Цель:
- Углубить представление о роли корня в словах.
- Упражнения на выделение корня в однокоренных словах.
- Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
- Культурологический аспект (по корню можно определить историческое родство слов, исторический корень).
Ход урока
1. Орг. момент. Слайд 1. Солнышко
Встало солнышко с утра
Заниматься нам пора
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем.
У нас урок русского языка.
Записываем число, классная работа.
2. Чистописание. Слайд 2.
Посмотрим на картинку. Кого вы здесь видите?
(слова: бабушка, мать, дедушка, отец, сын, дочь).
- Что объединяет эти слова? (Они родственники?)
- С какого звука начинается это слово? Что обозначает этот звук? С какой буквы?
Записываем Р р Рр родственники.
Прочитайте высказывание о Родине К.Д.Ушинского и найдите родственные слова.
(1 ученик читает, а другой берёт слова).
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё для нас родное. Много есть на свете всяких хороших государств, земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. (13 экз. на каждую парту).
Посмотрим на эти слова.
- Что у них общего? Корень.
- Как можно по-другому назвать эти родственные слова? (однокоренные)
А все ли слова будут однокоренные?
- А почему слова (родным, родная, родное) не являются однокоренными?
Это форма одного и того же слова.
Продолжим чистописание и запишем однокоренные слова, выделяя корень.
Родина, родилась, родная.
- А что такое корень?
Давайте попробуем вспомнить это правило. Слова: суффикс, окончание, приставка, корень.
Корнем называется общая часть родственных слов.
Корень – главная значимая часть слова. Почему главная, значимая?
А для чего нужны суффиксы и приставки? А для чего нужно окончание?
А кто догадался, какая тема нашего урока.
3. Работа над новым материалом.
Слова, как и люди, живут семьями.
У каждого слова есть корень, и есть родня - слова с таким же корнем. Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные.
Послушайте, сказку и найдите, однокоренные слова 1 ученик читает, 2 выбирает однокоренные.
Грамматическая сказка “Чужак”
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует, Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Теперь посмотрим. Почему же он чужак.
Вывод: Однокоренные слова должны иметь 2 признака
1) общая часть (корень)
2) общий смысл значение.
Физминутка
Я буду называть однокоренные слова к слову дом.
Если я права то вы делаете наклон вперёд, а если нет приседаете.
Домашний, домбра, домик, домерить, домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домовничать.
Почему вы приседали? Какой вывод хочется сделать.
Повторение Однокоренные слова имеют общую часть корень и общий смысл – общее значение.
4. Работа с учебником.
А сейчас займёмся исследовательской деятельностью.
Упр. 5 стр. 101.
Прочитайте и скажите
- Какое языковое открытие сделал герой рассказа Паустовского “Родник в мелколесье”
Кто сможет сказать, над чем, мы работаем весь урок.
Работа над упр.6. стр. 102. Самостоятельно
- 1. вариант - записать однокоренные слова
- 2. вариант - Формы слова.
Поменялись тетрадями, проверили.
Физминутка
У наших зим особенная прелесть!
Под вечер успокоится пурга
И хлынет снег, как будто загорелись, закатом подожженные снега.
Снежинки.
Или представьте зимний лес, мороз, хрустит снег. Следим за снежинками глазками.
А поможет вам отдохнуть музыка.
А теперь послушайте сказку.
Жил-был корень – уч. И вот, надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставка и суффикс объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корешок уч в огромное семейство слов. Вот его семейство:
На доске:
Ученик, учить, учебник, учитель, обучение учёный, заучивать, учебный, научить, учёба.
Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: Вас, наверное, интересует словообразование.
И он был прав. Словообразование действительно изучает, из каких частей, состоит и в какой последовательности образуется слово.
Одно слово может превратиться в другое стоит приставить к нему приставку или суффикс.
Упр. 7 стр. 102.
И вот вы сейчас попробуйте записать, как можно больше однокоренных слов на листочках.
1 в.
2 в.
5. Итог урока.
В резерв: Записать, однокоренное с комментированием.
Снежная сказка.
Проплясали по снегам снежные метели
Снегири снеговикам песню просвистели
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежинки, режут снег снегурки.