Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства в 4-м классе «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Художественные образы сказки в литературе, музыке и изобразительном искусстве»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Методическое обоснование урока.

№ п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1 Групповая деятельность.

Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

Основной этап
2 Игра - активная познавательная позиция учащихся, которая является основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности учащихся Основной этап
3 Коллективная деятельность – самостоятельный поиск при достижении поставленной перед учащимися задачи. Дополнительные вопросы, направляющие деятельность учащихся к достижению цели. Основной этап

Цели:

  • ученик научится различать художественные образы сказки в литературе, музыке и изобразительном искусстве на базовом уровне;
  • ученик получит возможность выявлять особенности развития поэтического текста, музыки и изобразительного искусства на повышенном уровне.

Задачи:

  • помочь учащимся погрузиться в эмоциональное и интонационное пространство через литературу, музыку и изобразительное искусство;
  • создать условия для коллективной творческой деятельности через разыгрывание сказки, песни;
  • расширить представление о развитии поэтического и музыкального образов;
  • создавать условия для размышления, анализа средств поэтического и музыкального языков.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа с элементами игры.

Тип межпредметных связей: интегрированный

Подготовительная работа: дети делятся на группы по интересам “Художники”, “Литераторы”, “Театралы”, “Музыканты”, работа с дополнительной энциклопедической литературой систематизация отобранного материала по заданным темам; опережающее задание “ История создания сказки”.

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод поэтической характеризации, метод эмоциональной драматургии, метод художественной интерпретации.

Формы и методы контроля: устный контроль, текущий контроль, самопроверка.

Оборудование: ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме “Сказка о царе Салтане”, детские музыкальные инструменты (бубны, тамбурины, ложки), фонограммы.

Раздаточный материал: карточки (оранжевая, синяя, белая), таблицы для заполнения, учебник “ В океане света”,

Музыкальный материал: фрагменты из оперы Н. Римского- Корсакова “Сказка о царе Салтане”: “Полет шмеля”, “Три чуда”, вступление к 2 действию- фрагмент мюзикла “Лукоморье”, песня “Добрые сказки” А. Ермолова.

План урока

Этапы урока,
Цели и задачи
Хронометраж
Художественно-
педагогическая деятельность учителя
Художественно-
эстетическая деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к деятельности

(эмоциональный настрой под музыку фрагмента из мюзикла “Лукоморье”)

Цель: создание эмоционального настроя.

Создает эмоциональный настрой.

Акцентирует внимание детей на знакомство с творчеством А.С. Пушкина

Представляет группы “литераторов”,

“театралов”,

“музыкантов”,

“художников” и организует этапы их дальнейшей деятельности.

Вслушиваясь в звучание музыки, эмоционально настраиваются. Личностные: Устойчивый познавательный интерес

Регулятивные: целеполагание

2. Основная часть 2.1 Выступление группы “Литераторов” Участвует в процессе выступления группы “литераторов” (делает необходимые комментарии, задает вопросы). Знакомятся с исследованием “Странички из жизни А.Пушкина”, представленной группой “литераторов” Личностные:

Устойчивая учебно- познавательная мотивация

Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов.

Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений.

Регулятивные:

Умение ставить учебные задачи

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Обеспечивает проведение викторины “Узнай сказку по строкам” при помощи мультимедиа презентации. Отвечают на вопросы викторины.
Подводит детей к осознанию и формулировке темы урока При помощи учителя формулируют тему урока, цели, задачи.
Организует актуализацию имеющихся знаний по теме исследования Проверяет полученные результаты по готовой таблице
3. Физминутка

Цель: психологическая разгрузка

Представляет систему упражнений для раскрепощения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Выполняют систему упражнений  
4. основная часть 2.2 Выступление группы “Музыкантов” Участвует в процессе выступления группы “музыкантов” (делает необходимые комментарии, задает вопросы) Знакомятся с исследованием “Интересные факты биографии Н. Римского - Корсакова”, представленной группой “музыкантов”. Делятся впечатлениями об услышанном. Личностные:

Устойчивая учебно- познавательная мотивация

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации.

Участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов.

Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений.

Регулятивные:

Умение ставить учебные задачи

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.3 Театрализованная инсценировка фрагмента сказки

Цель: психологическая разгрузка

Организует восприятие театрализации литературного произведения.

Комментирует вопросы, вызывающие затруднения у обучающихся.

Знакомятся с инсценировкой “Три девицы”, представленной группой “театралов”.

Участвуют в игре по тексту “Сказки о царе Салтане”

Личностные: познавательный интерес
2.4 Художественное восприятие фрагмента

“Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова

2.4.1 Художественное восприятие музыки

(фрагмент “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского - Корсакова).

Цель:

помочь детям почувствовать и услышать музыку

Подводит к теме чудесных превращений князя Гвидона.

Предлагает прослушать фрагмент чудесного превращения князя Гвидона в шмеля, изображенный музыкальными красками.

 

Помогает провести сравнительно – образный анализ поэтического и музыкального текстов.

Находят и зачитывают из учебника фрагменты чудесных превращений князя Гвидона.

Эмоционально откликаются на музыку.

 

 

Сравнивают, анализируют услышанную музыку.

Личностные: эмоционально “проживать” текст и музыку, выражать свои эмоции

Познавательные:владение формами рефлексивной оценки восприятия музыки.

Логические:

Умение проводить сравнение и анализ поэтического и музыкального образов

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2.4.2 Работа в группах.

Цель: выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке)

Предлагает выразить (передать) содержание музыкального образа в рисунке.

Контролирует выполнение работы.

Передают свои ощущения через рисунок. Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе рисования.

2.4.3 Художественное восприятие музыки (“Три чуда” из оперы Н. А. Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане”)

Цель:создание атмосферы звучащего пространства

Задача: помочь услышать мир звуков

Подводит к теме чудес в сказке А. С.Пушкина.

 

Предлагает прослушать музыкальную картину “Три чуда”.

Предлагает отметить появление каждого чуда (белку, 33 богатыря, царевну – лебедь )цветной карточкой.

Помогает провести сравнительно- образный анализ музыки и поэтического текста.

Находят и зачитывают из учебника фрагмент “Три чуда”.

Эмоционально откликаются на музыку.

Каждое появление чуда отмечают цветной карточкой.

Сравнивают, анализируют прослушанную музыку.

В процессе анализа выявляют, что композитор использовал мотив русской народной песни “Во саду ли, в огороде” при показе образа белочки.

Личностные: эмоционально “проживать” текст и музыку, выражать свои эмоции

Познавательные: владение формами рефлексивной оценки восприятия музыки.

Логические:

Умение проводить сравнение и анализ поэтического и музыкального образов

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2.4.4 Художественное исполнение русской народной песни “Во саду ли , в огороде”

Цели:

1.Создание условий для коллективной творческой импровизации.

2.Стимулирование творчества

Предлагает исполнить русскую народную песню “Во саду ли в огороде” при помощи детских музыкальных инструментов. Исполняют песню. Импровизируют в игре на детских музыкальных инструментах. Личностные:

Итерес к музыке и музыкальной деятельности

Регулятивные:

Проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкального произведения.

Коммуникативные: : умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

2.4.5 Рефлексивный анализ

Цель: создание условий для личной рефлексии каждого ученика

Предлагает дать характеристику каждому из трех чудес (заполнить таблицу )

 

Предлагает прочитать вслух свое описание чудес.

Личностная рефлексия каждого учащегося.

Самостоятельно заполняют таблицу (характеризуют чудеса подходящими словами)

Читают вслух описание чудес из таблиц.

Обмениваются своими мнениями.

Познавательные: владение формами рефлексивной оценки восприятия музыки

Логические:

Владение умениями и навыками самостоятельного образного анализа и сравнения музыкального произведения

2.5

Выступление группы “ Художников”

2.5.1

Выступление группы “Художников”

Участвует в процессе выступления группы “художников” (делает необходимые комментарии, задает вопросы) Знакомятся с исследованиями “Пушкинские сказочные образы в изобразительном искусстве”, представленной группой “художники”

Рассматривают репродукции картин М. Врубеля и И. Билибина при помощи мультимедиа презентации.

Анализируют изображенные образы, цветовую палитру. Высказывают свое личное мнение.

Личностные:

учебно- познавательная мотивация

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации.

Участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов.

Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений.

Регулятивные:

Умение ставить учебные задачи

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.5.2 Пазл “ Сказка о царе Салтана” Предлагает принять участие в игре “Собери картинку” Групповая работа (каждая группа собирает пазл под музыку) Логические : постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритмов решения творческих задач

Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения творческой работы

3 Заключительная часть Заключительная чать.

Цель:

Обеспечить обратную связь с учащимися на уроке. Узнать качественную и эмоциональную оценку урока учащимися

Помогает сделать выводы.

Предлагает детям высказать свое мнение об уроке. Какие задания понравились?

Какие вызвали затруднения при выполнении.

Выставление оценок за урок.

Делают выводы.

Высказывают свое мнение.

 
Домашнее задание      

Ход урока:

1. Мотивация к деятельности.

Дети входят в класс под музыку из мюзикла “Лукоморье”. Рассаживаются по группам.

(слайд 1)

Представление групп учащихся по интересам “Музыканты”, “Художники”, “Литераторы”, “Театралы”.

2. Основная часть.

- Чьи стихи положены в основу прозвучавшей музыки? (Пушкина)

Слово предоставляем группе “ Литераторов”

- Наше исследование называется “ Странички из жизни А.С. Пушкина”

Цель исследования: изучить интересные факты из жизни великого поэта.

Пушкина помнил себя с 4 лет. Особенно запомнилось землетрясение, которое было зафиксировано в Москве в 1803 году.

А в знаменитый лицей Пушкин поступил по знакомству. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик. Всего 30 человек. Но у Пушкина был дядя весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Но в списке успевающих учеников Пушкин вторым с конца.

Первая дуэль Пушкина случилась в лицее. А вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла быть пустяковой. Например в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого ни будь подлецом и конечно это заканчивалось стрельбой.

Он рисовал карикатуры на лицеистов. Однажды такой лист нашли и был большой скандал.

В Эфиопии 10 лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова “Нашему поэту”.

- В каких жанрах писал Пушкин? (Сказки, поэмы, стихи)

Сейчас предлагаем вашему вниманию викторину: “Узнай сказку по строкам”

Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) (слайд 2)

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает. (Сказка о рыбаке и рыбке) (слайд 2)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири – ку – ку:
Царствуй лёжа на боку!” (Сказка о золотом петушке) ( слайд 3)

Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде) (слайд 3)

Дал гонцу такой приказ:
“Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья.”
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане...)( слайд 4)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Цель урока вы сформулируете сами, каждая группа формулирует цель в соответствии с направлением деятельности. Озвучьте свои цели:

- группа “Литераторов”

- группа “ Музыкантов”

- группа “Театралов”

- группа “Художников”.

На основе результатов индивидуального опережающего задания дают ответы на вопросы:

1. Как называлась сказка? (“Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды”)

2. Что положено в основу сказки Пушкина?

3. Выявление сходства и различия народной сказки и литературной сказки.

Результаты представлены в таблице:

Проверка полученных результатов с помощью слайда 5

Название сказки “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды” Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царице Лебеди”
год написания неизвестен 1831 год, издана в 1832 году
жанр Народная сказка Литературная сказка
тема Любовь и зависть, обман и предательство
идея Победа добра над злом
особенности сказки Написана в прозе Написана в стихах
чудеса - чудный дуб

- боровы

30 отроков

- белка;

- 33 богатыря;

- царевна Лебедь

Вывод: литературная сказка берет начало из народной. Литературная сказка – наследница народной.

Физминутка.

Предоставляем слово следующему нашему сообществу “Музыкантов”( слайд6)

- А знаете ли вы что в годовщину празднования 100 летия со дня рождения А. Пушкина, композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков написал оперу “Сказку о царе Салтане”, а в основу ее положил сюжет сказки Пушкина?

- Нет ? не знаете?

- “Музыканты”! вам слово! ( прием “Пересечение тем”)

- Целью  исследования стало изучение биографии русского композитора Николая Андреевича Римского — Корсакова. И вот какие интересные факты мы узнали.

Оказывается, что Николай Андреевич Римский – Корсаков, не сразу стал композитором.

Да, конечно, он занимался музыкой с детства, как и все дети того времени. Но помимо этого он с детства мечтал отправиться в морское кругосветное путешествие.

В 12 лет он поступает в Морской кадетский корпус, который впоследствии оканчивает с отличием. А далее осуществляется его мечта. Он поступает на морскую службу на клипер “Алмаз” и отправляется в длительное кругосветное путешествие.

- Ребята благодаря этому обстоятельству в его произведениях так много симфонических морских пейзажей. Море у него во всех произведениях такое разное. Вы обязательно в этом убедитесь в более старших классах.

- Ребята ну а почему Римского-Корсакова называют композитором “сказочником”?

- Потому что через некоторое время он оставляет морскую службу и становится профессором Санкт-Петербургской консерватории. Впоследствии вдохновленный и пушкинскими сказками и не только ими он начинает писать оперы-сказки.

- Я вообще удивлен! Какое образование было в 19 веке в России! Это ведь какими знаниями надо было обладать чтобы стать сначала морским офицером, а затем профессором консерватории?

- И правда ребята, и история знает тому немало примеров : А. Бородин- ученый химик, а также известный композитор. П. Чайковский, по образованию- юрист, а также прекрасный композитор. Ну что- то мы отвлеклись с вами.

- Ребята вот вы говорите оперы-сказки, а вы знаете что такое опера?

- “Опера ”- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют . А также опера наполнена оркестровыми номерами.

- Правильно! и мы с вами в этом сегодня обязательно убедимся Ребята, а еще одна характерная особенность оперы в том, что она объединяет в себе несколько видов искусств: литературу, музыку и изобразительное искусство.

Итак мы начинаем. (фанфары). Во время звучания фанфар рассаживаются театралы.

(слайд 7)

Театрализация “Три девицы” (слайд 8) Прием “Театрализация”

- Вот мы с вами погрузились в сюжет знакомой нам сказки.

Сейчас мы посмотрим, насколько внимательно вы читали ее.

Игра по тексту сказки. (театралы)

1. Что хотела сделать первая девица , если станет царицей? (устроить пир на весь крещённый мир)

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру? (царицей)

3.Куда уехал царь Салтан? (на войну)

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своем письме? (что она родила богатыря)

5. Каким посланием было заменено её письмо? (что царица родила неведому зверюшку)

6. Какой ответ отправил царь Салтан? (ждать его возвращенья)

7. Что произошло с царским посланием? (оно было заменено на другое)

8. Куда волна вынесла царицу и сына? (на необитаемый остров)

9. Кого увидел юноша на острове? (лебедь и коршуна)

10. Что сказала царевичу лебедь? (ты убил чародея и спас девицу).

- Что отличает сказку от реальной жизни? (Чудесные превращения) (слайд 12)

- В опере как и в сказке происходит много разных событий. И также как в сказках Пушкина в опере происходят чудеса.

: - Ребята! Сколько чудесных превращений было укнязя Гвидона? В кого он превращался? (Комар, муха, шмель). (слайд 13)

:- Давайте зачитаем строки из сказки и найдем этому подтверждение. (комар стр. 125, муха стр 129, стр. шмель135).

Предлагаем Вам послушать как описывает этот момент Римский-Корсаков (слушание “полет шмеля”) Давайте закроем глаза и насладимся музыкой.

- Ну что, ребята! Представили вы себе этого шмеля? (Словесное рисование шмеля)

Работа в руппах.

- Нарисовать в группах чудесные преращения князя Гвидона?

Вступление фанфары

- О каких чудесах еще рассказывается в сказке? (Ответы детей “Три чуда”) (слайд14)

- Назовите их. Найдите описание в тексте стр 141.

- Молодцы!

- А в опере Римского — Корсакова “Три чуда” представлены огромной красочной картиной, которая написана музыкальными красками. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр рисует каждое из чудес. И сейчас вы должны определить в какой момент какое чудо появляется. Будьте внимательны! В музыке будет подвох. Каждое появление музыкального образа открывают фанфары, они нас как – бы предупреждают “Внимание! Внимание Слушайте и смотрите”. Итак слушаем. Слушание “три чуда”(работа с карточками)

А сейчас друзья, я хочу узнать, насколько вы были внимательны во время прослушивания музыки.

Не показался ли вам знакомым мотив белочки? (Даю подсказку, если не узнают.)

В основу ее образа положена известная русская народная песня. А вот какая, я хочу узнать это от вас. (Во саду ли в огороде) (слайд15)

Ну что узнали песню? Назовите ее. Давайте прямо сейчас разыграем песню “Во саду ли в огороде”.

Молодцы! Понравилось вам играть на музыкальных инструментах? (Ответы)

- А сейчас давайте присядем, каждый на свое место. У каждого из вас на столе лежит табличка, которую нужно заполнить. К каждому образу подберем по три слова, можно употреблять даже цветовую гамму.

(Заполняем таблицу в течении 2 минут).

Заполнение таблицы:

белка 33 богатыря Царевна-лебедь
     
     
     
     
     

Проверка: зачитывают слова чтобы слова не повторялись.

- Какая группа у нас еще не выступала? (группа “художников”)

Поскольку речь пошла об образах, мы провели свое исследование, целью которого было выявить, обращались ли художники к пушкинским сказкам, к музыкальным образам Римского-Корсакова. И вот что мы узнали:

Оказывается что эскизы костюмов и декорации к опере Римского-Корсакова рисовал известный русский художник Михаил Врубель.(Слайд 17) И что интересно, любимая супруга Михаила Врубеля исполняла в опере партию Царевны-лебеди. Впоследствии Врубель пишет картину “Царевна-лебедь”, которая посвящена именно оперному образу.

Посмотрите на картину. Какими словами можно ее охарактеризовать? (Ответы детей)

А знаете ли вы где хранится эта картина? (Ответы детей)

В Москве, в Третьяковской галерее. При возможности - обязательно посетите галерею и посмотрите.

Ну что “художники” есть у вас еще для нас информация? (учитель)

Да, конечно.

(портрет Билибина)

- Замечательный русский художник Иван Яковлевич Билибин, (Слайд 18) получил известность как иллюстратор русской сказки. Особенно известны его работы к сказкам А.Пушкина. Давайте посмотрим некоторые из них.(Слайд 19) (Иллюстрации Билибина)

Сбор картинок под музыку (Слайд 20) Прием “Организация работы в группах”

Затем каждой группе предлагается восстановить и склеить разрезную картинку.

Ребята наш урок подошел к концу. (Слайд 21)

3. Заключительная часть.

Удалось ли Вам достигнуть своих поставленных целей?

О чем вы сегодня узнали?

Вывод: как литература, музыка и изобразительное искусство, каждое из этих искусств своими средствами рисует художественный образ. Молодцы! Нам очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. А сейчас выставляем оценки за урок.

Какое задание на уроке вам больше всего понравилось? А какое задание вызвало затруднение при выполнении? (прием “Резюме”)

Домашнее задание. Предлагаем вам прочитать еще одну сказку А.С. Пушкина.

- Чудеса встречаются в жизни? Ну а сейчас чудесная белочка принесла вам сюрприз (орешки). Учитель раздает орешки.

Итог урока.