Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный
Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной группы: Рыбина Людмила Владимировна и Касаткина Маргарита Вячеславовна
Концепция проекта:
"Человек должен черпать силы у природы", - так считали еще древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель. О целебной силе воздуха, воды и солнца знали египтяне, римляне и греки. Сильное, бронзовое от загара тело почиталось, а бледный цвет лица и слабые мышцы считались просто неприличными. В нашей полосе недостаточное количество солнечного света в осенне-зимний период, поэтому очень важно весной и летом более длительное пребывание детей на солнце. В это время также увеличивается возможность для игр с водой, с песком, купание и обливание, игр на воздухе.
Солнечные лучи являются сильными раздражителями. Под воздействием солнца у человека вырабатывается "гормон счастья" - эндорфин, происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, при котором из организма выводятся вредные вещества, активизируется обмен веществ.
Воду по праву можно назвать эликсиром жизни. Систематические обливания, купания, сочетаемые с интенсивными физическими упражнениями, являются мощным стимулятором бодрости, хорошего настроения, источником здоровья.
Длительное пребывание на свежем воздухе повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов. Весной и летом особенно важно больше находиться в лесу, парке и у водоемов, где воздух обычно насыщен фитонцидами - активными веществами, выделяемыми растениями. В последнее время в средствах массовой информации все больше внимания уделяется здоровому образу жизни.
Анализ рисков (проблема):
С наступлением весенне-летнего оздоровительного периода дети все больше времени будут проводить на улице, выезжать с родителями за город, ходить в парк, в лес. Однако, проведенная с детьми беседа позволила выявить несформированность представлений детей о значении природных факторов для укрепления здоровья, а многие родители затрудняются правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и укрепление их здоровья.
Для эффективного решения данной проблемы необходимо выполнить следующие цели и задачи:
Цель проекта: формирование у детей представлений о значении природных факторов в укреплении здоровья.
Задачи:
1) Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей;
2) Развивать познавательный интерес детей к окружающей природе;
3) Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
4) Формировать навыки безопасного поведения в природе;
5) Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к людям, ведущим здоровый образ жизни.
Расчет ресурсного обеспечения:
Для реализации проекта мы проанализировали предметно-развивающую среду и выявили, что в детском саду и в семьях наших воспитанников недостаточно информационного, занимательного материала, дидактических игр, методической и художественной литературы, наглядных пособий.
Планирование проекта:
Данный проект мы реализовали в 3 этапа. На 1 этапе с 15 по 20 мая 2014 года мы проанализировали среду и участников проекта, риски; провели расчет ресурсного обеспечения; исследовали и проанализировали проблему; определили цель и задачи.
Второй этап - с 20 мая по 9 июня - реализация проектной деятельности: сбор, анализ и систематизация информации по данной теме; творческая деятельность детей, родителей и воспитателей.
Работа воспитателей:
- Подбор и знакомство с познавательной литературой по данной теме;
- Разработка и подбор практического материала для непосредственно-образовательной деятельности, игр, досугов, походов с детьми;
- Подбор загадок, стихов, рассказов, проблемных ситуаций;
- Подбор и систематизация иллюстрационного материала;
- Составление игротеки.
Творческая деятельность детей, родителей и воспитателей:
Работа с детьми | Работа с родителями |
Чтение художественной литературы по
данной теме: К. И. Чуковский "Краденое
солнце", "Мойдодыр", "У солнышка в
гостях" (словацкая сказка), Ю. Тувим "Письмо
ко всем детям по очень важному вопросу", О.
Высоцкая "Солнце, солнце, ты откуда?", И
Токмакова "Здоровым быть приятно",
"Солнечные зайчики" и др. Отгадывание загадок о солнце, воздухе, воде и др. природных явлениях (роса, град и т.д.) Организация похода на лесную поляну. Целевая прогулка в парк "Уронило солнце лучик золотой" Целевая прогулка к водоему "Речное царство, прибрежное государство" Непосредственно-образовательная деятельность с детьми: "Дорожка здоровья", "Откуда берутся болезни", "Путешествие в страну "Здоровье", "Путешествие за витаминами" и др. Игры-экспериментирования с водой, ветром, солнцем, песком. Решение проблемных ситуаций к проекту Спортивные досуги, развлечения, праздники на свежем воздухе "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!" Игры с водой, с песком "Песочные и водные фантазии" Разучивание стихов, хороводов, песен Составление загадок о природных явлениях по схемам Театрализованная игра "Верные друзья ЗОЖ" Выполнение аппликации и рисунков на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" |
Папка - передвижка "Растим здорового
ребенка" Консультация "О летнем отдыхе детей" Стенд "Доктор Айболит" - информация на тему "Ребенок на даче" Анкетирование родителей на тему "Роль природных факторов в укреплении здоровья детей" Родительское собрание на тему "Профилактические мероприятия в весенне-летний период, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей" "Календарь здоровья" для родителей Опыт семейного воспитания "Традиции ЗОЖ в нашей семье" Туристический поход на лесную поляну Выпуск газеты "Кораблик" на тему "Мы за ЗОЖ" Изготовление родителями атрибутов в "Музей Солнца" Заседание семейного клуба "Домовенок" на тему "МЫ за ЗОЖ" "День здоровья" - день открытых дверей для родителей Совместные рисунки детей и родителей к проекту "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" |
3 этап - презентация результатов творческой деятельности участников проекта с 10 по 15 июня 2014 года:
- Театрализованная игра "Верные друзья ЗОЖ"
- Фотовыставка "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
- Сборник загадок о природных явлениях
- Выставка "Музей Солнца" (объемные работы, выполненные родителями в различных техниках)
- Семейный клуб "Домовенок" на тему "Мы за ЗОЖ"
Исполнение проекта:
Данный проект реализован с 15 мая по 15 июня 2014 года. Презентация проекта состоялась на педсовете 16 июня 2014 года (протокол № 3 от 16 июня).
Предполагаемый результат - ценностное, осознанное отношение детей к ЗОЖ; сформированность представлений о способах сохранения и укрепления здоровья с помощью природных факторов; умение родителей правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и укрепление их здоровья.
Новизна:
1) Нами разработан педагогический проект, охватывающий всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленный на формирование у детей представлений о значении природных факторов в укреплении здоровья, в соответствии с ФГОС.
2) Содержание разработанных конспектов непосредственно-образовательной деятельности с детьми не оторвано от жизни детей, что стимулирует перенос полученных знаний в реальную жизнь, т. е. активизируется субъектная позиция ребенка.
3) Умения, которые формируются у дошкольников, относятся к поведенческим умениям, а не только к области теоретических знаний.
4) При планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми ставилась задача на актуализацию мотивационно - эмоциональной составляющей в личном опыте детей, что, в свою очередь, способствовало развитию познавательного интереса у дошкольников.
Приложения:
1) Конспекты непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
2) Фотоальбом "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
3) Рисунки, аппликации.
4) Сборник загадок о природных явлениях.
5) Выставка "Музей Солнца" (объемные работы, выполненные родителями в различных техниках).
6) Картотека игр с водой, с песком "Песочные и водные фантазии".
7) Папка - передвижка "Растим здорового ребенка".
8) Стенд "Доктор Айболит" - информация на тему "Ребенок на даче".
9) "Календарь здоровья" для родителей.
10) Опыт семейного воспитания "Традиции ЗОЖ в нашей семье".
11) Выпуск газеты "Кораблик" на тему "Мы за ЗОЖ".