание условий для коллективной творческой импровизации. 2.Стимулирование творчества |
Предлагает исполнить русскую народную песню “Во саду ли в огороде” при помощи детских музыкальных инструментов. | Исполняют песню. Импровизируют в игре на детских музыкальных инструментах. | Личностные: Итерес к музыке и музыкальной деятельности Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкального произведения. Коммуникативные: : умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности |
|
2.4.5 Рефлексивный анализ Цель: создание условий для личной рефлексии каждого ученика |
Предлагает дать характеристику
каждому из трех чудес (заполнить таблицу )
Предлагает прочитать вслух свое описание чудес. |
Личностная рефлексия каждого
учащегося. Самостоятельно заполняют таблицу (характеризуют чудеса подходящими словами) Читают вслух описание чудес из таблиц. Обмениваются своими мнениями. |
Познавательные: владение формами
рефлексивной оценки восприятия музыки Логические: Владение умениями и навыками самостоятельного образного анализа и сравнения музыкального произведения |
|
2.5 Выступление группы “ Художников” |
2.5.1 Выступление группы “Художников” |
Участвует в процессе выступления группы “художников” (делает необходимые комментарии, задает вопросы) | Знакомятся с исследованиями
“Пушкинские сказочные образы в изобразительном
искусстве”, представленной группой
“художники” Рассматривают репродукции картин М. Врубеля и И. Билибина при помощи мультимедиа презентации. Анализируют изображенные образы, цветовую палитру. Высказывают свое личное мнение. |
Личностные: учебно- познавательная мотивация Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации. Участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов. Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений. Регулятивные: Умение ставить учебные задачи Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2.5.2 Пазл “ Сказка о царе Салтана” | Предлагает принять участие в игре “Собери картинку” | Групповая работа (каждая группа собирает пазл под музыку) | Логические : постановка и
формулирование проблемы, разработка алгоритмов
решения творческих задач Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения творческой работы |
|
3 Заключительная часть | Заключительная чать. Цель: Обеспечить обратную связь с учащимися на уроке. Узнать качественную и эмоциональную оценку урока учащимися |
Помогает сделать выводы. Предлагает детям высказать свое мнение об уроке. Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения при выполнении. Выставление оценок за урок. |
Делают выводы. Высказывают свое мнение. |
|
Домашнее задание |
Ход урока:
1. Мотивация к деятельности.
Дети входят в класс под музыку из мюзикла “Лукоморье”. Рассаживаются по группам.
(слайд 1)
Представление групп учащихся по интересам “Музыканты”, “Художники”, “Литераторы”, “Театралы”.
2. Основная часть.
- Чьи стихи положены в основу прозвучавшей музыки? (Пушкина)
Слово предоставляем группе “ Литераторов”
- Наше исследование называется “ Странички из жизни А.С. Пушкина”
Цель исследования: изучить интересные факты из жизни великого поэта.
Пушкина помнил себя с 4 лет. Особенно запомнилось землетрясение, которое было зафиксировано в Москве в 1803 году.
А в знаменитый лицей Пушкин поступил по знакомству. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик. Всего 30 человек. Но у Пушкина был дядя весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Но в списке успевающих учеников Пушкин вторым с конца.
Первая дуэль Пушкина случилась в лицее. А вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла быть пустяковой. Например в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого ни будь подлецом и конечно это заканчивалось стрельбой.
Он рисовал карикатуры на лицеистов. Однажды такой лист нашли и был большой скандал.
В Эфиопии 10 лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова “Нашему поэту”.
- В каких жанрах писал Пушкин? (Сказки, поэмы, стихи)
Сейчас предлагаем вашему вниманию викторину: “Узнай сказку по строкам”
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) (слайд 2)
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает. (Сказка о рыбаке и рыбке) (слайд 2)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири – ку – ку:
Царствуй лёжа на боку!” (Сказка о золотом петушке) ( слайд 3)
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде) (слайд 3)
Дал гонцу такой приказ:
“Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья.”
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане...)( слайд 4)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
Цель урока вы сформулируете сами, каждая группа формулирует цель в соответствии с направлением деятельности. Озвучьте свои цели:
- группа “Литераторов”
- группа “ Музыкантов”
- группа “Театралов”
- группа “Художников”.
На основе результатов индивидуального опережающего задания дают ответы на вопросы:
1. Как называлась сказка? (“Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды”)
2. Что положено в основу сказки Пушкина?
3. Выявление сходства и различия народной сказки и литературной сказки.
Результаты представлены в таблице:
Проверка полученных результатов с помощью слайда 5
Название сказки | “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды” | Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царице Лебеди” |
год написания | неизвестен | 1831 год, издана в 1832 году |
жанр | Народная сказка | Литературная сказка |
тема | Любовь и зависть, обман и предательство | |
идея | Победа добра над злом | |
особенности сказки | Написана в прозе | Написана в стихах |
чудеса | - чудный дуб - боровы 30 отроков |
- белка; - 33 богатыря; - царевна Лебедь |
Вывод: литературная сказка берет начало из народной. Литературная сказка – наследница народной. |
Физминутка.
Предоставляем слово следующему нашему сообществу “Музыкантов”( слайд6)
- А знаете ли вы что в годовщину празднования 100 летия со дня рождения А. Пушкина, композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков написал оперу “Сказку о царе Салтане”, а в основу ее положил сюжет сказки Пушкина?
- Нет ? не знаете?
- “Музыканты”! вам слово! ( прием “Пересечение тем”)
- Целью исследования стало изучение биографии русского композитора Николая Андреевича Римского — Корсакова. И вот какие интересные факты мы узнали.
Оказывается, что Николай Андреевич Римский – Корсаков, не сразу стал композитором.
Да, конечно, он занимался музыкой с детства, как и все дети того времени. Но помимо этого он с детства мечтал отправиться в морское кругосветное путешествие.
В 12 лет он поступает в Морской кадетский корпус, который впоследствии оканчивает с отличием. А далее осуществляется его мечта. Он поступает на морскую службу на клипер “Алмаз” и отправляется в длительное кругосветное путешествие.
- Ребята благодаря этому обстоятельству в его произведениях так много симфонических морских пейзажей. Море у него во всех произведениях такое разное. Вы обязательно в этом убедитесь в более старших классах.
- Ребята ну а почему Римского-Корсакова называют композитором “сказочником”?
- Потому что через некоторое время он оставляет морскую службу и становится профессором Санкт-Петербургской консерватории. Впоследствии вдохновленный и пушкинскими сказками и не только ими он начинает писать оперы-сказки.
- Я вообще удивлен! Какое образование было в 19 веке в России! Это ведь какими знаниями надо было обладать чтобы стать сначала морским офицером, а затем профессором консерватории?
- И правда ребята, и история знает тому немало примеров : А. Бородин- ученый химик, а также известный композитор. П. Чайковский, по образованию- юрист, а также прекрасный композитор. Ну что- то мы отвлеклись с вами.
- Ребята вот вы говорите оперы-сказки, а вы знаете что такое опера?
- “Опера ”- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют . А также опера наполнена оркестровыми номерами.
- Правильно! и мы с вами в этом сегодня обязательно убедимся Ребята, а еще одна характерная особенность оперы в том, что она объединяет в себе несколько видов искусств: литературу, музыку и изобразительное искусство.
Итак мы начинаем. (фанфары). Во время звучания фанфар рассаживаются театралы.
(слайд 7)
Театрализация “Три девицы” (слайд 8) Прием “Театрализация”
- Вот мы с вами погрузились в сюжет знакомой нам сказки.
Сейчас мы посмотрим, насколько внимательно вы читали ее.
Игра по тексту сказки. (театралы)
1. Что хотела сделать первая девица , если станет царицей? (устроить пир на весь крещённый мир)
2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру? (царицей)
3.Куда уехал царь Салтан? (на войну)
4. О чём хотела царица сообщить мужу в своем письме? (что она родила богатыря)
5. Каким посланием было заменено её письмо? (что царица родила неведому зверюшку)
6. Какой ответ отправил царь Салтан? (ждать его возвращенья)
7. Что произошло с царским посланием? (оно было заменено на другое)
8. Куда волна вынесла царицу и сына? (на необитаемый остров)
9. Кого увидел юноша на острове? (лебедь и коршуна)
10. Что сказала царевичу лебедь? (ты убил чародея и спас девицу).
- Что отличает сказку от реальной жизни? (Чудесные превращения) (слайд 12)
- В опере как и в сказке происходит много разных событий. И также как в сказках Пушкина в опере происходят чудеса.
: - Ребята! Сколько чудесных превращений было укнязя Гвидона? В кого он превращался? (Комар, муха, шмель). (слайд 13)
:- Давайте зачитаем строки из сказки и найдем этому подтверждение. (комар стр. 125, муха стр 129, стр. шмель135).
Предлагаем Вам послушать как описывает этот момент Римский-Корсаков (слушание “полет шмеля”) Давайте закроем глаза и насладимся музыкой.
- Ну что, ребята! Представили вы себе этого шмеля? (Словесное рисование шмеля)
Работа в руппах.
- Нарисовать в группах чудесные преращения князя Гвидона?
Вступление фанфары
- О каких чудесах еще рассказывается в сказке? (Ответы детей “Три чуда”) (слайд14)
- Назовите их. Найдите описание в тексте стр 141.
- Молодцы!
- А в опере Римского — Корсакова “Три чуда” представлены огромной красочной картиной, которая написана музыкальными красками. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр рисует каждое из чудес. И сейчас вы должны определить в какой момент какое чудо появляется. Будьте внимательны! В музыке будет подвох. Каждое появление музыкального образа открывают фанфары, они нас как – бы предупреждают “Внимание! Внимание Слушайте и смотрите”. Итак слушаем. Слушание “три чуда”(работа с карточками)
А сейчас друзья, я хочу узнать, насколько вы были внимательны во время прослушивания музыки.
Не показался ли вам знакомым мотив белочки? (Даю подсказку, если не узнают.)
В основу ее образа положена известная русская народная песня. А вот какая, я хочу узнать это от вас. (Во саду ли в огороде) (слайд15)
Ну что узнали песню? Назовите ее. Давайте прямо сейчас разыграем песню “Во саду ли в огороде”.
Молодцы! Понравилось вам играть на музыкальных инструментах? (Ответы)
- А сейчас давайте присядем, каждый на свое место. У каждого из вас на столе лежит табличка, которую нужно заполнить. К каждому образу подберем по три слова, можно употреблять даже цветовую гамму.
(Заполняем таблицу в течении 2 минут).
Заполнение таблицы:
белка 33 богатыря Царевна-лебедь
Проверка: зачитывают слова чтобы слова не повторялись.
- Какая группа у нас еще не выступала? (группа “художников”)
Поскольку речь пошла об образах, мы провели свое исследование, целью которого было выявить, обращались ли художники к пушкинским сказкам, к музыкальным образам Римского-Корсакова. И вот что мы узнали:
Оказывается что эскизы костюмов и декорации к опере Римского-Корсакова рисовал известный русский художник Михаил Врубель.(Слайд 17) И что интересно, любимая супруга Михаила Врубеля исполняла в опере партию Царевны-лебеди. Впоследствии Врубель пишет картину “Царевна-лебедь”, которая посвящена именно оперному образу.
Посмотрите на картину. Какими словами можно ее охарактеризовать? (Ответы детей)
А знаете ли вы где хранится эта картина? (Ответы детей)
В Москве, в Третьяковской галерее. При возможности - обязательно посетите галерею и посмотрите.
Ну что “художники” есть у вас еще для нас информация? (учитель)
Да, конечно.
(портрет Билибина)
- Замечательный русский художник Иван Яковлевич Билибин, (Слайд 18) получил известность как иллюстратор русской сказки. Особенно известны его работы к сказкам А.Пушкина. Давайте посмотрим некоторые из них.(Слайд 19) (Иллюстрации Билибина)
Сбор картинок под музыку (Слайд 20) Прием “Организация работы в группах”
Затем каждой группе предлагается восстановить и склеить разрезную картинку.
Ребята наш урок подошел к концу. (Слайд 21)
3. Заключительная часть.
Удалось ли Вам достигнуть своих поставленных целей?
О чем вы сегодня узнали?
Вывод: как литература, музыка и изобразительное искусство, каждое из этих искусств своими средствами рисует художественный образ. Молодцы! Нам очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. А сейчас выставляем оценки за урок.
Какое задание на уроке вам больше всего понравилось? А какое задание вызвало затруднение при выполнении? (прием “Резюме”)
Домашнее задание. Предлагаем вам прочитать еще одну сказку А.С. Пушкина.
- Чудеса встречаются в жизни? Ну а сейчас чудесная белочка принесла вам сюрприз (орешки). Учитель раздает орешки.
Итог урока.